Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:02, контрольная работа
Сократ обратился к поиску регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека «политическим животным», имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Рассматривая общество как государство с его отношениями «господства-подчинения», Аристотель выделил собственно социальную связь, возникающую между независимыми (частными) индивидами как гражданами, реализующими свое естественное право.
ВВЕДЕНИЕ
Первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество (латинский глагол «социо» означает соединить, затевать совместный труд).
Сократ обратился к поиску
регуляторов социального
Философы пытались выявить
Философский взгляд на
Наиболее общие проблемы
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира. Эти проблемы изучает особая отрасль философского знания – социальная философия.
Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая «безлюдная» философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена.
Все это превращает системное социально-философское осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.
Существуют различные
В более узком значении обществом называют не социальность вообще, а организационную форму существования и воспроизводства социальности. Общество понимается как реальная самодостаточная группа людей, способных создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, в том числе формировать людей как социальных существ.
Так понятое общество рассматривается социальной философией и теоретической социологией на трех связанных, но не совпадающих уровнях абстракции:
Специфика социальной философии состоит в структурном, интегративном и динамическом анализе общества как системы с органическим типом целостности, создающей свои части «из себя» и «для себя» в процессе адаптации к природной и социальной среде. Различные философско-социологические школы по-разному решают вопрос о структуре общества, выделяя разное число образующих его подсистем, компонентов и элементов. Согласно деятельностному подходу в структуре общество выделяются четыре подсистемы (сферы общественной жизни):
В основе выделения этих подсистем лежат типы деятельности, создающие элементы общества, необходимые для совместного существования людей. К числу таких типов относятся: производство вещей (предметов практического назначения), общественных отношений, непосредственной человеческой жизни и опредмеченной информации.
Философско-социологические школы являются монистическими, если признают общество субординационной системой, в которой есть главная и определяющая сфера общественной жизни, подчиняющая себе другие подсистемы общества. Примером монистической теории является материалистическое понимание истории К.Маркса, настаивавшего на главенстве материального производства, в ходе которого формируется экономический базис, определяющий социальный уклад общественной жизни, политическую надстройку и формы общественного сознания.
Большое теоретическое и мировоззренческое значение имеет полемика «методологического индивидуализма» и «методологического коллективизма» (терминология К. Поппера) в вопросе о возможности или невозможности рассматривать общество в качестве самостоятельного субъекта, обладающего потребностями, интересами и целями, которые отсутствуют у людей, живущих в обществе. Мировоззренческими полюсами в этой полемике являются позиции социоцентризма и антропоцентризма, по-разному решающие вопрос о соотношении общественных и индивидуальных интересов («человек для общества» или «общество для человека»).
Четырем названным элементам простейшего
социального действия соответствуют указанные
выше четыре типа (или сферы) общественной
деятельности. При этом каждая сфера имеет
собственную специфику, вследствие чего
играет свою, только ей присущую роль в
жизни общества.
К началу XX века общество накопило обширный и многообразный опыт развития, а многие выдающиеся умы опробовали свои интеллектуальные силы в его анализе. Этот опыт включал в себя и долгие годы Реформации в европейских странах, когда преобладало более или менее постепенное их развитие, нарушаемое лишь отдельными всплесками недовольства народа, испытываемого материальные лишения или духовое притеснение. Однако известны и этапы крутых социальных перемен, охватывающие сравнительно короткие периоды в истории, но приводившие к глубоким историческим переменам и значимым для всего человечества последствиям. Старые и крупные из них – французская буржуазная революция 1789-1794 гг. и социалистическая революция России в 1917 г.
Негативный результат этой последней, ставшей одним из самых трагических социальных экспериментов на базе «научной» теории социализма, оказался настолько впечатляющим, что вопрос о путях и формах развития человеческого общества теперь кажется решенным однозначно в пользу эволюционного развития.
Для большей ясности я бы хотела рассмотреть теоретические предпосылки, на которых строятся различные концепции социальных преобразований.
Марксистскую
позицию в вопросе о развитии
общества выражала в полной мере концепция
смены общественно-
С точки зрения классиков марксизма, социальные революции являются выражением самой сути развития общества. Они по своей природе выступают как квинтэссенция исторического процесса, «локомотивы истории» и обеспечивают принципиальные качественные изменения в самой основе общества – способе производства и материальных благ.
Оценивая формационный подход к вопросу о типологии и развитии общества, нельзя не отменить, что марксистская концепция сыграла значительную роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Достаточно адекватно она охарактеризовала и капиталистический строй, сообразно состоянию дел в середине XIX в., когда завершалось формирование промышленного капитала, механизмов свободной конкуренции, рыночного ведения хозяйства.
Развитие Российского общества не укладывалось
в формационную модель, предусмотренную
марксизмом. В соответствии с этой моделью
социалистическое государство призвано
было на первой стадии своего существования
подавить сопротивление эксплуататорских
классов и сломать буржуазию «государственную
машину».
На протяжении двадцатого века многими учеными выдвигалась теория общественного развития, называемая цивилизационной. Её наиболее яркий пример английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975).
Тойнби выделяет несколько основных стимулов, которые дают толчок возникновению и развитию цивилизаций:
Стимулы могут быть природными и социальными.
Понимая двойственный характер воздействия человека и техники на природу, английский ученый не рассматривает в качестве критерия общественного развития и возрастания власти над природой. Противоречие между человеком и природой постепенно превращается в противоречии между индивидуумами. Человек постепенно освобождается от физических зависимостей, но испытывает возрастающее значение морально-этических проблем.
Концепцию
Тойнби можно назвать
Т.о. цивилизационная
теория является «антиформационным» проектом.
Она не рассматривает историю как единое
поступательное движение всех народов
к единой общей цели, если не брать в рассмотрение
Бога как высшую духовную инстанцию.