Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:10, контрольная работа
Эти два учения возникли как самостоятельные школы примерно в 4 в.до
н.э. и впоследствии объединились в одну философскую систему.
Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения
занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных
источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия
превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий
(эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает
наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств,
относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако, вечный,
всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Эта концепция
Бога существенно отличается как от западной, так и той, что предложена
системой ньяя/вайшешика.
Своей целью йога ставит
требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования
подразумевает восемь этапов:
1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).
2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.
3. Статические упражнения (позы-асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием.
5. Направление
сознания внутрь с целью
6. Сосредоточение внимания на объекте.
7. Созерцание объекта.
8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).
Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы
реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль
источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования
постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение
Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной
подготовки
йога.
4. МИМАНСА.
Последователи мимансы
придавали большое значение ведическим гимнам, текстам некоторых «Брахман» и
Упанишад».
Это религиозно-философское
1. Пурва – миманса (ранняя) – особое внимание направлено на
соблюдение общественного и религиозного долга (дхармы) в свете ведийских
учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой.
2. Уттара – миманса (более позднее учение) – основой является
концепция Брахмана как Первопричины всего сущего; внимание уделяется скорее
исследованию природы реальности, а не управляющим принципам; иногда эту
школу именуют брахма – мимансой.
Уттара – мимансу также называют ведантой, последней из шести
рассматриваемых философских систем. Отметим, что термин «ранняя» следует
понимать не в хронологическом порядке , а в свете того, что система
веданты
несколько переосмыслила
ведийской литературе. Заметим, что истоки обеих школ не совсем ясны.
Принято считать, что учение было впервые изложено в «Миманса-сутрах»,
Джаймини, жившим в 3 в.н.э. Однако задолго до написания этого трактата
учение передавалось из уст в уста. Наиболее известна поздняя интерпретация
сделанная бхашьей (комментарий к сутре) в период между 3 и 4 вв.н.э.
Отправной точкой учения является предпосылка о том, что имеют смысл только
те утверждения, которые предписывают условия действия причины. Суть такого
заявления заключается в том, что «Веды» рассматриваются как истина в
конечной инстанции. Познаваемы лишь события (факты) личной жизни, что же
касается вечных понятий , то они непостижимы, потому что не поддаются
описанию и идентификации. Таким образом, знания, изложенные в «Ведах»
существуют вне рамок условного мира.
Теория познания мимансы
ведийских знаний: познание самоочевидно и тождественно самосознанию. Иными
словами, голые факты не отражают истинного знания. Итак, налицо явный
дуализм позиции. Разум существует вне связи с объектами изучения, а знание
не является производным от осмысления результатов эмпирического процесса,
но незыблемым и непреложным. Коль скоро извечная истина не может быть
выявлена с помощью фактических свидетельств, стоит принять ее такой, какой
она отображена в «Ведах». Можно сказать , что вклад этой школы в индуизм
состоит в утверждении незыблемости соблюдения законов Дхармы. «Веды» как
основной источник непреходящего знания должны вновь и вновь
переосмысливаться и комментироваться в свете практического применения. Все
что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения
кармы
и соответственно, умножения страданий
в будущем.
5.ВЕДАНТА.
Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне
пользуется большой популярностью . Ключевым понятием считается Брахман –
конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного
созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к
следующему:
? Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и
не это);
? только
обусловленность подразумевает
характеристики;
? соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий.
Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом
остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он
вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных
связей.
Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество
учений, которые , в свою очередь отличаются богатством идей (порой
противоречивых) и воззрений. Следует помнить, что основные идеи являются
творческим осмыслением «Упанишад». Помимо рукотворных источников знания,
веданта
признает заповеди и личные умозаключения.
ОППОЗИЦИОННЫЕ УЧЕНИЯ
Рассмотренные ранее
ведийской традиции. Все остальные – включая джайнизм, буддизм, локаяту, о
которых речь пойдет далее - развивались самостоятельно. Как правило
территориально
эти учения ассоциируются с северо-
соответствующими
современным провинциям Западная Бенгалия
и Бихар.
1. ЛОКАЯТА.
Материалистическое учение локаята отрицает существование
внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров,
кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии.
Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а
умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное
доказательство существования духовных категорий несостоятельно.
Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда
подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия обЪекта.
Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки
материализма (то что не видимо - не существует) сама по себе недоказуема, а
является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит
от интерпретации эмпирических данных.
Школа локаята рассматривает
элементов, составляющих человека, подобно тому как , пьянящее свойство
алкогольного напитка является результатом ферментации первоначальных
компонентов.
Существовало несколько направлений локаяты, одно их которых
рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во
время еды (созвучно высказыванию «вы становитесь таким, какова ваша пища»),
другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье
отождествляло сознание с жизненными силами. Еще одно направление этой школы
признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее
считается таким же смертным, как и физическое тело.
Этические нормы учения
человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим
наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и
изучение «Вед» считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и
импотентов. С дугой стороны последователи локаяты учат тому, что личное
удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле
жертвоприношения
животных и агрессивные действия
считаются неприемлимыми.
2. БУДДИЗМ.
В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной
из трех философских теорий:
? ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом
соблюдении ритуалов и предписаний;
? аскетической практикой и медитацией , которую проповедовали независимые
духовные учителя (отшельники – шраманы),;
Информация о работе Ортодоксальные школы древнеиндийской философии и буддизм