Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка
1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
Готовые ответы по философии
1.Понятие мировоззр., его
стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система
устойч. взглядов человека на мир и свое
место в нем. Различ. мировоззр. в широком
и узком смыслах слова. Первый смысл обознач.
разнообразную систему взглядов: философск.,
религ., научных, эстетич. Второй – задан
предметной направленностью той или иной
формы к-ры (мифилогией, религией, наукой).
Термин мировоззр. появился в философии
в конц.18 в., а широкое распростр. получил
лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания,
определяющ. жизненную позиц. и прогр.
деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ.
три базовых эл-та: человек-мир-отношения
м-ду ними. 3) всеобщность – у любого
человека в процессе его жизнедеят. фирмир.
тот или иной тип мировоззр. под влиян.
повседневного мира и общекультурного
материала. Предмет мировоззрения – это
вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист.
«человек-мир». схематич. это выгляд: человек
->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ
в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в
целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная)
– задает в сист. деят-ти исходные ценности.
2) ориентационная – опред. стратегию движ.
к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь
– здесь формир. повседневн. мировоззр.
в форме мироощ., представл. эмоцион-психич
сторону отнош. человека к миру., и мировосприят.,
фиксир. его чувственно-познават. сторону
и задающ. целостн. видение объекта. 2)
рационально-теоретич. ур-нь – создается
обобщенная и концептуально оформленная
модель мировоззр. в форме миропоним.,
выраж. интеллектуальн. сторону отношен.
человека к миру и раскрывающ. их сущность
в виде понятий, категорий, теорий. Структурн.
эл-тами мировоззр. явл. знания, ценности.
идеалы, убеждения. основные – это зания,
ценности и убежд. Историч. типы мировоззр.
– мифологич., философское. Мифология
– историч. первая форма мировосприят.,
поним. мира и самого себя первобытным
человеком. мифологич. мировоззр.
отличают след. типы: 1) синкретизм – неразрывн.
единство человека и природы; 2) антропоморфизм – перенесение
человеч. кач-в на неживой и живой мир природы; 3)
вера во множество сверхъест. существ,
олицетворяющ. природный мир; 4) доминир. чувственно-эмоц.
восприят. окруж. мира над рацион. познанием.
первобытная мифология явилась первой
попыткой абстрактного объяснения генезиса
всего существующ.. Религ. мировоззр.
связ. с оформлен. монотеистич. Богооткровн.
религий. Стр-ра религ. мирвоз.: 1) психологич. 2) идеологич. Специфика религ. мировоззр.: 1)
мир удваивается: наряду с реальными выделяется
сакральный как прообраз и цель деят-ти
человека, и м-ду ними устанавл. граница. 2)
сущность Бога духовна, он творец мира
и находится вне его. 3) источн. знаний выступ.
Свящ. Писание и вера, которая выше разума. 4)
религ. картина мира строится по принципу
нисходящ. иерарх.: Бог-человек-животные-растения-
2. Происхожд. ф-фии, ее предмет и проблемное поле. Стр-ра философ. знания. Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я. Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику.® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими ??. Опред. предмета ф-фии как исторически первой формы теоретич. и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его стр-ры человека – задача достаточн. сложная и неоднозначн. Это связ. с тем, что: 1) отсутств. единая трактовка сущности и предназн. ф-фии в истории к-ры; 2) ф-фия в начал своегоразвития офватывала практич. все теоретич. знания о мире, что предельно расшир. ее предмет.; 3) многообразн. философские школы и направл. по-разному понимают предмет ф-фии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, котор. устраивала бы всех мыслителей; 4) в историко-философском процессе наблюд. эволюция ее предмета, отраж. классич. и постклассич. ориентации самой ф-фии. Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет ф-фии, а порой и принцип. их расхожд., не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкр. философской проблемы затрагив. в той или иной мере фундаментальн. смыслы бытия человека, его присут. в мире. Ф-фия идет от человека к миру, а не наоборот, и тем самым ее предметная направл. так или иначе связана с выяснением целого спектра отнош. человека с миром – природой, общ-вом, к-рой. рзумеется, из этого спектра отношен. ф-фию интерес. наиб. значимые и существенные хар-ки этих отнош. – принципы и основы бытия человека в мире. Предметом ф-фии можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и к-ры. В стр-ре философск. знания традиц. выдел-ся разделы: 1) онтология – ф-фия бытия, учение о наиб. общих принципах и основаниях всего сущего; 2) гносеология – ф-фия познания, учен. о принцип., закономерностях и мех-мах познават. деят-ти; 3) эпистемология – ф-фия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследован.; 4) философская антропология – ф-фия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; 5)аксиология – ф-фия ценностей; 6) праксеология – ф-фия деят-ти; 7) соц. ф-фия – ф-фия общества, учение о специфике социума. Разделы связаны м-ду собой и составл современную философскую картину мира.
