Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:10, контрольная работа
Эти два учения возникли как самостоятельные школы примерно в 4 в.до
н.э. и впоследствии объединились в одну философскую систему.
Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения
занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных
источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
1.НЬЯЯ
/ ВАЙШЕШИКА.
Эти два учения возникли как
самостоятельные школы
н.э. и впоследствии объединились в одну философскую систему.
Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения
занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных
источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия.
Согласно учению, именно эти четыре аспекта определяют мотивацию поступков
человека. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому
осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках
этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли,
воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета,
осязания и запаха. Это течение провозгласило параману – невидимую
субстанцию, составляющую все сущее, ибо это подтверждает последовательная
фрагментация любого объекта на все более мелкие компоненты.
За основу философской системы принимается личный опыт, приобретенный
на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, и определяется
категория проявления падартха, которая поддается познанию и вербальному
описанию. Таких категорий семь : вещество, качество, действие, общность,
особенность, присущнось и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными
словами, реально все, что поддается эмпирическому изучению, представляет
субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится во
взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не
менее реальны, чем само материальное проявление. Все вышеперечисленное
принадлежит феноменальному миру и постижимо через опыт.
Философская система ньяя/вайшешика рассматривает качественные
характеристики объектов как безусловную реальность. Например, каждой вещи
присущи качества «древовидности», порождающие уже иные качественные
категории. Так, любое дерево в соответствующий период года становится
зеленым, то есть приобретает конкретное качество, которое, в свою очередь,
становится самостоятельной категорией.
Закономерно спросить: если познание осуществляется исключительно
чувственным восприятием, то каков же подход философии ньяя/вайшешика к
концепции Атмана? Тело, разум и чувства находятся в прямой зависимости от
Атмана, который по сути дела, является оживляющим (одухотворяющим)
принципом. Но каким же способом человек может осознать собственное Эго?
Следует ли с этой целью идентифицировать себя с Атманом или стоит искать
другие пути самопостижения? Согласно философии ньяя/вайшешика, человек
познает свое эго путем непосредственного осознания. Следовательно, «Я»
становится предметом личностного опыта. Что же касается восприятия других
людей, то их существование определяется на основании умозаключений, также
сделанных на основании личного, чувственного познания. Человек зрительно
идентифицирует их физическую оболочку и поступки и делает вывод о том, что
имеет дело с конкретными индивидуумами.
Подобно другим индуистским
концепцию мокши, или освобождения от мирских страданий. Для достижения
мокши необходимы усилия, основанные на понимании. Соответственно , эта
система не делает различий между умозрительным знанием и практическим
поиском путей к освобождению; оба аспекта представлены одним и тем же
процессом.
Понимание является лишь необходимым
условием духовного роста.
2. САНКХЬЯ.
Санкхья по праву считается древнейшей философской школой, о чем
свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватара-
упанишаде» и «Бхагавадгите». Однако не исключено, что в древних источниках
термин санкхья (знание, мудрость) употреблялся в утилитарном смысле.
Ключевыми понятиями системы являются пракрити (материя) и пуруша (духовное
начало). Судя по тому, что эти категории упоминаются в «Махабхарате», можно
сделать вывод о том, что система никак не моложе древнего эпоса.
Концептуальная основа школы построена на тех же тезисах, что
провозглашают и другие индуистские учения, - осмысление реальности бытия и
поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации
духовного роста дает сопутствующая санкхье йога.
Согласно санкхье, конечная
как пракрити (материя) и пуруша (сознание, духовное начало). Пракрити
представляет первичную субстанцию мироздания. Она сплетена из трех гунн
(буквально – веревок, канатов): саттвы (реальность, озарение; на
психологическом уровне тождественна счастью); раджаса (затемненность,
безостановочная активность, порождающая боль); тамаса (темное инертное
начало, порождающее невежество т безразличие).
Пракрити воплощенная в трех гунах, соотносится с причинным
материальным миром, ограниченным во времени и пространстве. Однако
первозданная, невоплощенная пракрити существует вне времени и причинности,
недоступна для эмпирического восприятия и является бессознательным
(бездуховным) началом.
Другими словами, вселенная возникла из непроявленной материальной
субстанции, недоступной чувственному восприятию. Эта реальность является
комбинацией качеств (гунн), но сама по себе не может быть идентифицирована.
В противоположность первой категории выступает пуруша, как чисто
духовное начало. Это понятие не следует понимать как разум, Эго или
интеллект, так как санкхья трактует последние три понятия как утонченные
материальные формы. Пуруша представляет вечный, неменяющийся принцип
индивидуальности, стоящий вне времени и пространства. Существуют разные
доказательства существования Пуруши, включая предпосылку об очевидности
таких проявлений, как воплощенные в пракрити удовольствие, боль и
безразличие. Помимо этого утверждается, что освобождение от невзгод имеет
смысл лишь в том случае, когда существует независимый от физической
оболочки Дух.
В соответствии с философией
санкхья принцип
включает в себя одухотворенное пурушей Эго (аханкара), чувства и физическое
тело. Иначе говоря речь идет о двух основополагающих вселенских категориях.
Однако личности, не достигшие просветления, не способны идентифицировать
свое истинное «Я» - пурушу, и мотивация их поступков в основном зависит от
чувственных потребностей физического тела. Поэтому освобождение достижимо
лишь при условии дифференциации Пуруши и пракрити.
Иными словами, человек
между собственной духовной природой и подчиненными принципами Эго,
интеллекта, чувственного восприятия и физического тела. Методологию такого
освобождения предлагает Йога.
Стоит сказать несколько слов о гносеологии санкхьи и, в частности, о
позиции этой школы по отношению к причинно-следственным связям. Согласно
санкхье, чувственное познание материального мира воспринимается человеком
через ментальные образы. Не отрицая сущностность внешних проявлений,
признается, что человек не способен до конца познать мир как таковой, а сам
процесс познания сводится к восприятию чувственных впечатлений. Итак, мы
рассмотрели первый из трех источников познания. Вторым и третьим являются,
соответственно, умозаключение (аналогично школе ньяя) и шрути (знание,
почерпнутое из священных текстов). Однако на практике адепты редко
апеллируют к первоисточникам, ограничиваясь восприятием, умозаключением и
аналогией.
Заметим, что здесь можно отметить явное расхождение с позицией
философии ньяя. Последняя рассматривает мир как объект для чувственного
изучения, а с точки зрения философов санкхьи природа вещей до конца не
познаваема.,
то есть является не более чем чувственным
впечатлением.
3. ЙОГА.
Йога представляет собой
ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали
(живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в
своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.
Несмотря на то что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и
принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается
концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары
сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект
Информация о работе Ортодоксальные школы древнеиндийской философии и буддизм