Шпаргалка по "Философии"

Автор: Афанасьев Алексей, 09 Декабря 2010 в 01:33, шпаргалка

Описание работы

1.Определение науки. – стр.4
2.Аспекты философского изучения науки. – стр.4
3.Наука как социальный институт.
4.Функции науки в культуре. – стр.5
5.Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических наук. . – стр.5
6.Эмпирический уровень научного исследования. . – стр.5
7.Теоретический уровень научного исследования. . – стр.5
8.Античные ученые и философы.
9.Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
10.Птолемеевская космологическая модель.
11.Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
12.Три познавательные традиции в средневековье.
13.Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
14.Роль И.Ньютона в истории науки.
15.Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
16.Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
17.Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
18.Установки и принципы классического естествознания.
19.Установки и принципы неклассического естествознания.
20.Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
21.Исторические этапы развития техники и образы природы.
22.Классическая и неклассическая рациональность. . – стр.9
23.Философское понимание материи.
24.Современные научные представления о материи.
25.Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
26.Проблема демаркации в методологии науки.
27.Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
28.Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
29.Статическая и динамическая концепции времени.
30. Восточная доктрина об эволюции.
31.Основные направления глобальной эволюции.
32.Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения.
33.Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
34.Антропный принцип.
35.Отличительные признаки человека и животных.
36.Основные значения понятия сознания.

Работа содержит 1 файл

для печати.docx

— 217.18 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.

Революции в  физике связано с открытием микромира. Принципы и понятия неклассической науки часто лежат за границей привычный представлений.

  1. Электронное  строение материи и энергетическое мировоззрение.

1831г. – М.  Фарадей-самоучитель из семьи  кузнеца. Показал, что переменное  магнитное поле индуцируется  в проводнике электрического  тока. С технической стороны это  послужило основой для разработки  электрооборудования и электрогенератора,  а с теоретической стороны  привело к новой теории структуры  вещества. Исходные материальные  образования – это поле, а атомы  лишь сгустки силовых линий  поля по Фарадею. Материя занимает  всё свободное пространство, ее  характеризуют силы притяжения  и отталкивания. Поле – особый  вид материи, носитель и передатчик  энергии.

  1. Дж. Максвелл создал теорию магнитного поля, зарождение континуальной физики.
  2. Изменение представления о пространстве и времени.

В классической механике Ньютона пространство имеет  следующие характеристики:

  • Евклидово бесконечно пространство, оно однородно, его свойства не меняются от точки к точке.
  • Изотропно, одинаково во всех направлениях
  • Является частично пустым, частично заполненным, используется метафора «вместилище пустоты»

Абсолютное  пространство – удобная площадка для наблюдений, с которой неподвижный наблюдатель может оценить любое движение. В мире, где всё движется такого обнаружить практически невозможно.

Теория  относительности возникает из-за попытки примирить механику и оптику, т.е. электромагнетизм, пытается согласовать движение при малых скоростях с законами для больших скоростей

Возникновение квантовой теории. М. Планк при решении проблемы абсолютной герметизации тела выдвигает гипотезу, что полость тела излучает свет порциями, это порция – одно из понятий кванта. 1905г. – открытие фотоэффекта, свет не только излучается, но и поглощается порциями. Бор, Шредингер, Гейзенберг – основоположники квантовой теории. Квантовая логика принципиально отличается от привычной классической.  До этого исторически соперничали 2 теории о природе света: волновая и корпускулярная. Затем приходит осознание того, что возможно объекты обладают свойствами и того, и другого.

Появление «принципа дополнительности» (получение экспериментальной информации об одних физический величинах неизбежно связано с потерей информации о других величинах) и «принцип неопределенности» (величины не могут вместе принимать точные значения). 

  1. Установки и принципы классического  естествознания.
  2. Объект исследования – макромир, существует объективно, не зависит от человека, объекты относительно устойчивые образования.
  3. Способ исследования – опорно-физические  чувства, можно вести наблюдения непосредственно или через прибор. Эксперимент должен быть воспроизведен разными исследователями.
  4. Появление учений о причинно-следственных связях. Причины и следствия – парные понятия, одного без другого не существует.
  5. Эксперимент – основа познания, необходимость воспроизведения.
  6. Объективность знания теория адекватно описывает реальность, языки описания субъективны.
  7. Физический  мир не претерпевает существенных изменений.
  8. Законы, открытые наукой, вечны и неизменны.
 
 
 
 
 
 
  1. Установки и принципы неклассического  естествознания.
  2. Составной микромир, макромир, мегамир(космология). Разные виды материи.
  3. Способ исследования – отказ от непосредственного чувственного наблюдения (диалог с природой через знаковые системы)
  4. Изучение того, что может быть. Зная предыдущее состояние, можем прогнозировать будущее.
  5. Эксперимент  - основа познания, но не всегда воспроизводим.
  6. Объективность знания ограничена средствами познания.
  7. Глобальный эволюционизм, в котором устойчивость сочетается с неустойчивостью.
  8. Законы естественной науки ограничены областью действия, ставится вопрос о возможностях и границах любой теории и модели.
 

20. Понятия техники  и технологии. Природа  и сущность техники.

  Техника имеет двойственную природу:

  1.Созидание

  2.Творческто

  Узкий смысл понятия  техники: техника как артефакт. Под техникой понимается техническое устройство для решения культурных задач

  Широкий смысл понятия  техники: Искусственный или организованный прием усиливающий, улучшающий, облегчающий любое действие.

  Изучение  процесса создания  техники включает 3 характеристики:

  - субъективные (личностные) – знания, изменения,  опыт, квалификация, идеи.

  - объективно  – природные – материальные  ресурсы и возможности их использования

  - объективно-социальные – организация труда и промышленная технология.