3. Ф-фия Др. Индии. Ортодоксальные и неортодокс. школы древнеинд. ф-фии. Сущностной особен. древнеинд. ф-фии явл. религ. хар-р большинства ее школ. Система религ. верований формир. здесь на основе ведийского канона (веды – свящ. знание), представл. богатейшим комплексом источников. Самые древн. из них – 4 веды, среди котор. центральное место заним. «Ригведа»(книга гимнов), восходящ. в 14 в. до н.э. Завершают канонич. тексты упанишады, наиболее классич. из которых относ. к 9-7 вв. до н.э. Упанишады представл. собой тайное знание, передавшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религ. сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философск. обоснования таких базовых для индийского мировоззр. и к-ры категорий, как Брахман, Атман, сансара, карма, дхарма и мокша. Понятиями Брахмана и Атмана определ-ся исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря котор. все возникает и сущ., а атман – высшая духовн. сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал универсума. Выступ. как всеобщее обонование и причина комоса, они не имеют конкр. хар-к., в силу чего определ. отрицательно ч-з противопоставл. видимой действительности. Материально-чувственная природа подчин. сансаре – колесу жизни, связ. с цепью рождений и переходом от одной формы существован. к другой. Регулир. сансары осущ. кармой как законом воздаяния, в соответств. с которым совокупность всех добрых и дурных дел, соверш. человеком в предшеств. жизнях, определ. его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связ. и понятие дхармы, символизир. универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Высшей целью человеч. сущ. явл. мокша как религ. идеал спасения. Формирование индийской ф-фии относится к периоду 6-5 вв. до н.э. Исторически это время связ. с возникнов. сильных арийских гос-в, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой стр-ры индийского общ-ва и выдвижению кшатриев на привелегированные политич. позиции. Свое идеологич. отражениеэти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и аппеляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. в полемике с ними формир. шесть ортодоксальных школ,группирующихся в дополняющие друг друга пары. Религиозный хар-р древнеиндийской ф-фии обусловил след. ее существ. особенности: 1) метафизич. направленность и идеалистич. интерпретац. действит., ее психологизац.; 2) традиционализм и интравертность как основные познавательные установки; 3) синтез философского знания и религиозной практики спасения.
4. Философская мысль Др.
Китая. Осн. философские школы Др. Китая:
конфуцианство, даосизм, легизм. В Китае пр-сс
зарождения ф-и наз”эпохой борющихся
царств”.Зна-менитые древнекит.ф-фы:Конфуций
и Лао-дзы.В этот период сложилисось след.школы:конфуцианство,
моизм, легизм,даосизм,инь янь.Для др.Кит.хар-на
опо-ра на свящ.книги-“пятикнижие”.Уже
в наиболее ранней из книг упоминается
2 принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют 2 взаимодополняющие
начала(муж. и жен.).Лао-дзы учил,что каждая
вещь,достигнув опред.степени развития,
превращается в свою противоположность:неполное-
Конфуций – основат Центр. понятие – жень(человек), определ. закон идеальных отнош. м-ду людьми в соответств. с принципом взаимности: Чего не желаешь себе, не делай другим. Основа - соц.этич. проблемы.Он создает идеал высоко морального ч-ка.К-ый должен обладать чувством долга и человечностью,став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения.В 1 в.д.н.э. конф-во превратилось в религию,где верховной силой считается небо.Большое место отводится ритуалам.В к.отсутствуют жрецы,обряды выполняют чиновники.Даосизм:5-6 в.д.н.э.Центр.понятие дао- первопричина мира естественный путь по к-ому должны следовать все и все в мире. основанием данного пути явл. соблюдение принципа у-вэй – отсутств. внешнего целеполаг. во имя растворения своего Я в естеств. порядке вещей. Даосизм проповедует пассивное отн-е к миру,идеал гармонии ч-ка и космоса,слияние чка с природой и космосом. Стремление ч-ка вырваться из гос-ва, где он просто винтик.В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству. Основатель – Лао-цзы. Этич. и соц-политич. проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (основатель Гуань-Чжун) имоизма (Мо Ди). Легисты (законники) отталкив. от идеи сильного гос-ва, в основе котор. лежат не нарвств. кач-ва правителей и подданных, а справедл. законы и действенная административная власть, широко использ. поощрения и наказания для воздействия на население.
5. Ф-фия Античного мира, ее периодиз. и основные проблемы.
Мн-во фил. учений и школ начинает складываться
в VIIв. до н.э. Формируется под влиянием
восточн. мифологии и фил. учений. Своим
хар-ом, содерж. и направленностью отличается
от них, т.к. явл. истор-ки 1ой попыткой сформировать
рацион.картину мирозда-ния.В развитии
4осн.этапа:1.Досократовский(
7.Номинализм и реализм.Средневек.Ф.-ф-я западноев-роп феод общ-ва,развивавшаяся
в эпоху от крушения Рим империи(5в.)до
возникн-я ранних форм капит.общ-ва(14-15вв.).Падение
ант рабовладе-льч.общ-ва сопровож-далось
упадком ф-и.Ант.фил. наследие было ут-рачено
и оставалось до 2пол 12в.неизвестным ученым
Зап.Европы. Господств. идеологией ста-ла
религиозная:в Передней Азии, Аравии и
арабояз-ых странах-мусульманская,в Евро-пе-
хр-ая в 2-х разновидностях (римский католицизм
и византийское православие). Школа, просвещение
перешли в руки церкви,догмы кот. лежали
в основе всех представлений о природе,мире
и челе.Развитие школ(светских и дух-ых),а
с сер12в.и осн-е 1-ых универов(в Италии,Анг,Чехии,Фр)поставили
пе-ред ф-ей задачу помочь церкви в фил-ом
объяснении и даже обосновании догматов
веры. Фил-ия на несколько веков стала
“слугой богословия”.Роль эту она исполняла
уже в дея-ти апологетов-защитников хр-ва
против яз-ва, затем в соч.“отцов церкви”.Крупн.из
них на Западе- Августин ввел в систему
уч-й хр.ф-ии ряд идей неоплатонизма.Др.-для
Запада-источником влияния нео-платонизма,
приспособленного к задачам хр.идеологии,
стали вост.неоплатоники,в их числе так
называем.Лже Дионисий Ареопагит(5в.).Важн.роль
в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн
Скот,или Эригена.При объяс-нении догм
веры перед средневек.фил-ми возникли
слож.?? об отн-и единичного к общему и о
реальности общего.В зависимости от способа
их решения школьная ф-я,получившая название
схоластики,выработала ряд точек зрения,осн.среди
кот.стали вступившие в борьбу м/д собой
уч-я реализма и номинализма.Реализм-