Философия школ древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями- кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…3
Философия Древнего Китая…………………………………………………….…4
Особенности развития философии Древнего Китая…………………………….7
Школы в китайской философии…………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 42.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

 

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИИ  И  КУЛЬТУРОЛОГИИ»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

На тему: «ФИЛОСОФИЯ ШКОЛ ДРЕВНЕГО КИТАЯ»

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса  УЭФ

Заочного отделения, гр. № 418 в/в

Доброногов Илья Владимирович

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2009 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…3

  1. Философия Древнего Китая…………………………………………………….…4
  2. Особенности  развития философии Древнего Китая…………………………….7
  3. Школы в китайской философии…………………………………………………..9
  4. Заключение………………………………………………………………………..18
  5. Список использованной литературы…………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

          Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями- кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).

В данной работе рассматривается  зарождение и развитие философии древнего Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Философия Древнего Китая

              Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в  начальный период существование  династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных  черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов  и духов. Многие из древнекитайских  божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным  божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком  племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской  религии был культ предков, который  строился на признании влияния умерших  на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда  еще не было ни неба, ни земли, Вселенная  представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и ян, которые занялись упорядочением  мира.

В мифах о происхождении  Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.

Мифологическая форма  мышления, как господствующая, просуществовала  вплоть до первого тысячелетия до н. э.

Разложение первобытнообщинного  строя и появления новой системы  общественного производства не привели  к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские  трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того,

4

чтобы обосновать свои концепции  истинного правления и свои нормы  правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию  сюжетов и образов древних  мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся  в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной  задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы  не мало потрудились для того, чтобы  превратить духов в людей и  для самих мифов и легенд найти  рациональное объяснение. Так миф  стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а  персонажи мифов - историческими  личностями, используемыми для проповеди  конфуцианского учения.

Философия зарождалась в  недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением  в этом отношении и история  древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая  тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые  особенности, вытекавшие из специфики  мифологии в Китае. Китайские  мифы предстают прежде всего как  исторические предания о прошлых  династиях, о “золотом веке”.

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды  китайцев на становление мира и его  взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайской  философии главного места. Однако все  натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о  силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.

На ряду с появлением космогонических  концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые прежде всего  были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.

5

Борьба за господство между  царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства  и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами  за гегемонию - нашли свое отражение  в бурной идеологической борьбе различных  философско-политических и этических  школ. Этот период характеризуется  рассветом культуры и философии.

В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу  цзин”, мы встречаем определенные философские  идеи, возникшие на основе обобщения  непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет  древней китайской философии  приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

 

 

 

 

 

6

Особенности  развития философии Древнего Китая

Два основных этапа  развития философской мысли в  Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

Период складывания философских  воззрений древних народов, которые  жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

Одновременно история  становления и развития философии  неразрывно связана с классовой  борьбой в обществе, отражает эту  борьбу. Противостояние философских  идей отражало борьбу различных классов  в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся  за все старое освящавшее авторитетом  традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге  столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического  и идеалистического - с той или  иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии  непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае  не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность  философии политической практике. Вопросы  управления обществом, отношения между  различными социальными группами, между  царствами - вот что преимущественно  интересовало философов Древнего Китая.

7

Другая особенность развития китайской философии связанно с  тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим  исключением, более или менее  адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись  друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия  лишила себя надежного источника  для формирования цельного и всестороннего  мировоззрения, а естествознание, призираемое  официальной идеологией, испытывая  трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей  оставались древнее наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Этот взгляд возник в Древнем  Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.

Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В  силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы  человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Обособленность древнекитайской  философии от естествознания и неразработанность  вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства  китайских школ метод логического  анализа остался фактически неизвестным.

 

8

 Школы в  китайской философии

   В те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

  • конфуцианство;
  • моизм;
  • школа закона (“фа-цзя”), по-европейски – легизм;
  • даосизм;
  • школа “инь-ян” (натурфилософы);
  • школа имен (“мин-цзя”).

При этом в большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской  мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится  к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие  основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма –  наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская  философия была малосистемна. Это  объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а  также слабым развитием древнекитайской  логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность  древнекитайской философии.

Китайская школа мысли  уходит своими корнями в глубь  веков. Её история насчитывает более  чем два с половиной тысячелетия, в течение которых формировалась  традиция, которую называют китайским мышлением. К 221г до н.э., когда династия Цинь объединила Китай, в стране существовали разные философские течения, причём основными были школы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в. до н.э

Информация о работе Философия школ древнего Китая