Шпаргалка по "Философии"

Автор: Афанасьев Алексей, 09 Декабря 2010 в 01:33, шпаргалка

Описание работы

1.Определение науки. – стр.4
2.Аспекты философского изучения науки. – стр.4
3.Наука как социальный институт.
4.Функции науки в культуре. – стр.5
5.Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических наук. . – стр.5
6.Эмпирический уровень научного исследования. . – стр.5
7.Теоретический уровень научного исследования. . – стр.5
8.Античные ученые и философы.
9.Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
10.Птолемеевская космологическая модель.
11.Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
12.Три познавательные традиции в средневековье.
13.Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
14.Роль И.Ньютона в истории науки.
15.Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
16.Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
17.Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
18.Установки и принципы классического естествознания.
19.Установки и принципы неклассического естествознания.
20.Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
21.Исторические этапы развития техники и образы природы.
22.Классическая и неклассическая рациональность. . – стр.9
23.Философское понимание материи.
24.Современные научные представления о материи.
25.Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
26.Проблема демаркации в методологии науки.
27.Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
28.Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
29.Статическая и динамическая концепции времени.
30. Восточная доктрина об эволюции.
31.Основные направления глобальной эволюции.
32.Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения.
33.Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
34.Антропный принцип.
35.Отличительные признаки человека и животных.
36.Основные значения понятия сознания.

Работа содержит 1 файл

для печати.docx

— 217.18 Кб (Скачать)
  1. Статическая и динамическая концепции  времени.

   статическая концепция времени.

   Она сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Это лишь иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.

   В нашем  сознании динамическая концепция времени явно господствует. Каждый из нас исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно и скрыто в возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени в настоящем заложено)

   Статическая и динамическая модели времени сосуществовали много веков. Еще Платон совмещал обе концепции, полагая, что статическое время царит в единственно реальном вечном "мире идей", время же динамическое — в "мире вещей", где все "возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле". Средневековые схоласты приписывали высшему бытию свойства статической модели, к реальности же применяли динамическую концепцию.

   Свои  нерешенные проблемы есть и у статической  и у динамической концепций, но у  каждой из них есть и сильные аргументы. Некоторые современные философы полагают, что развитие обеих моделей может привести к их синтезу.

  1. Восточная доктрина об эволюции.
  2. Основные направления глобальной эволюции

   На  каждом из        этапов эволюции действуют свои особые закономерности, при этом сохраняются законы предшествующих эволюционных этапов. Между культурной и биологической эволюцией имеют место прямые и обратные связи. Эволюция культуры влечет за собой преобразование окружающей среды, а окружающая среда обеспечивает отбор ценных для адаптации генетических и когнитивных (мышление, понимание, восприятие и т.п.) изменений.

      Учеными      выделены       следующие    основные    закономерности эволюционного процесса: (1) Наличие универсальных связей, глубинного внутреннего единства в развитии Вселенной, природы, общества и человека (коэволюция). (2) Направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. (3) Отбор наиболее эффективных форм, программ (конкуренция, кооперация). (4) Сосуществование разных эволюционных времен. (5) Неравномерность эволюции внутри одной системы (“потоки эволюции”). (6) Нелинейный процесс эволюции. Гипотеза о прерывности развития − “пунктуализм” (наличие причин возникновения нового, которые человек не в состоянии просмотреть). Эволюция (подъем, прогресс) и инволюция (спад, регресс) отдельных программ. Концепции ритмов развития. (7) Наличие кризисов как точек неустойчивости, бифуркации, фаз перехода к новым качественным состояниям. Катастрофы-кризисы (но не обязательно).

      Важно обратить внимание на  общий вывод, к которому приходят  многие исследователи: современный исторический этап характеризуется глобальным характером кризиса, совмещением кризисов разных областей материальной и духовной культуры: в экологии, политике, экономике, искусстве, морали.

  1. Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения.

   В 1946 году Джордж Гамов с сотрудниками предложил  совершенно иную космологическую теорию.3 Основные особенности этой революционной  теории представлены в таблице, в  которой время измеряется миллиардами  лет. Настоящее время обозначено цифрой „15", ибо, по теории Гамова, Вселенная началась 15 миллиардов лет назад. Именно в тот момент, обозначенный на таблице цифрой „О", появился внезапно, из ничего, гигантский огненный шар, так называемый первичный сгусток энергии, известный в популярном обиходе как „большой взрыв". Внезапным появлением первичного огненного сгустка и ознаменовалось начало Вселенной, в том смысле, что до „большого взрыва" не существовало абсолютно ничего.

   каким образом происходило развитие первичного сгустка энергии, результатом которого явилась та Вселенная, которую мы знаем? Наш мир состоит из материи (в виде атомов и молекул), являющей собой исходную составную часть  всего, что мы видим, от звезд и  галактик до океанов, деревьев и животных. Откуда же взялась вся эта материя?

   Ответ содержится в знаменитой формуле  эйнштейновской теории относительности:

   Е = тс2,

   где Е означает энергию, т - материю, и с - скорость света.

   Эта формула  отражает способность материи превращаться в энергию. Более того, поскольку  с2 представляет собой огромную величину, малого количества материи достаточно, чтобы произвести гигантское количество энергии.

   Теория  „большого взрыва" построена  на том, что эйнштейновская формула  действует в обоих направлениях: не только материю можно превратить в энергию, но и энергия может  быть превращена в материю. Хотя для  производства даже малого количества материи требуется огромное количество энергии, запас ее в первичном  сгустке был столь грандиозен, что он послужил источником всей материи, существующей ныне во Вселенной. Первичный  сгусток состоял из световой энергии  того же типа, какая излучается Солнцем.

