Автор: Афанасьев Алексей, 09 Декабря 2010 в 01:33, шпаргалка
1.Определение науки. – стр.4
2.Аспекты философского изучения науки. – стр.4
3.Наука как социальный институт.
4.Функции науки в культуре. – стр.5
5.Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических наук. . – стр.5
6.Эмпирический уровень научного исследования. . – стр.5
7.Теоретический уровень научного исследования. . – стр.5
8.Античные ученые и философы.
9.Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
10.Птолемеевская космологическая модель.
11.Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
12.Три познавательные традиции в средневековье.
13.Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
14.Роль И.Ньютона в истории науки.
15.Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
16.Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
17.Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
18.Установки и принципы классического естествознания.
19.Установки и принципы неклассического естествознания.
20.Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
21.Исторические этапы развития техники и образы природы.
22.Классическая и неклассическая рациональность. . – стр.9
23.Философское понимание материи.
24.Современные научные представления о материи.
25.Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
26.Проблема демаркации в методологии науки.
27.Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
28.Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
29.Статическая и динамическая концепции времени.
30. Восточная доктрина об эволюции.
31.Основные направления глобальной эволюции.
32.Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения.
33.Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
34.Антропный принцип.
35.Отличительные признаки человека и животных.
36.Основные значения понятия сознания.
6,7. Эмпирический и теоретический уровень научного исследования
Научные дисциплины
возникают и развиваются
Есть науки с солидной историей, и соответственно с достаточно высоким уровнем теоретизации, а есть науки совсем молодые, в которых еще не выработалась система достаточно определенных понятий. Методология и структура знания в каждой области будет отличаться от другой.
Выделяют теоретический и эмпирический уровень научного исследования.
Эмпирический уровень предполагает непосредственное взаимодействие между исследователем и изучаемым объектом. Включает в себя приборы и установки для наблюдения и эксперимента. Формируется особый эмпирических описаний, в котором выделяются необходимые свойства предмета.
Теоретический
уровень является относительно независимым
и самостоятельным от непосредственного
наблюдения. Главная клеточка теоретического
уровня – теоретическая модель, которая
предназначается для объяснения или описания
какого-то круга явлений. Следующий уровень
– теория – мысленный конструкт, выделяет
фундаментальные законы, из которых вытекают
частные как следствия. Например движения
планет были описаны до появления механики
Ньютона, но именно в ней эти описания
являются следствиями более общих принципов.
Теория систематизирует и упорядочивает
накопленные данные и обобщения. Язык
теории, модели, концепции описывает свойства
идеализированных объектов, теоретических
конструктов, абстракций. Задача – познание
сущности явлений в чистом виде, через
отсечение «лишней информации»
8. Античные ученые и философы.
Ученые и философы Античности, оказавшие влияние на становление научного знания и метода.
Евклид (ок. 330-277 до н.э.) - математик. «О началах» - родоначальник аксиоматического и генетического метода познания.
Аксиома – предположение и утверждения, которые носили ясный характер, из них выводятся другие, которые называются теоремами, описывающими некоторых класс объектов. Генетический метод – конструирование самих объектов и осуществление операций над ними. Постулат – утверждение, которое говорит о возможности совершения определенных действий.
Аполлоний Персский – механик. Солнце в центре.
Архимед (287 – 212 до н.э.). Основы гидростатики, статики.
Герон Александрийский – механик.
Аристарх Самосский (1 пол. 3 в н.э.) - астроном. Звезды неподвижны, а Земля вращается вокруг Солнца. Эрастофен – географ.
Птолемей (100 – 170 н.э.) – астролог, астроном, математик – написал работу «Альмагест» - великое построение. Гиппократ – медик. Гален – медик.
Гераклит, Пифагор – основоположники своих школ.
Начиная с Пифагора вплоть до 17 века математика связана с теологией (учение о Боге). Особый язык – число. Учение о числе как о символе.
Платон – понятие «структуры».
Аристотель
– систематизатор всего научного знания.
9. Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
В Античности возникает натурфилософия – учение о природе, как скрытой причине всех вещей.
Истолкование и объясние природы, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.
Натурфилософия
занимается важнейшими естественнонаучными
понятиями (субстанция, материя, сила,
пространство, время, жизнь, развитие,
закон природы), познанием связей
и закономерностей явлений
???
Символы переводят на язык
понятий. Формирование
???
«Греческое чудо» - возникновение
науки в недрах
??? Идеи, которые находят отклик в современной науке, культуре:
1)
единство мироздания и
2) творческое начало целого;
3)
одухотворенность космоса и
4)
предрасположенность эволюции
5)
красота, как созидательный
6) простые первоначала лежат в основе множества форм;
7) геометрическая структуризация физического мира;
8)
множественность миров,
9) творческая сила математики;
10) логика как основа научного метода;
11)
воспитательная роль точных и
естественных наук.
10. Птолемеевская космологическая модель.
