Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:16, реферат
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимно дополняют друг друга, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.
Древнеиндийские мудрецы твердо ве
Древнеиндийская
философия: ортодоксальные
и неортодоксальные
школы, проблема первоначала.
Древняя
индийская философия представлена
множеством традиций, школ, доктрин, концепций.
Многие из них взаимно дополняют друг
друга, некоторые - альтернативны, т. е.
явно противопоставлены друг другу. Несмотря
на множественность школ, расхождения
и различия во взглядах между ними, единство
древнеиндийской философии неоспоримо.
Определяющая черта ее характера - переплетение
и взаимопроникновение религиозных, моральных
и собственно философских идей. Религия
занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое
мировоззрение задавало древним индийцам
их видение мира, их высшие жизненные ценности
и ориентации. Так же, как и древнекитайская,
древнеиндийская философия отличалась
умозрительностью, слабой связью с научным,
опытным знанием, приверженностью традициям,
однажды изобретенным правилам и схемам.
Древнеиндийские
мудрецы твердо верили в Верховное существо,
в духовное единство мира, скрытое за призрачным
и преходящим характером всего существующего.
Размышляя о зле и страдании человеческого
бытия, они приходили к идее вечного нравственного
миропорядка, порядка справедливости,
выражающегося в законе Кармы. Карма -
это суммарный, итоговый эффект поступков
и помыслов живого существа во всех его
предыдущих перерождениях, определяющий
его судьбу в последующих перевоплощениях
(круговороте рождений и смертей). В случае
отрицательного сальдо - явного перевеса
неправедных, греховных дел карма действует
как закон возмездия: будущее рождение
у человека будет худшим (в более низкой
касте, в животном, растении). И наоборот,
в случае положительного сальдо - перевеса
добрых, праведных, благочестивых поступков
и дел карма действует как закон морального
воздаяния: человеку уготовано лучшее
будущее (рождение в более высокой касте).
Если же положительных дел и мыслей набирается
достаточно много, создается некая критическая
масса добра, человек вообще может вырваться
из сансары - бесконечного круговорота
рождений и смертей. В этом случае человек
достигает состояния просветления и блаженства,
растворяя свое индивидуальное "я"
в бесконечной духовной субстанции мира.
В числе важнейших средств достижения
этого состояния философы Древней Индии
называли приобретение и умножение знания
(постижение Истины), самоконтроль, направленный
на обуздание животных наклонностей, на
устранение страстей, мешающих внутренней
сосредоточенности и правильному поведению,
не нанесение вреда всему живому, отказ
ото лжи, воровства, стяжательства.
Все школы древнеиндийской философии
различаются в зависимости от того, принимают
или отвергают они духовный авторитет
Вед. То или иное отношение к Ведам было
принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим.
Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском
сборнике религиозных заповедей и предписаний
сказано, что "тот дважды рожденный,
который, опираясь на логику, презирает
их (Веды), должен быть изгнан как безбожник".
Веды - древнейший памятник индийской
литературы, богатейший источник религиозных
и философских идей. "Веда" буквально
означает "знание" (ср. "ведать"
- "знать"). Вообще же Веды - откровение,
священное знание (шрути), открытое богами
для посвященных. Возникновение Вед относится
к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия
до н. э. В течение многих веков Веды передавались
изустно от поколения к поколению с помощью
риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые
были записаны на пальмовых листьях в
V в. до н. э.
Веды - это целый комплекс, состоящий
из Ригведы (сборник гимнов мифологического
и космологического содержания), Самаведы
(собрание священных мелодий), Яджурведы
(описание ведических ритуалов и правил
совершения жертвоприношений), Атхарваведы
(свод магических заклинаний и формул).
Первые попытки человека осмыслить окружающий
мир - живую и неживую природу, космическое
пространство, наконец, самого себя - относят
к тому периоду человеческого существования
(предположительно его можно датировать
вторым тысячелетием до нашей эры), когда
человек в процессе эволюции, прежде всего
умственной, начал дифференцировать природу
как средство своего обитания, постепенно
выделяя себя из нее. Именно вследствие
того, что человек стал воспринимать животный
и растительный мир, космос как нечто отличное
и противостоящее ему, у него стали появляться
способности осмысливать действительность,
а затем и философствовать, т.е. делать
умозаключения, выводы и выдвигать идеи
об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась
в эпоху, когда на смену родовым отношениям
приходили первые классовые общества
и государства. Отдельные философские
идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества,
можно обнаружить в литературных памятниках
Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее
древней является философия, возникшая
в Индии и Китае.
Школы
индийской философии.
К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки
для экономического, политического, социального
и, следовательно, духовного перелома
в развитии страны - появление первых государств,
скачок в развитии производительных сил,
связанный с переходом от бронзы к железу,
формирование товарно-денежных отношений,
рост научных знаний, критика установившихся
нравственных представлений и установок.
Эти факторы послужили основой для появления
ряда учений или школ, которые подразделяют
на две большие группы. Первая группа -
это ортодоксальные
философские школы Древней Индии,
признающие авторитет Вед. Вторая группа
- неортодоксальные
школы, не отрицающие непогрешимость
Вед.
1.2
Основные неортодоксальные
школы древнеиндийской
философии
Джайнизм (IV в. до н.э.)
Джайнистская школа возникла в VI веке
до нашей эры. Философия джайнизма получила
свое название по имени одного из основателей
- Вардхамана (9-8 вв. до н.э.) по прозвищу
победитель ("Джина"). В основе Джайнизма
лежит учение о таттвах - сущностях, являющихся
исходным материалом, из которого строится
мир, и вместе с тем фундаментальной истиной,
из которой строится знание. Две главные
таттвы - это джива (душа), основное свойство
которой сознание, и аджива (все, что не
является душой). Материя - одна из разновидностей
адживы, обладающая качествами осязаемости,
звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна
и доступна органам чувств, изменяема,
не имеет начала и конца и не является
результатом божественного творчества.
Единой души, или высшего бога, не существует.
В мире существует огромное и неизменное
количество душ, воплощенных в живые существа
или невоплощенных. Души, как и материя,
никем не созданы, и существуют изначально
и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающая
и всемогуща, но ее возможности ограничены
телом, в котором она живет.
Цель учения джайнизма - достижение такого
образа жизни, при котором возможно освобождение
человека от страстей. Главным признаком
души у человека джайнизм считает развитие
сознания. Степень сознательности людей
различна. Это оттого, что душа склонна
отождествлять себя с телом. И, несмотря
на то, что по природе душа совершенна
и возможности ее безграничны, в том числе
безграничны возможности познания; душа
(скованная телом) несет в себе также и
бремя прошлых жизней, прошлых действий,
чувств и мыслей. Причина ограниченности
души - в ее привязанностях и страстях.
И здесь огромна роль знания, только оно
способно освободить душу от привязанностей,
от материи. Это знание передается учителями,
которые победили (отсюда Джина - Победитель)
собственные страсти и способны научить
этому других. Знание - это не только послушание
учителю, но и правильное поведение, образ
действий. Освобождение от страстей достигается
с помощью аскетизма.