Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:51, контрольная работа

Описание работы

Наряду с ортодоксальными учениями индуизма на севере Индии развивались оппозиционные течения как аскетического направления, так и прямо противоположного, например философия локаята, исповедовавшая гедонистический материализм. Со временем две крайние тенденции оформились в самостоятельные философско-религиозные системы – джайнизм и буддизм.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 71.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

          Контрольная работа по философии Древнего Востока  

          Тема: Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм. 

                                                 
 
 
 

Введение. 
 

     Наряду  с ортодоксальными учениями индуизма на севере Индии развивались оппозиционные течения как аскетического направления, так и прямо противоположного, например философия локаята, исповедовавшая гедонистический материализм. Со временем две крайние тенденции оформились в самостоятельные философско-религиозные системы – джайнизм и буддизм.

     В 6 в. до н. э. каждый житель Северной Индии  мог быть знаком с одной из трех философских теорий:

     1. Ортодоксальным индуизмом, основанном  на ведийских знаниях и строгом  соблюдении ритуалов и предписаний.

     2. Аскетической практикой и медитацией, которую проповедовали независимые духовные учителя, не признававшие авторитета «Вед» и поэтому находившиеся в оппозиции к традиционным учениям.

     3. Материалистической и гедонистической  философией школы локаята, объявившей  основной целью жизни получение удовольствия.

     Эта эпоха характеризовалась развитием  торговли, оттоком населения в  города и, как результат, ослаблением  внутриклановых связей и племенных  традиций. Эти причины вынуждали  людей искать новые духовные ценности.

     Индийская школа философской мысли одарила человечество богатством идей, духовно-религиозных и социальных дисциплин, известных под общим названием индуизм, наряду с которым возникли самостоятельные, но органично дополняющие это древнее учение (несмотря на разночтение многих фундаментальных концепций) джайнизм и буддизм. Эти философские школы имеют более чем трехтысячелетнюю историю, на протяжении которой они оказали влияние не только на формирование «восточного» образа мысли, но и на становление миропонимания в планетарном масштабе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Буддизм 
 

     Выросший  в роскоши царевич Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н. э.), названный впоследствии Буддой (буквально – пробужденный, просветленный), самостоятельно сделал свой жизненный выбор – путь крайнего аскетизма и поиска истины. В стремлении найти и преодолеть причину людских страданий он изучал древние знания под руководством индуистских гуру, пока на него не снизошло озарение ( божественное откровение которое буддисты называют просветлением), положившее начало новому учению.

     Учение  Будды стало, с одной стороны, творческим развитием индуистских  традиций и понятий, а с другой – полностью опровергло некоторые  религиозно-философские концепции  своих предшественников. Будда полностью  откинул индуистский подход к  личностному началу. Индуизм придерживался понятия высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу, но в то же время полностью независимо от него. В «Упанишадах» целью духовного роста провозглашается достижение тождества Атмана с Абсолютной Реальностью – Брахманом. В индуизме истинное «Я» человека неизменно и неподвластно влияниям феноменального мира, а его природа познается через тождество с Абсолютом. Естественным результатом такого мировоззрения стала непреложность кастового разделения общества, что в свою очередь вело к своего рода фатализму, то есть к извечной предопределенности каждой человеческой судьбы. Будда отрицает индуистскую концепцию Вечного Атмана. В первой сутре раннебуддийского  сборника «Дхаммапада» есть такие строки: «Мы таковы, какими были наши мысли вчера, наши мысли сегодня строят нашу жизнь завтра; наша жизнь есть творение нашего разума». Буддийскую философию нельзя назвать фаталистической в прямом смысле этого слова. Все земные проявления обусловлены конкретными причинами и, в свою очередь, создают условия для новых проявлений. В этом смысле все сущее играет в процессе перемен конструктивную роль. На ограниченном уровне феноменального мира жизнь определяется  мыслями  и решениями, как индивидуальными, так и коллективными. Все преднамеренные поступки имеют свои последствия.

     Карма  в буддийской   философии означает «осознанное волевое усилие». Выбор  человека определяет то, чем (кем) он становится. Соответственно, процесс «отработки» прошлой кармы сопровождается творением новой. Буддизм не признает застывших форм и неизменных понятий. Существование является условной категорией, с помощью которой определяются лишь конкретные качества кармы. После смерти кармический процесс не заканчивается, ваш сознательный выбор сегодня дает импульс тому, что произойдет завтра, доже в том случае, если ваше нынешнее земное существование прервется. Иными словами, буддисты считают, что в будущем воплощении человек пожнет то, что посеял в нынешнем.

