Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:29, доклад
В науке под функцией (лат. functio — исполнение) по¬нимают внешнее проявление свойств того или иного объек¬та в данной системе отношений. Указать на функции фи¬лософии — значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.
Функции философии и её роль в обществе
В науке под функцией (лат. functio —
исполнение) по¬нимают внешнее проявление
свойств того или иного объек¬та в данной
системе отношений. Указать на функции
фи¬лософии — значит определить ее место
и роль в обще-ственной жизни, значение
для развития науки и культуры, практической
деятельности.
Мировоззренческая функция философии
занимает центральное положение в ряду
других. Обусловлено это прежде всего
тем, что сама философия — тип мировоз¬зрения
и как таковая включает в себя целостную
совокуп¬ность знаний и представлений
человека об объективном мире и своем
месте в нем. Последнее означает, что люди
на основе достоверного знания законов
природного и со¬циального развития, его
общих принципов формируют свои собственные
убеждения в социальной, экономичес¬кой,
политической, нравственной, религиозной,
научной, эстетической областях, в сфере
профессиональной и иной деятельности.
Особенностью убеждений, основанных на
философс¬ком мировоззрении, является
то, что хотя они и связаны с определенной
суммой полученных субъектом знаний, пос¬ледние
влияют на убеждения не изолированно,
а вместе с психологическими факторами
(воля, характер, темпера¬мент и др.) и чувствами
(в том числе религиозными). Тем самым отношение
людей к окружаю¬щему миру формируется
не только умом, но и эмоционально - психологически,
т. е. сердцем, что придает мировоззрен¬ческим
убеждениям непоколебимый, страстный
характер.
Поскольку у людей знания и страсти разные,
то и ми¬ровоззренческие взгляды и убеждения
приобретают в об¬ществе неодинаковую
направленность. Так, сталкивают¬ся в
своем противоборстве «правые» и «левые»,
альтру¬исты и эгоисты, верующие и атеисты
и т. п.
Мировоззрен¬ческое разделение убеждений,
базирующихся на разных философских позициях,
приводит к политическому и идей¬ному
множеству, мно¬гопартийности, многоконфессиональности
и пр.
Следовательно, мировоззренческая функция
филосо¬фии несет с собой огромный потенциал
рациональнос¬ти, она отличается не ангажированным
широким и много¬сторонним охватом действительности.
И именно в силу этого опора на разум и
свободу позволяет человеку само¬стоятельно
формулировать свое жизненное кредо, то
есть веру и следовать ей в своем социаль¬ном
поведении и личных поступках. Чем демократичнее
общество и государство, тем больше создается
реальных возможностей для осуществления
свободного выбора граждан.
Гносеологическая функция философии призвана
обес¬печить уяснение сложных взаимоотношений,
складываю¬щихся между субъектами и объектами
в процессе позна¬вательной деятельности.
Ее область — отношения по-знающего и
познаваемого, истина как таковая и ее
крите¬рии. Поскольку речь идет преимущественно
о сложных вопросах философской теории
и о познавательном про¬цессе, данная
функция философии определяется как те-оретико-познавательная.
Каково ее более конкретное содержание?
Оно касается прежде всего вопроса о том,
познаваем ли мир, Если тот или иной философ,
философское тече¬ние исходят из принципиальной
непознаваемости мыс¬лящим субъектом
(отдельным человеком, социальной группой,
обществом в целом) сущности явлений объек¬тивного
мира, то задача упрощается. Источник познания
сущего видится в таком случае вне человека
и человечес¬кой деятельности. Слабость
естественного разума человека компенсируется
всемогуществом сверхъестествен¬ного
божественного разумения и проникновения.
Поло¬винчатые, скептические толкования
данного вопроса, в конечном счете, ведут
к таким же утверждениям.
Мировоззренческая установка на возможность
позна¬ния человеком не только явлений,
но и их сущности выво¬дит гносеологию
на совершенно иной уровень, когда вы¬ясняются
субъективно-объективные отношения в
процес¬се познания, устанавливаются
особенности природного и социального
познания, совершается поиск путей под¬тверждения
достоверности знания, проводится строгое
разграничение истины и заблуждения и
т. д.
Одна из актуальных теоретико-познавательных
про¬блем состоит в достижении оптимального
сочетания воз¬можностей философии как
общей теории и методологии и данных частных
наук, как естественных, так и обществен¬ных.
