Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:12, реферат
Слово философия пришло к нам из греческого языка. В буквальном переводе оно означает «любовь к мудрости». Это слово ввел в употребление древнегреческий ученый Пифагор, но широкое применение оно получило в Υ веке до н. э. В настоящее время философию можно определить как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек).
Специфика философии состоит в ее направленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Предмет философии – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Введение
Слово философия пришло к нам из греческого языка. В буквальном переводе оно означает «любовь к мудрости». Это слово ввел в употребление древнегреческий ученый Пифагор, но широкое применение оно получило в Υ веке до н. э. В настоящее время философию можно определить как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек).
Специфика философии состоит в ее направленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Предмет философии – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Философия имеет две основные функции – мировоззренческую и методологическую. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности. С мировоззренческой функцией философии тесно связана и вторая ее функция – методологическая. Методология понимается как определение способов достижения какой-либо цели.
Философия как наука
имеет большую практическую значимость.
Она помогает личности ясно судить
о том, что происходит вокруг: в
природе, в обществе, в сознании людей.
Эти знания базируются на основаниях,
пришедших из глубины веков, из них
состоит фундамент современной
науки. Философия показывает и сокращает
путь к истине.
Изучив подходы
к пониманию сущности человека, можно
сказать, что человек представляет
собой единство биологического, психического
и социального уровней. Весь духовный
склад человека несет на себе явственную
печать общественного бытия. Человек
не может жить без общества, люди
живут совместно, образуя общество.
Общество можно определять по-разному:
и как организованную человеком
форму материи, и как совместную
деятельность людей в соответствии
с выработанными ими
Как мы знаем, наука
об обществе называется социологией (
от латинского социетас – «общество»).
Но нас интересует не социология, а
ее философские основания. Размышления
об обществе начинаются с рассмотрения
взаимоотношений отдельно взятого
человека и общества. В современной
науке эти взаимоотношения
Человеческое общество имеет два главных отличия от природы:
1.
Общество существует
2.
Смысл социальных действий
Для того, чтобы лучше понять сущность общества, нужно рассмотреть различные философские подходы к данному вопросу. Философское понимание общества состоит в интерпретациях общества на основе философских (по возможности наилучших) воззрений.
1) Античность
Главные философы античности – это Платон и Аристотель. Они рассматривали общество как воплощение идеи справедливости. Разница между мнениями этих философов состоит в том, что Платон считает справедливость космическим началом, а Аристотель – сочетанием добродетелей человека. Античная интерпретация общества на основе справедливости как ценности не только дожила до наших дней, но и остается актуальной.
Итак, в античности
в наилучших философских
2) Средние века
В данный период времени философское понимание общества основывается на философии абсолютной личности, на философии Бога. В ходе истории христианская интерпретация общества становилась все более многообразной.
3) Новое время
В Новое время философия приводит к концепциям равноправия членов общества и общественного договора. Договор понимается как необходимость. Общественный договор – признак гражданского общества.
В Новое время также существовала другая концепция, принадлежащая К. Марксу. Он полагал, что общество образуется благодаря общественному труду, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.
Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно прийти к следующему выводу: общество – это совокупность людей в рамках ими же производимо системы социальных действий и их смыслов.
Подобно пониманию человека и общества в философии понимание истории, исторического процесса тоже различно в зависимости от периода времени. Рассмотрим данные периоды и восприятие в них истории подробнее:
1) Античность
В античности историю
воспринимали как круговорот, все
связывалось с гармонией
2) Средние века
В Средние века под
влиянием христианства понятие круговорота
в истории разрывается
3) Новое время
Философия Нового времени
вырабатывает рациональные объяснения
хода исторических процессов. Источником
прогресса признается разум. Ход
истории считается линейным процессом,
движением к более
4) Новейшее время
В современной науке большинство ученых подвергают критике и отрицают линейную модель исторического прогресса. Это обусловлено тем, что в истории имеют место как прогресс, так и регресс, как величие, так и крах. Таким образом, появляется мнение о том, что история носит нелинейный характер, т. е. движение происходит и вперед, и назад.
Итак, можно сделать вывод, что история, человек и общество рассматривались по-разному. Но все-таки можно сказать об этих понятиях следующее:
Человек – это венец природы, биосоциальное существо, в котором существует два начала: духовное и телесное.
Общество - это совокупность людей, их социальных действий и смыслов этих действий.
Человек и общество в историческом процессе развиваются нелинейно, т. к. деятельность человека и общества в целом носит творческий характер.
Список использованной литературы:
1. Спиркин А.Г.; Философия, учебник, 2-е издание; Москва, Гардарики; 2002
2.