Клавдий Птолемей (90–168 г.г. н. э.) – выдающийся греко-египетский астроном, астролог, математик, географ и оптик. В своей работе “Великое построение”, известной под своим арабским именем “Альмагест” представил модель. Опираясь на глубокую традицию греческой геометрии, Птолемей преобразовал космологию Аристотеля в математическую модель Вселенной. Для каждой планеты он разработал свою теорию, состоящую из разнообразных геометрических приемов. Было предположено, что планеты одновременно участвуют в двух независимых, но “совершенных” движениях. Планета P равномерно вращается вокруг точки D, которая равномерно движется вокруг Q по круговой орбите с центром в O. Движение планет слагаются в комбинационное равномерное движение по окружности, которое охватывает землю, эксцентрическое движение. Считается, что это первая модель, основанная на вычислениях, объясняющая предшествующие движение и прогнозирует будущее поведение.
Деферент –
главная несущая окружность каждой
планеты. По деференту равномерно движется
не сама планета, а центр D второй
окружности меньшего диаметра – эпицикла.
Сама планета равномерно движется по эпициклу.
Центры эпициклов нижних планет лежали
на прямой, соединяющей Землю и Солнце.
Движение центра эпицикла по деференту
казалось равномерным при наблюдении
из экванта. Земля помещалась на некотором
расстоянии от центра окружности (деферента).
С противоположной стороны от центра на
таком же расстоянии, что и Земля, находилась
точка Q (эквант).
11. Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
Ник. Коперник (1473-1543) – польский каноник, читал произведения пифогорейца Филолая. Мир сферичен, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Произведение «Об обращении небесных сфер».
Тихо Браге (1546-1601) - Дания, астроном – наблюдатель, ввел понятие орбиты и оставил множество описаний – наблюдений.
Иоанн Кеплер ( 1571-1630) – Германия, математик, философ, пифогореец, 5 книг о гармонии мира, изучал данные Тихо Браге, вместо круга вводит понятие эллипса. Три закона движения планет, идеи взаимного магнитного притяжения планет. Планеты движимы душой Солнца. Научно – фантастические сочинения о Луне, о Марсе.
Галилео
Галилей (1564-1642) –
активно защищал Коперника, «Диалог о
двух системах мира», дважды привлекался
к суду инквизиции, выступал за автономность
научного исследования. Математический
эксперимент в основе научного познания.
Ошибочное разделение на физику неба и
физику земли, ввел понятие инерции и ускорения.
12. Три познавательные традиции в средневековье.
Технохимия – раздел алхимии, начало фармакологии, врач – Парацельс, организм понимал, как химическую лабораторию.
13. Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
Историческая
заслуга Галилея перед
Исследованиями
Галилея был заложен прочный
и надежный фундамент динамики и
методологии классического
14. Роль И.Ньютона в истории науки.
И.
Ньютон (1643-1727) – физик, математик, заложник
теоретической основы механики и астрономии,
открыл и сформулировал закон всемирного
тяготения, дифференциально – интегральное
исчисление, призматическая теория света,
изобретение зеркального телескопа. Создатель
первой научной теории «принципы-следствия-теоремы».
Имеет самое большое количество произведений
по теологии, хронологии, алхимии, истории.
Ньютон соединял философии, теологию и
науку, предпосылки механики Ньютона,
учения об абсолютном пространстве, времени,
движении. Существовало понятие эфира
– тонкая материальная субстанция. В отношении
оптики – идея гармонии сфер. Соединил
физику неба и физику земли.
15. Ученые, заложившие основы классического естествознания (Лейбниц, Декарт, Ф.Бэкон).
Г.В.Лейбниц (1646-1716)- нем. философ, Ганновер, математик, физик, историк, юрист, языковед. Предложил систему двоичного исчисления, родоначальник математической логики и информатики, основоположник математического анализа.
Рене Декарт – фр. философ, математик, физик, родоначальник современной философии. Образ наук – дерево, корни – метафизика, учение о принципах, ствол – учение о природе, ветви – остальные дисциплины. Его рассматривают, как родоначальника рационализма, дуализм тела и души, тело - протяженная субстанция, то, что изучает физика, а душа – это мысли, непротяженная субстанция. Декарт понимает мир, как механическую машину, родоначальник биомеханики, рефлексологии, предложил метод координат в аналитической геометрии, метод дедукции. Произведение «Рассуждение о методе» (1этап – очевидность аксиомы, положения, которые ясны и отчетливы, 2этап – анализ, 3этап – синтез, 4этап – сомнения и перепроверка).
Бэкон(1561-1626)-
критик магии, алхимии, традиционной логики.
Предлагает путь индукции, который заключается
в наблюдении, использование гипотез в
дальнейших исследованиях. Ввел эксперимент,
который позволял принимать или отвергать
предположения. Бэкона считают пророком
современной технологической революции.