Философия и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:52, контрольная работа

Описание работы

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
* онтология (учение о бытии);
* гносеология (учение о познании);
* человек;
* общество.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

    Часть 1. Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе

    1. Философия, её  предмет и метод. 

    Предметом называется круг вопросов, которые  изучает философия. Общую структуру  предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  • онтология (учение о бытии);
  • гносеология (учение о познании);
  • человек;
  • общество.

    В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество  изучаемых ею частных вопросов:

  • сущность бытия;
  • происхождение бытия;
  • материя (субстанция), ее формы;
  • сознание, его происхождение и природа;
  • взаимоотношение материи и сознания;
  • бессознательное;
  • человек его сущность и существование;
  • душа, духовный мир человека;
  • общество;
  • общество и человек;
  • духовная сфера жизни общества;
  • материально-экономическая сфера жизни общества;
  • социальная сфера общества;
  • общественно-экономические формации, цивилизации;
  • перспективы человека, общества;
  • экология, проблемы выживания;
  • особенности познания;
  • влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
  • ограниченность и безграничность познания;
  • движение;
  • философские категории;
  • диалектика и ее законы;
  • иные вопросы.

    Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

  • диалектика;
  • метафизика;
  • догматизм;
  • эклектика;
  • софистика;
  • герменевтика.

    Диалектика  – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика  – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

  • обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
  • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
  • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

    Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

    Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

    Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

    Герменевтика  – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

    Одновременно  и направлениями в философии, и философскими методами являются:

  • материализм;
  • идеализм;
  • эмпиризм;
  • рационализм.

    При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

    Суть  идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

    Эмпиризм  – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

    Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

    2. Функции философии

    Функции философии – основные направления  применения философии, через которые  реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

  • мировоззренческую,
  • методологическую,
  • мыслительно-теоретическую,
  • гносеологическую,
  • критическую,
  • аксиологическую,
  • социальную,
  • воспитательно-гуманитарную,
  • прогностическую

    функции философии.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

    Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

    Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 
 

     Часть 2. Тема 1. Природа  как предмет философского осмысления.

     1. Понятие природы,  природной среды,  биосферы, живой и  неживой природы,  «естественной» и  «искусственной» среды, ноосферы.

      2. Природа как основа жизнедеятельности общества.

    Взаимосвязь людей с окружающим природным  миром является важной проблемой  философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточно сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация.

    Диалектическое  понимание взаимосвязи общества и природы характеризует ее как развивающийся, объективный и противоречивый процесс. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая в себя собирательство, охоту, рыболовство и изготовление простейших орудий труда и бытовых предметов. «Дикое», первобытное состояние человека порождало признание им своего происхождения от различных явлений природы, зависимости и подчиненности им, что наглядно отражено в мифологии.

    Второй  этап взаимодействия общества и природы  связан с возникновением и развитием  скотоводства и земледелия, что характеризовало  переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т. д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявилось различие общества и природы. Начало третьего этапа взаимодействия общества и природы связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Быстрыми темпами росли общественные производительные силы, гигантски увеличились масштабы материального производства. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия хищнически эксплуатировала не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа превратились в антагонистические противоположности, что нашло отражение в представлении о человеке как о господине, царе природы и в восприятии природы в качестве мастерской и неисчерпаемого источника богатств.

    Своего  апогея этот процесс достиг в эпоху  НТР (научно-технической революции), показавшую ограниченность человеческих попыток произвольно-эгоистического преобразования природы только ради преходящей, сиюминутной выгоды. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (в гегелевской философии этот термин означает преобразование, изменение самих противоположностей) между обществом и природой. С одной стороны, человечество обладает небывалыми по сравнению с прошлым возможностями по преобразованию природы и общества, а с другой стороны, их реализация привела к небывалым масштабным разрушительным и для природы, и для людей последствиям неразумного воздействия на природу. Возникло и осознание необходимости отказа от старых форм взаимодействия с природой, и социальное движение за формирование нового отношения к природе (движение «зеленых»). Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т. е. становления качественно новых отношений общества и природы.

    Природа — это естественная среда обитания человека, кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в повседневной жизни и производственной деятельности. Природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества, это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений.

Информация о работе Философия и общество