Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:24, контрольная работа
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть общество как саморазвивающуюся систему.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………….31. Понятие общества……………………………………………………………3
2. Социальная структура общества…………………………………………..9
3. Общество как целостный развивающийся организм…………….……15
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…….………….…..….………..……..20
При рассмотрении этого вопроса также выявляются различные подходы:
Преодоление эволюционной «отсталости» традиционных обществ мыслится результатом такого изменения социальных институтов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа, вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.
Выявляются два типа модернизации. Первые тип – оригинальная спонтанная модернизация – характерен для стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов.
Другой тип – вторичная, «обращенная» модернизация – характерен дл стран по тем или иным причинам, отставшим в своем развитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств, пытающихся достичь того же уровня и качества жизни. 6
В
целом же характерная черта теории
модернизации – концентрация внимания
на межформационных, длительных линиях
истории в поисках решения проблемы преемственности
развития стран как результата противоречивого
взаимодействия внутренних и общецивилизационных
соцкультурных факторов. Рассматривая
общество как развивающуюся систему, следует
специально подчеркнуть одно важное обстоятельство.
При различных подходах к его исследованию
мы имеем не «ставший» объект, а «становящийся»,
подвижный, изменяющийся. Кроме того, все
его функциональные элементы тоже подвижны.
Они коэволюционно развиваются, даже если
в определенные периоды вступают в противоречие
друг с другом.
Заключение
Исследование, проведенное в работе, позволило прийти к следующим выводам. Общество - это сложная социальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована: с точки зрения способа существования – общество как часть мира, образованная совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми; с точки зрения функциональных характеристик – общество как организованная деятельность человеческих коллективов, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования. Общество образуется лишь таким коллективом, который способен действовать как единое целое, имеет общие потребности, осознает их и стремится удовлетворить в организованной совместной деятельности. В этом плане человеческое общество представляет собой реальную социальную группу, в рамках которой осуществляются не просто многие, а все необходимые для существования людей функции, от производства вещей до воспитания подрастающего поколения, от политической регуляции до духовного творчества, т.е. общество образуется социальной группой, способной собственной деятельностью обеспечить все необходимые условия жизни;
С точки зрения его структуры – общество как совокупность элементов, подсистем, а также и их связь между собой. Конечным неделимым элементом социальной системы выступает отдельный человек – индивид, а общим знаменателем, к которому можно свести все многообразие частей общества, - процесс человеческой деятельности. Именно деятельность как способ существования общества определяет его структуру и очерчивает его границы.
Наиболее значимы в социальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются в разделении общественного труда, собственности или власти. Они распадаются на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляется основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, они определяют характер политических правовых, нравственных, религиозных и других отношений. Все это – элементы общественной организации (субъекты, объекты, отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?
Становление отдельного человека неразрывно связано с его жизнью в обществе, зависит от совокупной деятельности людей по созданию необходимых для жизни благ, общественных отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности. Бытие человека по существу, является общественным, оно характеризует материальную жизнь людей, способ и условия производства материальных благ. На определенном этапе развития эти процессы получают осмысление, появляется духовная жизнь общества, общественное сознание. Отношение личности и общества на протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и личность развиваются, изменяются и их взаимоотношения. Общество как система человеческих отношений для каждого индивида выступает одновременно и внешней социальной средой, и внутренним условием его жизнедеятельности. Любое общество неоднородно, его влияние на личность преломляется через влияние на нее среды. Важнейшим условием формирования человеческой личности в обществе являются материальные условия жизни, основу которых составляет способ производства. Огромное значение имеет личностный элемент социальной среды, та социальная общность (семья, друзья, коллектив), в которую включена данная личность и ее духовная атмосфера.
Список использованной литературы