Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:08, реферат
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он возник на пять веков раньше христианства и на двенадцать столетий раньше, чем ислам. Вместе с буддизмом в истории человечества возникла вероисповедная связь, которая отличалась от этнической, языковой и политической связи. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения, языка и страны, где они живут.
Введение 3
Философия буддизма
2.1 Возникновение буддизма 6
2.2 Основные идеи 6
2.3 Учение 9
Заключение 14
Литература 15
РЕФЕРАТ
на тему: «Философия буддизма»
Ъ
2008 г.
Содержание
Содержание
2.1 Возникновение
буддизма
2.2 Основные
идеи
2.3 Учение
1. Введение
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он возник на пять веков раньше христианства и на двенадцать столетий раньше, чем ислам. Вместе с буддизмом в истории человечества возникла вероисповедная связь, которая отличалась от этнической, языковой и политической связи. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения, языка и страны, где они живут.
Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было. Первыми письменные памятники - надписи царя Ашоки (III век до н.э.)-относятся ко времени, когда буддизм уже представлял собой сложившуюся религию, со своей оформленной церковной организацией, догматикой, традициями. Ранняя же история буддизма известна по позднейшим буддистским преданиям. Записанные в разные эпохи, они составили с течением времени огромную, но мало известную у нас в стране, буддийскую религиозную литературу.
В основе буддизма лежит философские учение, автором которого считается принц Сиддхартха Гаутама из царского рода Шакьев. Этот род правил небольшим государством, расположенным в пригорьях Гималаев на границе Непала и Индии. Отсюда- другое имя Гаутамы - Шакьямуни ("мудрец из рода Шакьев"). Отец Сиддхарты Шуддходана был раджей полузависимого княжества. Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. Его охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежности детства.
«И вот, - рассказывал Будда, - покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время ему шел тридцатый год. Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам практикам. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения. Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.
И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он «строитель дома»!Это Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой - Просветленным».
По прошествии семи дней после своего просветления Будда выступил с первой проповедью близ г.Бенарес на берегу реки Ганг. Позднее проповеди Будды, записанные его двоюродным братом и любимым учеником Анандой, вошли в состав Сутта-питаки - одной из трех основных частей буддийского канона священных текстов.
Будда закончил земную жизнь на 80-м году
близ г. Кушинагара ( ныне - Непал). Место
его смерти наряду с местами рождения,
« просветления» и первой проповеди особо
почитаются буддистами всего мира и являются
объектами паломничества.
2. Философия буддизма
2.1 Возникновение буддизма.
Буддизм- это сложное идеологическое образование, которое одновременно существовало как минимум на трех уровнях: как религиозное учение, как совокупность философских направлений и школ и как система специальных психологических и физических упражнений.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Характерной
особенностью буддизма является его этико-практическая
направленность. С самого начала буддизм
выступил не только против значения внешних
форм религиозной жизни и прежде всего
ритуализма, но и против абстрактно-догматических
исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской
традиции. В качестве центральной проблемы
в буддизме была выдвинута проблема бытия
личности.
2.2 Основная идея
Основная идея буддизма - жизнь есть страдание, но существует путь к спасению. В философии буддизма воплотился его духовный опыт переживания истины. В проповедях Будды было сформулировано его учение о " четырех благородных истинах" и " восьмеричном пути " избавления от страданий. От сюда и берет свое начало - философия буддизма . Эти " четыре благородные истины" открылись ему в состоянии просветления.
Первая " благородная истина" говорит о существовании страданий, которые испытывает каждое живое существо. Страдание - это рождение, смерть, болезнь, соприкосновение с неприятным, разлучение с приятным. Вращаясь в бесконечном процессе перерождений - сансаре ("колесо жизни"), человек обречен на вечное страдание.
Вторая «благородная истина» вытекает из первой : причиной страдания являются желания, поскольку они ведут к продолжению бесконечного жизненного процесса. Желания и вызываемые ими действия образуют карму (буквально -«воздание») - своеобразную цепь этической причинности, согласно которой человек в своих последующих перерождениях получает то, что заслужил в предыдущей жизни( « Закон воздания). Карма, созданная благими деяниями, ведет к возрождению в царстве богов, полубогов и людей. Карма, образованная злыми деяниями, ведет к возрождению в низших мирах среди животных или злых духов. Совершая хорошие поступки, человек может улучшить свою карму, но это не спасет его от сансары и дальнейших страданий.
Третья « благородная истина» : прекращение желаний ведет к прекращению страданий.
Четвертая « благородная истина» раскрывает путь прекращения желаний - «средний путь», избегающий как крайнего аскетизма, так и крайнего гедонизма. Он также именуется « восьмеричным», поскольку состоит из восьми ступеней :
- правильная точка зрения - прежде чем достичь какого-то успеха, человек должен увидеть свою проблему как она есть. Когда он видит, что его игнорирование реальных фактов своей жизни и вызывает эту неприятность, и когда он примет на себя ответственность за эту неприятность, тогда он встанет на Путь. До тех пор, пока человек смотрит на жизнь с неправильной позиции, он будет подчиняться страстям, как будто это может сделать его счастливым. Это путь самообмана. Мы должны научиться понимать, почему это обман. Тогда мы готовы сделать второй шаг.
- правильное устремление - каждый к чему-то стремится. Беда в том, что многие из нас с путаницей в мыслях и эмоциях стремятся к неправильному. Мы не сосредоточиваем своих желаний и усилий на истинных ценностях. Будда указывал на доброту и любовь как на истинные ценности. Они могут быть приобретены только тогда, когда человек поднимается выше примитивных понятий «я», «мы», «мне», «мое». После отказа от сосредоточения на себе истинная доброта и любовь проявляется естественно и свободно.
- правильная речь - человек, следующий Путем Будды, не может больше получать удовольствия от сплетен, клеветы, брани или праздной болтовни. Его речь будет контролируема, тактична, продуманна, потому что она исходит из доброго отношения к другим.
- правильное поведение - человек не должен убивать, красть, быть грязным, лгать, употреблять дурманящие вещества. Для Гаутамы правильное поведение означало любовь. Мы не должны быть вместилищем чувства возмущения или ненависти. «Ненависть никогда нельзя победить ненавистью, ненависть побеждается любовью». Гаутама говорил, что люди не должны драться или возмущаться, если даже на них яростно нападают. «Вы должны подавить негодование и хранить в душе любовь без скрытой враждебности.»
- правильный образ жизни - не следует заниматься никаким делом, связанным с разрушением жизни в любых ее проявлениях. Это включает для буддистов торговлю мясом, продажу ядов, наркотиков или работорговлю, рабовладение. Нельзя заниматься производством или распространением спиртного. Так же не следует быть солдатом.
- правильное отношение - именно ум является тем, что приводит человека к большинству разладов в жизни. Физические желания могут сбивать с толку.
- правильное усилие - это побуждение превысить существующий уровень. Правильное усилие означает, что каждый сам должен определить для себя подходящий темп продвижения по Благородному Восьмеричному пути к истинному счастью. Человек не должен двигаться слишком медленно или слишком быстро. Каждый человек со своими собственными нуждами и собственным темпом. Одна из задач нашего познания самих себя - это научиться идти в наивысшем для нас темпе.
- правильное созерцание - Это заключительный шаг на Пути. Гаутама высоко оценивал некоторые из йоговских практик. Они помогли ему «успокоить» ум. Йога преподавалась индивидуально. Она включала в себя обучение тому, как успокоить неуместные мысли, пока человек не сможет придти прямо к осознанию своих подлинных нужд. Путь познания - озарение или интуиция. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА