Философия общества и истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Пути понимания природы общества……………………………4
Роль рациональности в развитии обществ……………………..6
Общество и его структура………………........................................8
Философия истории: многообразие культур, цивилизаций…10
Запад-Россия-Восток……………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

философия 1.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………………….3

 

  1. Пути понимания природы общества……………………………4

 

 

  1. Роль рациональности в развитии обществ……………………..6

 

  1. Общество и его структура………………........................................8

 

 

  1. Философия истории: многообразие культур, цивилизаций…10

 

  1. Запад-Россия-Восток……………………………………………..12

 

 

  1. Заключение …………………………………………………………14

 

  1. Список использованной литературы………………………………………………………….15

 

Введение

Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

Хотя сам  термин «философия истории» принадлежит  французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути  понимания природы общества

 

Несмотря на неразрывную  связь с природой общество имеет  свою специфику, обладает присущими  только ему качественными характеристиками. Социальная философия пытается дать ответ на вопрос: что же составляет сущность общества? На протяжении истории  были выработаны разные варианты понимания  общества. В современной социальной философии также нет единства в понимании общества, однако можно  выделить некоторые наиболее распространенные положения.

Общество представляет собой единое, целостное образование, состоящее из людей, находящихся  в различных отношениях, связанных  друг с другом различной степенью общности, условий, форм и результатов  их совместной деятельности. Понятие  общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые  и будущие поколения, т. е. все  человечество в его историческом прошлом, настоящем и будущем.

Общество - это целостная система жизнедеятельности людей. Объединение в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли и желания индивидов. Именно общество является непосредственной средой обитания человека, поэтому-то сущность человека и носит социальный характер.

Нет общества вообще, как  нет и человека вообще, а есть конкретные формы общественной организации  людей. Сущностную характеристику общества составляет то, что оно не находится  в застывшем, неподвижном, всегда одном  и том же состоянии, наоборот, - общество представляет собой развивающуюся систему. Оно исторически возникло и развивается, проходя последовательные стадии, этапы качественных состояний.

Общество может быть охарактеризовано и как единый социальный организм, внутренняя структура которого представляет собой совокупность определенных, присущих данному строю многообразных  явлений и связей, в основе которых лежит человеческий труд. Но при этом следует учитывать, что сравнение общества с организмом не означает механического переноса на общество действия природных, биологических законов. Данное сравнение имеет смысл только в плане подчеркивания, выделения при анализе общества интегративного качества, т. е. характеристик, не свойственных частям, образующим общество, но присущих обществу в целом. Интегративность и целостность общества проявляется, во-первых, в системно-структурном отношении; во-вторых, в плане развития как всемирно-исторического процесса единой человеческой цивилизации; в-третьих, в характеристике своих движущих сил, совокупности стимулов и действий, результатом которых является само возникновение, существование, функционирование и развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Роль рациональности в развитии  общества

 

Общественный организм включает в себя некоторое множество  системно-структурных образований (различные сферы общественной жизни, социальные общности людей, система  социальных отношений и т. д.). Указанные  системно-структурные образования  не существуют изолированно, независимо друг от друга. Сохраняя свою качественную определенность, они взаимосвязаны  друг с другом, переплетены и как  бы пронизывают друг друга.

Различные системно-структурные  образования в обществе в их единстве и взаимодействии образуют определенную качественную целостность данного  общества, придают ему определенный исторически-типический облик. Эта  характеристика общества как своего рода метасистемы, как целостного типа общественных связей и зависимостей, складывающихся на определенных этапах истории, и фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанном в марксистской философии. Общественно-экономическая формация - это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости  между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все  наблюдаемое в истории множество  социальных систем сводится к нескольким основным типам. Кроме того, будучи важной типологической характеристикой  общества, понятие общественно-экономической  формации позволяет проследить эволюцию общества, т. е. выступает и как  характеристика исторических этапов развития общественного организма.

В цивилизационной концепции  не признаются производственные отношения  как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в  ней используется более широкий  круг выделяемых основ общественной жизни (как правило, они сводятся к явлениям духовного порядка  и от них производным). Понятие  цивилизации фиксирует более  конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции  развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество и его структура

 

Общество как чрезвычайно  сложное образование обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его частей и их тесной взаимосвязью, иными словами, - в обществе существует сложная иерархия, соподчиненность его элементов. В качестве элементов общества (т. е. простейших, первичных и вместе с тем всеобщих его составляющих, частей) принято выделять социальные субъекты, виды их деятельности и общественные отношения.

