Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"
1.Понятие мировоззрения. Типы и формы мировоззренческого постижения деятельности.
Мировоззрение это совокупность общих предметов о действиях, кот. отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности (оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в ивде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность че-рез призму законов).
Философия - особая область высоко абстрактного знания о мире в целом, о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. - особый вид всеобщего мировоззрения. Задача ф-го мир-я постижение глубочайшего смысла происх событий. Если спец. Обл. знаний дают ср-ва для чел. деятельности, то Ф определяет цели и смыслы этой деят-ти.
2.Конкретно-исторический характер философского знания. Социальные функции философии и её место в системе культуры.
Функции Философии: 1-объяснение мира;
2-методологическая (накопление и обобщение) 3-отображение своего времени 4.мировоззренческая. Существуют несколько определений в зависимости от структуры Ф знания: онтология (з-ны развития П, О, Ч), гноссеология (отображение всеобщих з-ов в сознании Ч), антропология (Ф- наука о О бытии О сознании). Ф- мировоззренческая наука, масштабный взгляд на жизнь, Ч и др аспекты.
Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.
Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств. Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий чел. с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структкрой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о Онтологии - учении о бытии и о Гноссеологии или Эпистемологии - учении о познании, и о Логике - учении о формах мышления. Ф. вопросы. Является ли сладость объективн свойством сахара или это льшь субъективное ощущение чел.? Принадлежит ли красота предм. природы, людям... или она продиктована чувством прекрасного, челов. способностью воспринимать красоту? Вопрос о чел. свободе. Связан ли прогресс общества лишь с объективными показателями темпов эконом развития или же включает и субъективные, челов. аспекты? Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Большая многоплановая проблема " мир-человек", по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщаа формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблеммы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. воросом ф.
3.Общефилософская проблема единства мира и основной вопрос философии. Материализм и идеализм.
Основной вопрос: 1-что первично материя
или сознание дух; 2- познаваем ли мир; 3-
проблема "мир-человек". Философия(с
греческ. "любовь к мудрости")- это
учение о высших принципах действительности,
о первых началах бытия, учение о глубинной
основе мира. Осн. фил-ие проблемы: 1.онтология(теория
познания). 2. гносеология (учение о бы-тие).3.методология(учение
о развитии).4.социология(соц.
Определенной попыткой сближения материализма и идеализма стал дуализм - философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга, равноправных начал: материального и идеального (Декарт).
Основной вопрос – отношение мышления к бытию. 2 ответа: мат первична дух вторичен, наоборот.
Структура фил. знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития об-ва. От общей соц. отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки.5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений.
С. ф. выражается в с. ее языка. Язык ф. – язык категорий и понятий, т.е. ф. Оперирует понятиями, категориями – продуктами рассудка. Ф. является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1) Исходным пунктом и целью ф-ии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2) Ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; 2) Основным средством познания является человеческий разум — Логос; 3) Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; 4) Ф-я сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества) Ф-я — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
5.Философия и наука. Проблема научной объективности философского знания.
Ф. 1)накопление знаний; 2) специализация знаний; 3) формирование теорет. разделов. В наше время развит научно - мировоз. подход (такая система понимания мира и места в нем Ч, которая опирается на науку). Обще - мировоз., теоретико - познават., ценностные функции берет на себя Ф.
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Фило-софия как особый способ духовного освоения мира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследований. Философия как наука использует научные методы и подходы в изучении и познании внешнего мира. Частные науки явл. одним из методов познания с практической стороны и предоставляют философии конкретные результаты и опыт для дальнейшего развития философской мысли. Такие науки как математика и логистика (составляющие логики) явл. неотъемлемой частью философии и представлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель).
6. Зарождение философской мысли в цивилизациях Древнего Востока (др.Индия,др. Китай).
Фил Древ Вост на протяжении нескольких
тысячелетий может быть приурочена к трем
центрам: древнеиндийская, древнекитайская
цивилизации и древняя цивилизация Среднего
Востока. ФДВ развилась из мифологических
сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения:1.социально-
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телес-ное). Индийская Ф. систематически излагалась в священных книгах древней Индии.
В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы критиковали мифологию.(Конфуций и Лао-дзы). Для древнего Китая хар-на опора на священные книги. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицетворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны.
7. Античный идеал любви к мудрости и формирование первых натурфилософских школ древней Греции.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были создана новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы: кислород, огонь, вода, земля; другиевидели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две про-тивоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.
Физис -первоначало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Существовали 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элейская. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- атомисты. Все они были натуралисты. Материальное начало, кот. они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первоначалом воду. Анаксемен - воздух Гераклит – огонь. Парменид - основатель онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движение, кот. сущ. - это лишь иллюзорная видимость. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометрических фигур. Два столетия позже- Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи.
8. Объективный идеализм Платона.
Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе. Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.
9. Аристотель: его взгляды и место в истории мировой философии.
Обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал при дворе македонского царя в качестве воспитателя его сына - Александра. Позже возвратился в Афины, где основал школу. До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не явл. текстами самого А.. Например "Метафизика" по-видимому представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны для поним. А. его сочин.: "О душе", "Физика", "категории". Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теории познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Учение А. - объективный идеализм.. По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность.
Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний. Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.
11.Религиозный характер средневековой философии. Соотношение веры и разума в философии Фомы Аквинского.
Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название "схоластики".(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях). Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.