Общество философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть общество как саморазвивающуюся систему.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….31. Понятие общества……………………………………………………………3
2. Социальная структура общества…………………………………………..9
3. Общество как целостный развивающийся организм…………….……15
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…….………….…..….………..……..20

Работа содержит 1 файл

общество как саморазвивающаяся система.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Общество – продукт совместной деятельности людей способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.

     Первым  необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды–субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос», он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса: вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла».

     Если  вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности. Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

     Устойчивые, воспроизводимые связи между  совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти  отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно–экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.

     Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных  людей, вещей, символов. Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

     Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства). В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

     Общественная  жизнь предполагает сложнейшую систему  социальных связей, соединяющих воедино  элементы общественной жизни. В некоторых  случаях они возникают стихийно, в качестве «пробного продукта», например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

     Политическая  сфера общественной деятельности имеет  сложную внутреннюю структуру, где  главным звеном является Государство. Государство в свою очередь представляет собой сложнейший инструмент, имеющий  множество функций, связанных с  законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения.

     За  создание и воссоединение элементов  общества – символических и людей, отвечают духовный и социальный типы деятельности. Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию – идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

     Каким образом система, состоящая из многих частей, способна существовать и изменяться как единое целое, как возникают  интегральные средства целого, которых лишены его части? Представители монистического течения считают, что на каждом «этаже» социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, который воздействует на все прочие явления (т.е. части системы находятся в субординационной зависимости).

     Сторонники  плюралистического направления  убеждены в том, что части любой  общественной единицы, находятся между  собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они  не разделяются на определяющие и  определяемые.

     «Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно–энергетическими средствами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества. Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

     В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения – «духовный» и «чувственный», каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»). Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом.

     Прямо противоположные характеристики свойственны  обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Наконец Сорокин допускает существование промежуточного типа социокультурной организации–идеалистического, стремящегося гармонично сочетать принципы духовности и чувственности «даже общая культура индивида (как самого маленького культурного ареала) не является полностью интегрированной в одну причинно–смысловую систему. Она представляет собой сосуществование множества культурных систем–частично гармонирующих друг с другом, частично нейтральных и частично противоположенных друг другу–плюс, сосуществование множества скоплений, каким-то образом попавших в общую культуру индивида и осевших там».

     Рассматривая  сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы–идеалисты (например, П. Сорокин). Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории.

     Идея  первенства объективных потребностей перед отражающим их сознанием последовательно  проводится К. Марксом. Поэтому в  основе выделения подсистем общества у него оказываются не важнейшие  идеи (добро, справедливость, красота, – у П. Сорокина), а важнейшие потребности общества в продуктах материального и духовного производства, производства непосредственно человеческой жизни и «форм общения» людей, т.е. общественных отношений. Практическое в жизни общества определяет духовное. Но и в самой практике Маркс выделяет определяющую форму деятельности – материальное производство, которое тем самым становится основой функционирования и развития общества в целом.

     Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования. Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

     В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта; из двух типов человеческой деятельности – целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его–практическая деятельность определяет духовную, подчиняет её своим целям и задачам; из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство «форм общения людей»; в рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования. 

3. Общество как целостный развивающийся организм

     Проанализировав общество как социальную структуру, мы очертили его структуру, вычленили  составляющие. Но этого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества как целостного развивающегося социального организма.

     Для этого необходимо рассмотреть, каким  образом функционируют отдельные  составляющие, как они взаимодействуют  между собой, что вызывает такое  взаимодействие и какова его последовательность, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрывая совокупность важнейшего взаимодействия на всех уровнях социальной системы, в результате которых общество оказывается способным функционировать, т.е. поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условиях существования.

     Общество  – это не только социальная система, не только целостный организм, но и  развивающийся организм. Поэтому  можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранить  преемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимо выявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются в любом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества. 5

     В зависимости от мировоззренческой  позиции исследователей можно выделить и различные подходы при рассмотрении этого комплекса вопросов:

     1. Сторонники материалистического  понимания истории анализируют  историю человечества как смену  общественно-экономических формаций, считают материальное производство (производительные силы и производственно-экономические отношения) определяющим фактором развития;

     2. Основополагающую роль духовной  жизни общества подчеркивают  сторонники рассмотрения исторического  развития как постоянной циклической  сменой соцкультурных систем;

     3. Нередки попытки синтезировать эти два взаимоисключающих подхода, тогда связь материального и духовного рассматривается как взаимодействие, в котором отсутствует однозначная связь причины и следствия.

     Общество  – это развивающаяся система, поэтому наряду со структурным и  функциональным анализом необходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерный естественно- исторический процесс, определив его сущность, направленность, выявив, каким образом соотносится внутреннее единство этого процесса с его внешним конкретно-историческим многообразием.

Информация о работе Общество философия