     Миру  сансары, где кармические долги  проявляются с помощью ненависти, жадности и невежества, противопоставляют, как правило, нарвану. В раннебуддистской традиции нирвана рассматривается как конечный продукт на пути духовного становления и следствие просветления. Достигших озаренного состояния называют мудрецами-архатами или татхагата; в дословном переводе последний термин означает так пришедший и употребляется по отношению к адептам, достигшим состояния Будды. Следует заметить, что основной целью буддизма является достижение высших уровней сознания, ведущих к конечному просветлению, при том, что учение отрицает обретение единства с трансцендентным абсолютным божеством и, соответственно веру в единого Бога как таковую. Процесс расширения сознания подразумевает подавление эгоцентричных побуждений и достижению благостного состояния нирваны (ей предшествует восьмеричный путь).

     В буддизме план нирваны характеризуется рядом понятий, включающих амату (бессмертное) и асамкхату ( простое). Очевидно, что понятие нирваны не отрицает  «Я» как таковое, но лишь иллюзорное  представление об этой категории. Иногда нирвану отождествляют с мутти  (свободой). Не следует думать, что состояние нирваны окончательно уничтожает саму возможность проявлений негативных факторов. Согласно буддийской идеологии, достигший нирваны адепт продолжает испытывать приятные, болезненные или нейтральные ощущения, но, в отличие от других людей, у него не возникает привязанности к проявлениям сансары, ибо постигший знает, что они переходящи. Эталоном пробужденной личности можно считать Гаутаму Будду, который достиг подлинного просветления. Основоположник буддизма умирал непростой и, возможно, мучительной смертью (от пищевого отравления), и все же он считал это естественным, не делая никакой скидки на собственную исключительность.

     Буддизм никогда не был застывшей и  окончательно оформленной  доктриной. Напротив, учение всячески поощряло индивидуальный духовный поиск. Не удивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Более того, в процессе развития буддизм органично впитал в себя многие культурные и религиозные традиции, которые были интерпретированы в русле базовых концептуальных подходов.

     Традиционно выделяют три основных направления, или Яны (колесницы).

     Хинаяна (в некотором смысле пренебрежительный термин, который переводится как малая колесница) – упрощенное толкование Дхармы.

     Школа махаяны (большая колесница) оформилась как самостоятельное учение на рубеже I тысячелетия н. э. и наряду с другими течениями возникла на основе индуистских верований. В основном традиция распространялась в северных странах, особенно в Китае и Японии.

     Ваджраяна (алмазная колесница), впитавшая тантрические традиции, получила распространение в Тибете.

     Существовало  множество ответвлений, порожденных  этими учениями, отличавшихся разнообразными подходами к восприятию природы вещей. Многообразие мнений и концепций было неизбежным, так как основная доктрина традиционного буддизма поощряет духовный поиск и проверку любого утверждения на собственном опыте.

     В буддийском монастыре Наланда обучались  примерно три тысячи учеников, среди которых были представители всех индийских провинций наряду с прибывшими из Китая, Кореи, Тибета, Монголии, Шри-Ланки и Суматры. Системное обучение всегда было характерным методом буддийской подготовки, и новообращенные изучали грамматику и филологию, медицину и логику, изящные искусства и метафизику. С другой стороны, Будда всегда проводил четкое разграничение между тем, что может быть познано эмпирически, и вопросами, составляющими область метафизического. Гаутама отказывается не от осмысления гносеологических вопросов, а всего лишь от ведения бессмысленных споров по этому поводу. Буддийский подход к интерпретации вопросов бытия выходит за рамки концептуального понимания, так как мир рассматривается в процессе динамичного взаимодействия отношений и обстоятельств. При попытке осмыслить мироздание у западных мыслителей нередко возникает искушение разделить материальный мир на объекты, существующие независимо друг от друга. Буддизм проповедует иной подход. Согласно учению, мир состоит из бесконечного множества взаимообусловленных качеств, проявляющихся во времени и пространстве при определенных условиях как часть единого целого. Аналогичный подход используется в буддизме по отношению к существованию объектов феноменального мира, которые не могут быть идентифицированы вне конкретных обстоятельств и условий. Иначе говоря, вещь становится таковой лишь во взаимосвязи с окружающей средой.

