Афинская школа философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Люди философствовали с тех пор, как начали говорить. Однако, поначалу это философствование не носило характер самостоятельных философских учений. Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии — философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений.

Содержание

Ведение
1. Софисты и Сократ.
2. Учение Платона об идеях..
3. Философская система Аристотеля
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

    «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Контрольная работа по курсу 

  "Философия" 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнила:  студентка  гр. ЗМн-22 курс 1

                                                                               номер зачетной  книги 092155

                                                                                        Закревская Светлана  Михайловна 

                       
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

  г. Витебск 

  2010

ТЕМА 5. Афинская школа  философии. 

ПЛАН 

 Ведение

1. Софисты  и Сократ.

2. Учение  Платона об идеях..

3. Философская  система Аристотеля

Заключение.

 

Введение

Люди  философствовали с тех пор, как  начали говорить. Однако, поначалу это  философствование не носило характер самостоятельных философских учений. Возникновению философии как  особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии — философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений. К протофилософии или предфилософии можно отнести учения древневосточных мудрецов, прежде всего Китая и Индии. Своеобразной протофилософией является мифология. Многие философские понятия-идеи прошли школу мифологического мышления. Наиболее развитой мифологией была античная. Мифология Древней Греции — почти готовая философия. Илиада и Одиссея — отражение реальности и собрание мифов с философским подтекстом.

Естественно, что как особый тип культуры философия  возникла именно в Древней Греции. Это случилось более двух с  половиной тысяч лет назад    История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем,

живой  индивидуальный  образ  духовного  развития  вообще.  Этот  период  по преобладающим  в  нем  интересам  можно  назвать   космологическим,   этико-политическим и этико-религиозно философским. Своеобразной   чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из  которых  в последствии развились самостоятельные науки: астрономия,  физика,  биология.

В 6 и 5 вв. до Н.Э. философия  еще  не  существовала  отдельно  от  познания

природы, а  знание  о  природе  –  отдельно  от  философии.  Космологическое умозрение 7 и 6 столетий  поднимает  вопрос  о  последнем  основании  вещей. Таким образом появляется понятие  мирового  единства,  которое  противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь  этого  множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего  в  самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.  Из мыслителей этого периода наиболее известными являются Гераклит, Фалес,  Анаксимандр,  Анаксимен, Пифагор, Демокрит.

Однако  в 5 в.до Н.Э. в противоположность     одностороннему     космоцентрическому      направлению предшествующей  философии,   начинается   также   односторонне,   а   именно постановкой антропологических  проблем.  Натурфилософское  мышление  достигло границ, за которые оно  в то время не могло выйти. Данный период  представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том,  что мерилом при оценке поступков для него служит  соображение,  какими  мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Сократ, Платон и Аристотель - самые знаменитые персонажи древнегреческой философии. Это не означает, конечно, будто все античные авторы относятся к ним с безоговорочным пиететом. Однако не только их идеи, но прежде всего их личности стали предметом философских размышлений и дискуссий и в античной, и в не меньшей степени в позднейшей европейской философии.  

1. Софисты и Сократ.

Становление и укрепление демократического общества привело к важным изменениям интеллектуального климата крупнейшего эллинского полиса. Для успешного ведения дел, отстаивания своих интересов в самых различных ситуациях образованным афинянам потребовалась совершенно иная философия, нежели та, о которой шла речь до сих пор. философия изменила не просто методы исследования, но и сам статус ее подвергся серьезной трансформации. Из мудреца-созерцателя философ превратился в служащего за деньги помогающего своему клиенту научиться вести дискуссию, доказывать свою правоту в суде и народном собрании. Решение этих новых для греческой философии задач взяли на себя философы особого типа, которых стали называть софистами. Феномен софистики неоднозначен по существу и нередко вызывал, да и продолжает вызывать, споры. Подобно многим понятиям древних культур, это слово сделалось нарицательным. Зачастую софистами именуют беспринципных полемистов, способных в корыстных целях отстаивать то, что в данный момент представляется им выгодным, а затем, повинуясь изменившейся конъюнктуре, менять свои убеждения на прямо противоположные. И действительно, эти свойства присутствовали в реальной афинской софистике, особенно у софистов второго поколения. Однако ее основоположники сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии, в развитии искусства логической аргументации - в том, что в Элладе было принято именовать диалектикой. И, кроме того, для последующих философских изысканий не прошли бесследно и размышления софистов о практическом значении философии        Софистика в качестве историко-философского феномена существенна как смещение эпицентра философской рефлексии с проблематики физиса и космоса на проблематику человеческого бытия. Темы софистики: этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание - одним словом, культура и существование человека в ней. Таким образом, софисты открыли"гуманистический период в истории философии". Основные черты движения софистов: поиск последователей, поскольку исследование истины равнозначно ее распространению; демократизм: добродетель основана на знании, а не на происхождении; знание - ремесло, а потому оправданно взимание платы за обучение; универсальность мировоззрения: софисты стали провозвестниками панэллинистического начала, в некотором смысле, первыми античными космополитами; неограниченная вера в разум: движение софистов имеет такой же статус, как и позднейшее Просвещение; индивидуализм: софисты не представляли единого сообщества и жизнь каждого из них, в этом смысле, точно соответствует философскому кредо: полагаться только на свои собственные силы. Базовое положение движения софистов можно определить максимой Протагора (480-410): "Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и не существованию несуществующих". Это выражение со временем стало программным тезисом западного релятивизма, абсолютизировавшего принцип относительности истин знания. "Мера" для Протагора - некая "норма суждения", "вещи" - факты и опыт в целом. Иначе, норма суждения о фактах и человеческом опыте в целом заключена в самом человеке. Истину ото лжи, бытие от небытия может отличить только сам человек .При всей своей спорности, а может быть благодаря ей, этот тезис сыграл огромную роль в дальнейшем осмыслении фундаментальных философских проблем. Наверное, сам Протагор не подозревал, какое богатство идей содержит его тезис.

Основу  мировоззрения первого софиста  составляла, по-видимому, упрощенная трактовка  учения Гераклита - прежде всего идеи всеобщей изменчивости. По мнению Протагора, любое мнение является истинным, так  как о каждой вещи возможны два  противоположных суждения. Например, высказывания: «эта стена – белая» и «эта стена - небелая»- вполне могут быть одинаково справедливы просто потому, что с течением времени белая стена становится грязной. Раз это так, все суждения относительны, и нет ни истины, ни лжи. Отсюда - знаменитый афоризм Протагора: «Человек - мера всех вещей».

Другой  софист - Горгий - распространил эту  релятивистскую установку Протагора  на область морали. Если все истины относительны, то невозможны и абсолютные, от века данные, нормы нравственности. Поэтому любые представления о добре и зле созданы людьми, а, следовательно, искусственны и могут быть подвергнуты сомнению и пересмотру.

Кризис, а затем и упадок афинской демократии, ставший особенно очевидным после  поражения Афин в Пелопонесской  войне, стал почвой и для всеобъемлющего духовного кризиса, в развитие которого внесли свой вклад и поздние софисты. Вместе с тем эти болезненные  явления сыграли роль своеобразного  вызова времени, ответом на который  стал небывалый духовный подъем, правда, не только не всеобщий, но, напротив, локализованный в узком кругу интеллектуалов. Этот подъем был связан в первую очередь с именами Сократа  и Платона и ознаменовал начало нового этапа в истории философии.

  Сократ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых  ярких фигур в истории философии. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и  площадях Афин. У него было много  учеников. Самый знаменитый — Платон. Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе (объективизма натурфилософов) к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии), от материализма к идеализму.С точки зрения Сократа строение мира, природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя. “Познай самого себя” — любимый девиз Сократа. Высшая задача философии не теоретическая, а практическая: искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сократ применял свой метод индуктивного определения понятий, касалась, главным образом, как и у софистов, вопросов человеческой жизни. Ибо, так как в основе все его поиски за состоящей из понятий истиной вытекали из силы его нравственных убеждений, то и наука, в конце концов, отождествлялась у него с нравственным самоусовершенствованием. Общеобязательная истина, которую ему было нужно найти посредством рассуждения, заключалась в ясности и твердости нравственного сознания. В этом исключительно этическом направлении Сократ, однако, следует одному психологическому основному положению, особенно ясно выразившему рационалистический характер всей эпохи Просвещения: это - положение о тождестве добродетели и знания.

Философия, как понимал ее Сократ, есть размышление  разумного человека об общеобязательном законе добра. Познание стало в его глазах обладанием нравственностью, а отыскание знания сообща - особенным этическим отношением между людьми, отношением взаимного пополнения и помощи, которое он обозначал именем любви.

Сам Сократ дал образцы определения и  обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению  понятия предшествовала беседа, в  ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется  мнимое знание, а беспокойство, в  которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам  подлинной истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с искусством повивальной  бабки (“майевтикой”), а его метод  вопросов, предполагающий критическое  отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Майевтика, буквально повивальное  искусство, — предложенное Сократом искусство извлекать скрытое  в человеке знание с помощью наводящих  вопросов.

Сократ  выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: «я знаю, что ничего не знаю” (сравн.: Олкотт: «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности — такова болезнь невежд». Дж. Бруно: «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»). Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Можно возразить: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказывании Сократа — начало идеализма и холизма. Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому. (Целое — жизнь, часть — питание). С таким пониманием жизни можно далеко уйти. Ближе к истине другая формула: «человек есть то, что он ест».      Несколько школ греческой философии признавали афинского мудреца своим родоначальником и апеллировали к его авторитету. Такой плюрализм трактовок его воззрений упрощался в связи с тем, что Сократу не приписывались никакие сочинения; по преданию, он никогда ничего не писал и лишь в устной форме проповедовал свои взгляды. К сократическим школам относят мегарскую. Ее представителями были Эвклид, Стилпон и Диодор Крон), злидо-эретрийскую (Федон и Менедем), киническую (Антисфен из Афин и Диоген Синопский) и киренскую (Аристипп). В них на разные лады варьировалось учение о правильном образе жизни, об этических принципах, о счастье и преодолении страстей, существовании, достойном философа.

2. Учение Платона об идеях.

Совершенно  особое, исключительное место среди  учеников Сократа занимает Платон. Платон (427-347 г.г. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель, его же ученик. Последний многим был обязан Платону, хотя и критиковал его. От Аристотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». Сочинения Платона в большинстве своем написаны в форме диалога. Счастлива была их судьба; почти все они дошли до нас.

  Настоящее имя Платона — Аристокл. Имя  “Платон” (Platos по гречески означает широкий) было дано ему за атлетическое телосложение (высокий рост, широкие плечи). Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских и Пифийских играх. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей. Он известен прежде всего своим учением об идеях и учением об идеальном государстве.  Мир по Платону и не телесный космос, лишенный  индивидуальности,  и не отдельные   материальные   вещи,    наполняющие    Вселенную.    Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей  в одно  нераздельное целое, живет и дышит, весь  наполнен  бесконечными  физическими силами,  но зато он управляется законами, находящимися вне его, за  его пределами.  Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос.  Они составляют особый надкосмический мир и называются  у Платона миром идей. Увидеть их можно не  физическим  зрением,  а умственным,  мысленно.  Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют  жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени,  он  не  живет,  а пребывает,  покоится  в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо,  тождественное абсолютной красоте.

   Платоновский идеализм потому  и называется  объективным,  что   он признаёт существование вполне  реального, независимого от сознания  человека, то есть объективного  идеального бытия.

Можно выделить следующие основные философские  принципы платонизма:

  1. Идея  вещи есть смысл вещи.

  2. Идея  вещи есть такая цельность  всех отдельных  частей  и   проявлений

вещи, которая  уже не делится на отдельные части  данной вещи  и представляет собою  в сравнении с ними уже новое  качество.

Информация о работе Афинская школа философии