Канке В.А.; Философия, издание
4-е, переработанное и
3. Философия, курс лекций; под общей редакцией Калашникова В.Л.; 2-е издание; Москва, «ВЛАДОС»; 1999
4. Основы философии; 2-е издание, исправленное; Москва, издательский центр «Академия»; Горелов А.А.; 2004
5. Канке В.А.; Основы философии; Москва, «Логос»; 2001
1одержание:
1. Специфика социально-
2. Социальная структура общества
3. Гражданское общество
1. Специфика социально-
Раздел философии о человеке и обществе кажется самым доступным, поскольку включает в себя разговор об индивиде, то есть о себе и об обществе, которое тоже представляется некоей реальной общностью в виде семьи, поселения, государства. Однако для человечества и для философии, в первую очередь, именно этот ее раздел остается наиболее дискуссионным и проблемным. Взять хотя бы только три исходных понятия: человек, общество, социальное (общественное, хотя некоторое различие между этими понятиями имеется).
И в прошлом, и
в настоящем употребление термина
социальный, соци-альное (от латинского:
общий, общественный) часто носит
расширительный характер, применяется
даже к биологической среде, к
стадности в животном мире. Некритическое
отношение к этим терминам при
их использовании в качестве характеристики
поведения животных основывается на
ложности суждения: если жизнь особей
осуществляется через совместный характер
их действий, то она социальная, общественная.
Но различия процессов жизнедеятельности
даже стадных животных и деятельности
людей настолько существенны, что
«стадо» и «общество», – это
два совершенно разных мира, хотя и
там, и там отдельные особи
пребывают в «общем»
Объективности ради нужно заметить: сближение биологического и социального и в философии, и в естественно-научном знании имеет исторические корни. Люди первоначально не отделяли себя от природы, и потому в их сознании вся природа одушевлялась и все взаимодействия в ней представлялись ничем не отличающимися от отношений самих людей. Об этом нам уже известно из мифологии и философии древних, как на Востоке, так и на Западе. Но уже с возникновением собственно философии ее представители стали все более осознавать различия между физическим миром и миром людей, между животным и человеком. Потому-то эти же проблемы и «вечные» философские вопросы остаются актуальными сегодня как для отдельного человека, так и для человечества. Ведь если социальность есть свойство животных, то тогда надо говорить и о морали, и об эстетике, и о политике и т. п. в биологической среде. И такие попытки были (не исчезли и в наше время), но ничего позитивного для философии и естествознания они не принесли. Такое же положение с другими основными понятиями, но о них речь пойдет позже.
Вот почему все еще
нельзя сказать, что сложился общепризнанный,
более или менее целостный
подход к предмету социальной философии,
к проблемам философского осмысления
человека и общества, прошлого и
будущего человечества как специфической
системы объективной
Чтобы пояснить, надо обратиться к темам философской гносеологии и вспомнить ряд выводов. Во-первых, при любом познании обязательно вычленяется объект как фрагмент действительности и как носитель тех специфических свойств и процессов, которые подлежат исследованию и определению. Но общество, что это за объект, как представить его? Строго говоря, в качестве реального элемента социальной действительности мы чувственно воспринимаем только индивида. Отсюда и такие определения, как «общество – это совокупность индивидов», отчего теряется различие между обществом и стадом. Конечно, любой объект, так или иначе, но субстанциален, а субстанциальность индивида – это его тело и физиология. Так, индивид во плоти – это и есть элемент общества, это и есть человек? Ответ не прост, но явно исключает сведение человека к биологическим свойствам, к физиологии, а общества – к трансформированному стаду, и потому объекты социальной философии до сих пор неочевидны, во многом дискуссионны. Во-вторых, любое современное знание, научное тем более, тогда обладает своим статусом, когда изучены не только свойства самого объекта, но и выявлены условия их проявления и изменений, объясняются причины и показатели (критерии) развития. И говоря о человеке как общественном элементе, как социальной «вещи» или об обществе в целом, необходимо не просто выделить их стороны и свойства, относящиеся к соци-альной сущности, но и указать причины, ведущие к их изменению и развитию. Но до сих пор нет однозначности даже в определениях человека и общества, не говоря о толковании развития в отношении человека, ни в вопросе о развитии общества. Если китайцев более миллиарда и население Индии – около миллиарда, это процесс их развития, показатель развития общества? А тогда развитие человека – это увеличение его веса и роста? Выходит, помимо неочевидности социальных объектов, столь же неочевидны причины и критерии развития человека, общества и других социальных составляющих общества как определенной целостности.
В-третьих, определять
общее в разнообразном, формулировать
общие закономерности движения, развития
системного объекта возможно, когда
нет вопроса в отношении