     Буддийский  подход к толкованию мудрости отличается от западного. В терминах западной философии  мудрость есть не что иное, как способность к последовательной и логичной аргументации. Более того, философия экзистенциализма, основанная на концепции свободы выбора и индивидуальной интерпретации бытия, признает лишь «рассудочное мышление» мышление вне прямой связи с объективной реальностью. С точки зрения буддизма подобная философия приемлема лишь на начальном этапе и не может считаться исчерпывающей. Умозрительные спекуляции и логические построения могут быть поводом для созерцательного размышления (медитации), но только в результате последнего инициируются сверхсознательные возможности человека, проливающие свет истины на предмет созерцания. В целом буддийская философия далека от принятого на Западе подхода к поискам логических доказательств. То же самое можно сказать о методе передачи информации, которая обобщается в притчах-сутрах и изобилует цветистыми выражениями и абстрактными понятиями. Следует помнить, что высший уровень познания не может иметь адекватного (неискаженного) вербального выражения. 
 
 

     Буддизм распространился в Китае в начале 1 в. и проник в Японию на пороге 5 столетия. В этих странах учение было воспринято в рамках философии махаяны. В Тибете буддизм распространился в период между 8 и 9 столетиями. К этому времени в Индии уже сформировалась тантрическая традиция. Базовые философские понятия тантризма развивались в рамках буддизма махаяны. Фундаментальной теоретической предпосылкой тантрического буддизма стало отрицание наличия двух независимых миров – объективного внешнего мира и мира субъективных переживаний человека. Изменения, происходящие с нами, меняют наше восприятие и, соответственно, меняется та реальность, которую мы знаем. Следовательно, тантризм провозглашает взаимозависимость внешнего мира объективной реальности и внутреннего мира человека.

     Основатель  тибетского буддизма Падмасамбхава, прибывший  в Тибет в 747 г., в Индии считался опытным адептом тантрического  учения. Однко не следует отождествлять тибетскую традицию исключительно с тантризмом, скорее она является одним из главных ответвлений буддизма и более ранних философских течений.

     В Японии буддизм получил распространение  в виде различных сект. Например, секта тэндай придавала особое значение череде откровений (постижений). Считалось, что все формы постижения ведут к просветлению, и не потому, что они одинаковы, а по причине их приверженности яне, то есть пути. Секта сигон воспринимала учение исторического Будды как поверхностное, скрывающее истинную суть традиции, согласно которой каждый человек еще при жизни мог стать буддой.

     Дзэн-буддизм  географически и исторически возник на основе учения Сиддхартхи Гаутамы. Традиция дзэн – непосредственное восприятие природы реальности. Дзэн не нуждается в письменных указаниях, достаточно придерживаться основных принципов духовного ученичества. Существуют три ключевых аспекта учения, отличающих дзэн-буддизм от других философских школ буддизма: 1. Традиция основана на устной передаче знаний от учителя к ученику. 2. Она отвергает письменные источники знания. 3. Дзэн предлагает методику прямого личностного постижения. Таким образом, дзэн имеет дело с интуитивной формой восприятия (интуитивной мудростью).

     Буддизм на Западе распространился частично благодаря появлению в Европе и Северной Америке общин иммигрантов, а также благодаря тому, что европейцы открыли для себя буддизм: на протяжении двадцатого столетия они нередко отправлялись в Азию, становились там монахами, а потом возвращались на Запад в качестве буддийских миссионеров.

     Сегодня буддизм распространился по всему миру и получает все большую известность как альтернативная система ценностей, усвоив которую люди смогут обрести новы взгляд на происходящее в мире.

Глава II. Джайнизм. 
 
 

     Центральной идеей этого религиозно-философского учения является принцип ахимсы (непричинения вреда живому). Подобно другим восточным философским школам, джайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Само слово джина (произошедшее от одного из титулов, присваиваемых вероучителям) в буквальном переводе означает «победитель».

     В джайнской традиции, существовало 24 вероучителя (тиртханкаров). Существует исторически достоверное свидетельство о последнем из них – Махавире, жившем на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. Вардхамана Махавира принадлежал к числу неортодоксальных аскетов. Он жил и проповедовал в индийских провинциях Бихар и Уттар-Прадеш. Согласно преданиям, Махавира был немного старше Будды, с которым встречался и беседовал. Махавира ушел из дома в тридцать лет, вступил на путь аскезы и в течение двенадцати лет вел жизнь, полную лишений. Принято считать, что в возрасте 42 лет Махавира достиг просветления, с тех пор он стал известен как Джина. После тридцати лет подвижничества он ушел из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. В буддийских писаниях основателя джайнизма называют Нигатха Натапутта. Там же приводится эпизод, повествующий о дружеском диспуте между Махавирой и Буддой.

Информация о работе Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм