Философия, ее предмет и роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:04, лекция

Описание работы

1.Изменение предмета философии в историческом развитии.
2.Мировоззрение (М) - предмет современной философии: определение, содержание, роль в становлении личности.
3.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука.
4.Философия и наука. Специфика философского знания.
5.Функции философии. Философия и культура.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 1 Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Тема № 1.Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества.

 

1.Изменение предмета  философии в историческом развитии.

2.Мировоззрение (М) - предмет современной философии: определение,  содержание, роль в становлении личности.

3.Исторические типы  мировоззрения: миф, религия, наука.

4.Философия и наука.  Специфика философского знания.

5.Функции философии.  Философия и культура.

 

 

Возникновение европейской  философии обычно относят к 7-6 векам  до н.э. В греческом городе Милете возникает школа, представители которой захотели объяснить мир не с помощью мифологии, а на основе собственного разумения. Милетцы впервые заговорили о субстанции, как первооснове мироздания, и выразили свое учение не в мифологических образах, а в понятиях. Такой способ мышления стали называть философским – от греч. философия (филео – люблю, софия – мудрость).

     Философия была открыта человечеством как поиск и нахождение ответа на основные вопросы своего бытия, как осмысление предельных вопросов о смысле жизни, мудрости познания и тех ценностей, ради которых живет человек.

Уже в Античный период философия определила своё содержание и выделила философские категории, самые общие понятия, которые  составляют понятийный аппарат философии, её язык. Содержание этой науки составили  три её важнейших раздела: онтология (онтос-бытие, логос-учение), гносеология (гносис-знание, логос-учение, теория), аксиология (аксиос-ценность, теория ценностей).

История развития философии  свидетельствует о том, что в разные исторические периоды, в зависимости от потребностей общества и господствующей формы общественного сознания, предмет философии претерпевал изменения. Иначе говоря, философия начинала исследовать  наиболее важные проблемы своего времени на самом общем, мировоззренческом уровне. Не случайно, поэтому Гегель, определяя философию, скажет, что философия – это  эпоха, схваченная в мыслях.

      Философия изучает цели и смысл исторического процесса, движущие силы истории, стремится определить тип связи между человеком, обществом и природой, а также методологию познания.

«Философская деятельность по  наделению смыслом процесса познания – альфа и омега всего научного знания». ( Г.Гегель, «Наука логики», с. 127.

Но так высоко определяет Гегель значение философии уже в ХУШ веке, а в Античный период наиболее интенсивно исследовались проблемы онтологии. При дефиците научных знаний о мире, человек хотел знать, в каком мире он живет, каково его место в этом мире?

Онтология была главным предметом философии вплоть до 17 века, то есть до Нового времени.

В Новое время господствующей формой общественного сознания становится наука, в которой так была заинтересована молодая буржуазия. Наука распространяет свое влияние на другие формы общественного сознания и формирует мировоззрение передовых людей Европы этого времени. Свою задачу философия видит в осмыслении и развитии научного познания, а гносеология становится основным предметом философии Нового времени и остается таковой до сих пор во многих современных философских школах Запада.

В конце ХХ века на постсоветском пространстве философию марксизма перестали считать высшим достижением философской мысли, идеологической основой государства и апологетом материалистической философской мысли. Марксизм стал ещё одной философской школой прошлого века со своими достоинствами и недостатками.

 Предметом – современной философии в постсоветский период становится мировоззрение. Мировоззрение включает в себя все три составляющие содержание философии: онтологию, гносеологию, аксиологию. Синтезировав основные части философского знания, мировоззрение выражает квинтэссенцию развития культурной эпохи своего времени.

 

Учение о бытии и  теория познания  поочередно в силу определенных объективных причин становились главным предметом философии. А какую роль при этом выполняла аксиология - теория ценностей? С помощью ценностных ориентиров и критериев человек оценивает всю свою деятельность, и определяет дальнейшие цели развития. Без такой оценки он не мог бы развиваться, не мог бы понять, что он сделал хорошо и каковы его недоработки. Поэтому понимание ценностей ему было необходимо всегда. В настоящее время все чаще ученые говорят о такой отрасли знания как научная критериология, без которой, как пишет К.М. Долгов, современному обществу грозят засилие пошлости, безвкусия, варваризация  духовной культуры и дальнейшее увядание литературы и искусстива. (Долгов К. М. Анализ проблем развития эстетики…//Вестник МУ,сер 7, с 45).

Формирование ценностных ориентиров и критериев начинается с представлений  об идеале. Идеал – представление о совершенной жизни и совершенном человеке. В каждую историческую эпоху человек, опираясь на достигнутое и основываясь на потребностях своего времени, вырабатывает идеал, соответствующий своей эпохе.

В реальной жизни идеалы осуществить невозможно, так как их ценностные критерии предельно высоки. В таком случае, зачем они нужны человеку?

- Идеал указывает направление,  в котором следует человеку  развивать свою деятельность.

- Служит точкой отсчета  в формировании ценностных критериев.

- Играет большую роль  в формировании личности человека и его мировоззрения.

 

Ценностные  критерии и ориентиры - это нормативно оценочная сторона явлений и предметов, необходимых человеку в данных исторических условиях. Это определенный культурно-исторический стандарт, помогающий ему найти духовную опору и смысл жизни, осуществить оценку познания и деятельности. В понятие «ценность» каждый народ включает:

-новые идеи, способные  преобразовать жизнь,

- высокие достижения  человеческого труда,

- культурно-исторические  стандарты и стиль жизни,

- морально-нравственные принципы  поведения,

   - эстетические идеалы и художественные вкусы.

На основе ценностного  отношения к себе и своей жизни  у человека развивается важнейшая сторона философского мышления - рефлексия.

Рефлексия (от лат.- отражение) - осмысление человеком своих действий, это акт самосознания и самопознания, заключающийся в критическом осмыслении результатов своей деятельности и постановке новой цели. Без рефлексирующего сознания невозможно представить движение к новому, совершенному. Рефлексивность – это природное свойство философского мышления, выражающееся в предельной осознанности своих действий, это способность не просто что-то узнавать, а делать это знание своим, которым ты способен воспользоваться при каждом необходимом случае. Не случайно Иммануил Кант видел задачу философии в ответах на три вопроса:

- Что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я могу  надеяться?

Если вы не осознали материал, не задали себе вопросы: Что это? Почему это так? Для чего это надо? Как я могу это знание использовать? – Значит, вы зря потратили время. Задавайте побольше таких вопросов себе и педагогам, развивайте рефлексивную способность своего мышления. Оценивайте свои познания и познания своих товарищей по эти критериям. Только в этом случае вы научитесь критически мыслить.

Итак, предметом современной  философии является мировоззрение.

 

2. 

Мировоззрение ( М.) - это единство принципов, идеалов, ценностных критериев, познание фундаментальных законов развития общества и природы, формирующих убеждения, необходимые человеку для его жизнедеятельности.

Каждый достаточно сложный  предмет, изучаемый наукой, может иметь множество определений, которые будут отражать его существенные свойства в разных обстоятельствах, аспектах и на разных уровнях познания.

Конечно, можно использовать для определения мировоззрения  и более краткое, которое содержится во всех словарях: «М. - это

система взглядов на мир и место человека в этом мире».

Но для педагога это  определение носит абстрактный  характер, ведь педагог должен знать не просто определение М., но и какое знание он будет давать своим ученикам, формируя их М., поэтому в качестве рабочего определения мы выберем первое.

В процессе формирования у человека М. проходит три основных этапа:

1.-мироощущение - самый ранний период жизни человека, когда М. формируется на основе психологического восприятия;

 

2.- мировосприятие - формирование М. на основе художественного познания и обыденного опыта;

 

3.- миропонимание – формирование мировоззрения на научной основе, когда человек может объяснить, что это и почему так происходит на основе научных достижений.

 

Формируется М., как и сама личность человека, на протяжении всей жизни. Каждый человек имеет свое мировоззрение, которое формируется на основе господствующего общественного мировоззрения и индивидуальном опыте жизни.

Содержание М. личности определяется доминирующим в его мышлении знанием: у физика превалирует физическое М., у биолога – биологическое, у философа – философское и т.п.

«Философия -  это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи»,- так определил философское М. Соколов В.В.

 

Содержание мировоззрения (М.):

 

1.М. это - знание о фундаментальных законах развития природы, общества, которые выступают для человека как принципы познания и освоения своего бытия;

 

2.-М. определенной эпохи определяет методологические нормы научного познания;

 

3.-М. определяет идеалы и ценности людей, корректирует их деятельность, определяет цели;

 

4.-в М. входит сила воли, позволяющая человеку добиваться конечного результата в своей деятельности;

 

5- эмоции, «без которых никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (В.И.Ленин)

 

6.-убеждения - как сплав рациональных принципов и эмоций, «от которых человек не может отказаться, не разорвав своего сердца» (К.Маркс)

М.- основополагающая черта личностного развития человека. По М. оценивают достоинства и значение личности, которые проявляются не на словах, а на деле.

 Под деятельностью – в философии понимается специфически человеческая форма активного отношения человека к окружающему миру, направленная на его изменение в человеческих целях.

М. формирует принципы жизнедеятельности, определяет интерес и цели личности, определяет его смысл жизни. В этом заключается необходимость формирования М. у личности, требующая постоянного внимания и рефлексивной деятельности, т.е. критического  анализа и системного мышления..

 

3.   Но М. это не только достояние личности. Кроме индивидуального, существует и общественное М. Специфика общественного М. определяется господствующей формой общественного сознания в данный исторический период и характером развития философского знания. Так, в истории человечества, сменяя друг друга, господствовали следующие формы общественного сознания, на основе которых  формировалось М. общества: миф, религия, наука.

Миф- это образное представление людей о мире и отношении между собой, когда человек отождествляет людей и окружающий мир, наделяя их сверхъестественными силами.

Миф лежал не только в основе М., но и культуры народов. С помощью мифа создавалась картина мира, связывалось прошлое и настоящее, создавались представления о ценностях и идеалах, обеспечивалась связь поколений, вырабатывались нравственные нормы поведения людей. Таким образом, в мифе содержались все компоненты, определяющие целостную картину мира и взаимоотношения человека с окружающим миром, т.е. необходимые компоненты мировоззрения.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изживает себя. Ему на смену приходит новое М., основное на религии.

          Но миф и мифологическое сознание никогда не покидало человечество. Правда, современная мифология создается не на основе первобытного мифа, а с помощью идеологических теорий, помогая правительствам управлять своим народом.

     Ф. Ницше утверждал, что без мистической интуиции, без мифов, без иллюзий человек и человечество в целом не могут обойтись.

 Религия ( от лат. - благочестие, набожность) основана на вере в Бога, наделенного сверхъестественной силой и неограниченными возможностями.

 Проявляется религиозность человека не только в вере в сверхъестественное, но и в образе жизни, мироощущении, приверженности определенным традициям: буддийским, христианским, исламским, и глубоко переживается на эмоциональном уровне (религиозный экстаз). Господствующей формой общественного сознания в Европе религия становится в Средние века, она формирует мировоззрение людей на основе библейского писания, в котором излагаются представление о мире («Библия» начинается с главы «Бытие»), о познании мира, о самом человеке как о творении Господнем.

Религия определяет развитие философии, искусства и науки, церковь занимает лидирующее положение в экономике и политике стран Европы. Она расписывала регламент жизни каждого человека от его рождения до смерти: организовывала весь быт людей, определяла трудовые и праздничные дни, время моления и т.п. Как самый богатый феодал, церковь властвовала в экономике, без благославения церкви ни один император европейского государства не мог занять престол.

В современном мире существуют три мировые религии, множество конфессий и сект, которые отделились от ортодоксальных религий и выступают часто как оппозиция по отношению к ним. Каждая религия имеет свой теоретический источник: буддизм – «Веды», христианство – «Библия», ислам – «Коран».

.        Высшей ценностью является Бог, олицетворяющий собой надежду, веру, любовь, истину, добро и красоту. С позиций веры и служения Богу оценивается вся деятельность человека.

Главную свою задачу религия  видит в нравственном развитии человека и сохранении нравственных традиций в обществе. Задача актуальная и в современном обществе, поэтому светское правительство в современных государствах постсоветского периода так лояльно относится к религии и служителям культа. В политической жизни правительства придерживаются политики толерантности (веротерпимости) всех религиозных конфессий, существующих в государстве.

 

В XVII в. наука становится господствующей формой общественного сознания и на ее основе формируется М. передовых людей в Западной Европе.

Информация о работе Философия, ее предмет и роль в жизни общества