   Известной нам формой материи являются атом либо группа атомов, называемые молекулой. Однако, когда, сразу после нулевого времени, произошло образование  материи, она не существовала в форме  атомов. Невероятно высокая температура  первичного сгустка мгновенно разрушила  бы любой атом. Поэтому материя  существовала в иной форме, которая  на­зывается „плазмой". Существенное различие между этими двумя формами материи заключается в том, что атом в электрическом отношении нейтрален, тогда как плазма состоит из частиц, несущих либо положительный, либо отрицательный заряд. Эти заряженные частицы „ловят" свет, блокируя его проникновение сквозь плазму. Поэтому со стороны плазма всегда выглядит темной.

   Спустя  доли секунды после „большого  взрыва" вселенная состояла из света  первичного сгустка, пронизывающего плазму. Хотя свет сгустка был невероятно силен, плазма вобрала его в себя; свет не мог проникнуть сквозь нее  и потому был „невидим". Начиная с нулевого момента, раскаленный первичный сгусток стал стремительно охлаждаться. Он охладился настолько, что это позволило заряженным частицам плазмы соединиться и образовать атомы. Образование атомов из плазмы было жизненно-важным событием, определившим путь развития Вселенной в ее теперешнем виде.

     Подтверждение теории.

   В 1965 году два американских ученых, сотрудники научно-исследовательской лаборатории  телефонной компании „Белл", Арно Пензиас и Роберт Уилсон, занимались измерениями галактических радиоволн с помощью особо чувствительных антенн. Во время испытания антенны они заметили очень слабое, незнакомое электромагнитное излучение, которое шло, казалось, со всех сторон из космического пространства. Вскоре стало ясно, что это и есть та самая радиация, которую предсказала теория „большого взрыва".

   Теория  „большого взрыва" получила дополнительное подтверждение в конце 90-х годов, когда космический спутник СОВЕ передал результаты произведенных  им измерений. Американское Агентство  по Освоению Космического Пространства (NASA) запустило этот спутник за пределы  атмосферы с целью измерения  различных свойств излучения, вызванного „большим взрывом". 
 

  1. Гипотеза  “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое  значение.

   Вселенная как целое, ее строение и эволюция представляют собой предмет изучения особой науки − космологии. Только в XX веке стало возможным изучение Вселенной с опорой на научные  знания и методы. Особую роль в этом смысле играют такие дисциплины как  физика, астрофизика, химия, математика. Революционные открытия конца XX века в космологии оказывают мощное влияние  на изменение научной картины  мира и общего мировоззрения.

   Можно выделить ряд интригующих проблем  современной космологии, имеющих  мировоззренческое значение. Одна из них:

   Проблема  природы “тёмной материи”: весь видимый и доступный научному наблюдению мир составляет 5% массы  вещества, а 95% массы вещества отводят  на так называемую “тёмную материю” (невидимую).

   Согласно  ведущей гипотезе, тёмная энергия  − гомогенна, не дискретна. О ней  известно лишь то, что она оказывает  отрицательное давление, которое  действует как антигравитация и вызывает ускоренное расширение Вселенной.

   Гипотеза  о темной материи возникла в 1931 году. Швейцарец Фриц Цвикки пересчитал все галактики в одном скоплении и по их светимости – чем ярче, тем больше звезд, тем тяжелее – оценил общую массу. Затем по красному смещению спектральных линий Цвикки определил разброс скоростей галактик. И тогда он обнаружил, что скорости слишком велики и найденного по светимости количества материи явно недостаточно. Гравитационное поле, порожденное такой небольшой массой, не удержит галактики в скоплении – улетят и не вернутся. Почему не улетают?

   Цвикки выдвинул смелую гипотезу: в богатых скоплениях присутствует невидимая, скрытая масса, которая и удерживает галактики. Большинство астрономов скептически восприняли его результаты. А может, скопление галактик – это временная конструкция, говорили они. Может, она распадается, а галактики – разлетаются. Тогда никакой скрытой массы не надо, хватит и той, что светится. Короче, не поверили.

   Не  поверили и молодому датчанину Яну  Оорту, который в 1932 году изложил свои исследования динамики звезд нашей Галактики. Оорт рассуждал: поскольку эти силы, удерживающие звезды в пределах диска, имеют гравитационный характер, то можно на основании измеренных скоростей звезд оценить требуемое количество вещества. В своих вычислениях он учел массы всех известных к тому времени типов звезд в диске, а также вклад облаков космического газа и пыли, – однако суммарная величина «видимой» массы оказалась заметно меньше ожидаемой – всего лишь 30–50% от значения, необходимого для того, чтобы звезды не покинули пределы Галактики.

   В 1960 году Оорт повторил вычисления и получил тот же результат. 

  1. Антропный принцип

   АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (греч. anthropos — человек) — один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных — постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов — ядер, атомов и т. д. Например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной. Осмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии А.П. Существуют различные формулировки А.П., но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. "Слабый" А.П. гласит: "То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей". "Сильный" А.П. говорит о том, что "Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей". Иными словами, наш мир оказался "устроенным" так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться.

  1. Отличительные признаки человека и животных

   К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того , на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению , т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

   Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить  действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который  пытается выиграть за счет грамотных  скоростей перебора всех возможных  вариантов.

   Этология  получает все больше данных о том, что в поведении человека и  животного много схожего. Животные испытывают чувство радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает , что он делает, и понимает мир.

   Вторым  главным отличием является то, что  человек обладает речью. Опять–таки, у животных может быть развита  система общения с помощью  сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в  отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

   Способность к труду – еще одно фундаментальное  отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам  деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что  животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует  ее, и что в конечном счете труд создал человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"