Под социальными субъектами понимаются активно действующие  и познающие, обладающие сознанием  и волей индивиды или социальные группы. Уже в характеристике данного  элемента обнаруживается внутренняя противоречивость - взаимосвязь и переплетение субъективного и объективного в социальной жизни. Когда термин «субъект» применяется к индивиду (индивидам), то подразумевается его (их) активное отношение к различным явлениям, которые, в противоположность, обозначаются как «объекты», т. е. то, что испытывает воздействие со стороны субъекта. Но когда термин «субъект» применяется к социальной группе, то в качестве объекта ее активности оказываются отдельные индивиды, а не только природные явления или социальные институты. В свою очередь, сами социальные группы являются объектами воздействия со стороны других групп. Таким образом, при характеристике социальных субъектов следует учитывать соотношение субъективного и объективного.

Социальная деятельность - это специфически человеческое проявление активности, в рамках которой человек творчески преобразует, целесообразно изменяет окружающий мир (как природу, так и общество), одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность. Важнейшая особенность социальной деятельности заключается в том, что она, осуществляясь в действиях конкретных отдельных индивидов, носит совместный, коллективный характер. Именно это качество позволяет рассматривать социальную деятельность как своеобразную субстанцию всего социального.

Социальная деятельность, будучи элементом общественного  организма в целом, действительно  представляет сложную систему. Распространено выделение таких ее областей (типов), как материальная производственная деятельность; духовная деятельность; регулятивная, или управленческая деятельность; деятельность по обслуживанию людей, или  социальная. Несмотря на их взаимосвязь, взаимопроникновение, актуальным для  философии остается вопрос об их соотношении  друг с другом. Социальные отношения - это определенные связи, выражающие зависимость между социальными субъектами, возникающие в процессе социальной деятельности и имеющие непосредственно общественный характер. Социальные отношения чрезвычайно разнообразны - это производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, религиозные и нравственные и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия истории: многообразие культур, цивилизаций

 

При рассмотрении исторического  процесса следует обратить внимание на такие существенные черты, как  объективность и единство всемирной  истории. Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность происходящих в обществе изменений.

Несмотря на существование  различий, все народы во все времена  трудом своим добывали средства к  жизни, стремились полнее овладеть богатствами  природы, развивать свои потребности  и удовлетворять их и т. д. и  т. п., поэтому их жизнедеятельность  складывается в объективный естественноисторический  процесс. Всемирный характер исторического  процесса связан не только с родовой  общностью человеческой жизнедеятельности, с универсальным действием объективных  законов истории, - он проявляется и в наличии и все большем расширении многообразных контактов между странами, народами, культурами.

Другой аспект исторического  процесса связан с постановкой и  решением вопросов: что движет историю? Кто может быть отнесен к субъектам  исторического процесса?

Бытует мнение, что всякая деятельность людей является движущей силой истории. Это утверждение  справедливо только в том плане, что люди сами творят свою историю, но оно недостаточно, поскольку носит  слишком общий характер. Реальная история всегда конкретна и складывается из взаимодействия и противоборства, как различных социальных групп, так и индивидов, происходящего  в специфических условиях в определенные отрезки времени.

В истории философии  назывались разные варианты социальных групп, играющих главную роль в общественной жизни, но особое место заняла характеристика классов. Осознание важности роли классов в европейской истории Нового времени было достигнуто французскими историками (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье и др.). Затем марксистская философия придала им главное значение при объяснении хода исторических событий. В настоящее время идея классовой борьбы как основы исторического развития классового общества постепенно заменяется представлениями о приоритете сотрудничества между классами.

Характеристика социальных субъектов не ограничивается только рассмотрением классов и иных достаточно устойчивых, стабильных социальных общностей. Современное общество характеризуется  наличием и таких социальных групп, которые по отдельным признакам  как бы «пронизывают», «пересекают» или разделяют более крупные  социальные общности. Они получили название страты (лат. stratum - слой). Возникла теория социальной стратификации, представители которой в качестве главных элементов социальной структуры признавали различные социальные слои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Запад-Россия-Восток

 

Основные философские  проблемы современной России: можем  ли мы воспринимать образцы западного  поведения как идеал или они  должны подвергнуться критике; каков  путь вхождения России в мировую  цивилизацию - западный или восточный; что такое Россия вообще; каковы пути развития мировой цивилизации. Например, Япония, восприняв положительные традиции запада, осталась восточной по своему менталитету и способу усвоения человеческих ценностей. Культура России давно вошла в культуру Запада, что относится к христианству, социальному утопизму, просветительству, элементам авангардизма и рационализма. При этом в России есть элементы всех цивилизаций, кроме того, есть целые регионы, чисто западные или чисто восточной культуры, типа бурятов. Элементы азиатчины - община и коллективистский дух тяготение к деспотическому государству, религиозность и мистичность, при этом особое значение придается духовной сфере, нравственному совершенствованию человека.

Информация о работе Философия общества и истории