  В технике  совмещается искусственное и естественное. Чтобы создать артефакт нужно учесть законы природы и желания человека.

  Техника как средство

  Техника – средство человеческой деятельности, но ее не заменяет. Техника - -это элемент для удовлетворения потребностей.

  Техника – средство реализации потребности, как творчество. Уникальное средство преобразования окружающей среды. Сущность техники – призвана усиливать  органы и возможности человека.

  Узкий смысл понятия  технологии: Совокупность или система правил, приемов, методов получения, обработки, переработки сырья.

  Широкий смысл технологии - средство достижения цели. Технология не нейтральный инструмент. Выражение соц-ых, культурных интересов 

21. Исторические этапы  развития техники  и образы природы.

период Образ природы Способы создания техники 
До  цивилизационный 
 

Цивилизационный  
 

Античность 
 

Средние века, возрождение 

Новое время 
 

XIX – XX в

Природа – живой  организм, магия 

Природа – живой  организм. Идея космического цикла 

Природа – живой  организм. Первоначало. 

Сотворенная природа, творящая природа 

Природа – резервуар  сил, материалов 

Природа как  организм, целое

Опытная техника 
 

Ремесло 
 

Научное ремесло 
 

Научное ремесло, мастерство 
 

Инженерия, изобретательство, конструирование 

Проектирование  технологий

 
 
 

22. Классическая  и неклассическая рациональность.

Рациональность- это стиль мышления, умение рассудить разумно и целесообразно. Научные революции – смена типов рационального мышления.

  1. Кл.: Сознание направлено на существующий независимо от человека миропорядок, фотографирование, нет критики. Неклас: Рациональность обязательно включает критическую установку по отношению к своим собственным принципам, идеям, предпосылкам и средствам.
  2. Кл.: монологизм, отстаивание своей позиции, единственно претендующей на правоты (мышление в категориях действительного). Неклас: диалогизм, признание правомерности существования других точек зрения, не сводимых позиций, конкуренция позиций (мышление в категориях возможного).
  3. Кл.: Установка на полную рационализацию в познании, игнорирование иррационального, чувственного, невыразимого. Неклас. Установка на диалог рационального и внерационального (наука и религия, наука и. искусство, науки и духовные практики).
  4. Кл.: исключение ценностного измерения в знании. Неклас. Включение. Ориентация на ценность
  5. Кл.: рациональное сознание отражает мир. Неклас: рациональное сознание творит мир. Само познание понимается как проектно-конструктивная деятельность.
  6. Кл.: абстрагирование рационального познания от контекста социальной деятельности. Неклас: рациональное познание ориентировано на позицию другого, на совместимость действия.
  7. Кл.: противопоставление рационального свободе и риску, попытки избежать драматизма. Неклас: признание неопределенности и риска как необходимых составляющих бытия. Необходимость свободы и риска в человеческих поступках, в том числе и в научном познании.
 

23. Философское понимание материи.

Начиная с античности: множество  понимания материи  исходя их разных аспектов.

1) Материя как  универсальный субстрат – «то  из чего». То из чего возникают  и делаются все вещи; Аристотель  и др. до него (досократики).

2) Материя понималась  как живая, движущая сила. В  этом отличие от механицизма  нового времени, установка, которая  утвердилась в совр. естествознании. Пример: огонь Гераклита – это психоматериальная сила, особая энергия, которая соединяет разум, меру и материальные начала.

3) Понятие первоматерии. У Платона первоматерия мыслится как вечное пространство (хоро топос), которое не приемлет разрушение, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения. Первоматерия – восприемница и кормилица всякого рождения (материя от слова «мать»). Если взять предельную первооснову, то она проста. Она считается корнем (0-й уровень). Следующий уровень – что-то происходит, развивается. В отношении второго уровня 1-й уровень тоже будет корнем. 0-й уровень является «подложкой» под чего то, далее происходит развитие.

4) Чистая субстанция  – это чистое сознание (буддизм). Это корень материи и сознания.

Вольфганг Паули (физик) и К.Г. Юнг (психоаналитик). Первоначало  мыслится таким что нет ни сознания ни материи.

5) Первоматерия мыслится как потенция бесконечного творчества. Она сама тождественна, т.е. там нет никаких форм. Но находясь в движении принимает любые формы. Первоматерия обладает свойством абс.  пластичности. Условие вечного творчества жизни.

Что такое формы  – любые материальные образования.

6) Свойство материи  структурироваться. 

1-я структуризация  у Платона – «вторая материя» - стихии. Стихии это несколько  другой уровень развития космоса.  Первоматерии – корень для стихий. Все рассуждения основаны на основе «единства однообразного». У Платона материя структ. при взаимод. с числовыми образами. Число здесь не понимается в абстрактно-математич. ключе. Речь идет о геометрии природы. В основу структурирования материи положен принцип геом. атомизма, согласно которому есть простая фигура – треугольник, с помощью которой можно породить все остальные фигуры и объемные тела.

Геометризация материи, или пространственная структуризация, сегодня рассм. как универс. принцип, определяющий свойства материи на всех уровнях организации мироздания.

24. Современные научные представления о материи.

   Друзья  материи и друзья идей. В античности не было терминов материализм и идеализм. Впервые эти понятия появляются у Лейбница (Новое время). В одном  из его писем: чтобы отделить свои фил. предст. от друг. он вводит эти термины. Относит к материалистам Эпикура, к идеалистам – Платона. Но в его понимании речь шла о философах, которые выводили все сущее либо из материи, или из идей и космоса, но при этом не отрицали ни того ни другого. Речь шла о друзьях материи и друзьях идей. Различались способы построения идей. После этого начинают разделять идеалистов и материалистов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"