Используя такие данные, философия синтезирует
их и одновременно корректирует собственные
выводы, бла¬годаря чему знание о мире
становится богаче, адекват¬нее отражает
его реальности.
Данная философская функция реализуется
двумя пу¬тями. Первый из них рационалистический
(лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический
(гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают
в познании разум, недооцени¬вая опыт
и опытное знание. Эмпирики, напротив,
абсо¬лютизируют в познавательных возможностях
человека роль опыта, эксперимента, игнорируя
абстрагирующие возможности человеческого
ума, интеллекта. В открытой форме рационализму
противостоит иррационализм (лат. irrationalis
— неразумный), делающий в познании ставку
на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».
Таким образом, гносеология, или философская
теория познания, включает различные подходы
к познавательно¬му процессу, которые
нуждаются в специальном рассмот¬рении
и квалифицированной оценке.
Методологическая функция философии также
связа¬на с познанием, но только с точки
зрения применения в нем определенных
методов (способов, средств, приемов, в
общем плане — принципов), позволяющих
получить по-знающим субъектом искомые
результаты, сведения об объекте.
Природа метода познания носит двойственный
харак¬тер. Он субъективен, поскольку
применяется человеком (обществом) сознательно,
в соответствии с его выбором, явно выраженной
волей. Одновременно метод объекти¬вен,
поскольку не носит произвольного характера:
любой метод избирается и применяется
с обязательным уче¬том особенностей
конкретного объекта исследования. Следовательно,
метод познания субъективен по своему
носителю и объективен по своему содержанию.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что
частные науки используют конкретные,
специальные методы по¬знания, а философия
— всеобщий метод. Последний обус¬ловлен
тем, что философия как мировоззрение
обладает самыми высокими по уровню обобщения
системными зна¬ниями о мире. Как всеобщее
философское знание о мире выступает фундаментальной
основой научного зна¬ния, так и специальные
методы опираются на всеобщий метод познания,
вырабатываемый философией. Тем са¬мым
философия выполняет функцию методологии
— уче¬ния о методах, с помощью которых
наука применяет об¬щие императивы философских
законов и категорий и соб-ственные требования
к познанию действительности.
Область философской методологии — творческая
ла¬боратория, где результаты познания
заранее не предоп¬ределены. Они зависят
от многих объективных и субъек¬тивных
факторов: насколько диалектические методы
по-знания превалируют над метафизикой,
в какой мере ис¬пользуются в познавательной
деятельности общие и спе¬циальные методы,
рационализм и эмпиризм, а также вне научные
методы освоения мира, применяемые в искусст¬ве,
эзотерии (гр. esoterikos -— внутренний), религии
и др.
Аксиологическая функция философии также
весьма полезна и важна как для теории,
так и практики. Она опе¬рирует ценностями,
которые присущи явлениям объек¬тивного
мира не по самой их природе, а в силу того,
что они стали неотъемлемой составной
частью обществен¬ной практики, бытия
человека, например его призвание, долг,
смысл жизни, благородство и т. п., а также
их анти¬поды, антиценности — зло, корысть,
бесчестие и др.
В философской теории ценностей — аксиологии
— последние занимают разное место. Для
субъекта (инди¬вид, группа людей, общество)
ценности выступают как объект его потребностей
и интересов и от индивидуального или
общественного сознания проявляется ориентир
соответствующей деятельности. Ценностное
измерение могут приобретать материальные
блага, правовые нор¬мы, нравственные
регулятивы, эстетические стороны дей-ствительности.
Отношение к ним субъекта включает как
признание и даже преклонение, так и полное
неприятие, отторжение, а также промежуточные
формы.
Данные оценки преимущественным образом
связаны с утилитарными, прагматичными
потребностями людей, их обыденным сознанием.
Особенно применительно к странам, эпохам.
Ценностное отношение людей форми¬руется
на основе общих представлений о мире,
свободе, судьбах человечества, о жизни
и смерти и т. п. Эти пред¬ставления приобретают
тем самым мировоззренческий, философский
характер.
Заключение
Аксиологической функции философии присущи
свои очевидные гуманистические, воспитательные
и образо¬вательные (педагогические) аспекты.
От того, каким цен¬ностям следуют в своей
массе люди, особенно молодое, подрастающее
поколение, в значительной степени за¬висит
характер общества, в котором они живут,
и то, что их ожидает в будущем. Как полагал
видный русский исто¬рик академик В. О.
Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения
«могут быть свои идеалы, у моего свои,
у ваше¬го другие, но жалко то поколение,
у которого нет никаких».
Относительно самостоятельным смыслом
обладает и такой аспект аксиологической
функции философии (иногда его выделяют
отдельно), как ее критический характер.
В философии подвергаются критике те ценности,
которые не соответствуют ее представлениям
об идеалах. Разуме¬ется, они у разных
философских школ и направлений тоже разные:
то, что критикуется, например, философами-ма¬териалистами,
отвергается идеалистами. Критическая
направленность присуща в большей степени
социальной философии, что вполне объяснимо:
общество, в котором жили и живут люди,
весьма далеко от совершенства.
Интегрирующая функция философии заключается
в ее имманентной способности объединять,
синтезировать знания, добытые частными
науками в целях получения более общего
знания, освобожденного от деталей, под-робностей,
носящих непринципиальный, временный
и местный характер. Тем самым достоинства
конкретного анализа действительности
подкрепляются и обогащают¬ся преимуществами
теоретического абстрагирования, что
расширяет, горизонты науки, ускоряет
ее прогресс. Данная функция существенно
важна для развития всей духовной сферы,
а также углубленного познания соци¬альных
и политических отношений и процессов.
Привне¬сение в их анализ достижений философского
синтеза по¬зволяет более глубоко и всесторонне
исследовать дей¬ствие законов общественного
развития, соотношение в нем необходимого
и случайного, объективного и субъек-тивного,
формационных и общецивилизационных факто¬ров
и др.
Таковы основные функции философии, в
них находит свое проявление ее непреходящее
значение и неоцени¬мая роль в изучении
и развитии общества и самого чело¬века,
всего того, что связано с деятельностью
в области просвещения и нравственности,
науки и культуры, позна¬нием и преобразованием
действительности.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного
сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к
миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в
нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое,
нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)
действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и
субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее
- это свойства, связи,
отношения, присущие как
так и субъективному миру человека. Количественная и качественная
определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи
относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии
необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют
объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и
время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не
существовало как таковой.
Функции и задачи философии
Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание
единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки,
культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ
мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности
человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для
этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго
определенной области для более или менее ограниченного круга явлений.
Однако, ни одна из наук, кроме философии не занимается специальным вопросом,
что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может использовать их в
своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и
универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия
существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или
проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и
внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и
отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя
многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и
находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в
этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то,
что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое
философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.
Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего «любовь
к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в
него другой смысл.
Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной деятельности.
Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда имеем в виду
долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой сиюминутной
проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не осуществившихся
планов, мы ему советуем относиться к этому более «философски». Здесь мы хотим
сказать, что не следует переоценивать значение текущего момента, а
постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще одно значение мы
вкладываем в это слово,
когда подразумеваем под
или растолковать то, что же является или имеет смысл в жизни.
Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова
«философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление увязать
этот предмет с каким-то
видом предельно сложной
«.Все.области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным.
Когда человек входит в
пограничные области или
науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид изучения,
и это помимо всего прочего, есть философия.» (Б. Рассел). Есть много
вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на которые
наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не желают
принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии –cтремясь
охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по возможности объяснять
их.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как
устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития?
Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в
мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение.
Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить
от лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,
справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или
иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. В чем смысл
жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие
истории? Действительно ли природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир
на дух и материю? Каков способ их сосуществования? Что такое человек:
частичка пыли? Набор химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе?
Имеет ли значение, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость?
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать
стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в
становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в
мифологии, религии и других науках.
По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует говорить
скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть стремление к
всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-
то отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность
в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает
внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность
мира как целого - таково содержание философии.
Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над
вопросами высшего назначения человеческой жизни, в то время как у всех
остальных едва хватает времени или сил, чтобы просто существовать. Иногда, в
основном благодаря средствам массовой информации, у нас складывается
впечатление, что эти люди посвятили себя созерцанию мировых проблем и
созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих, которые, быть
может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.
Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и чем они пытаются
заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот, кто целиком
и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных обществ и культур. Нам
говорят, что такие мыслители как г-н Маркс & г-н Энгельс, создали
мировоззрение партии коммунистов, другие же – например, Томас Джеферсон, Джон
Локк и Джон Стюарт Милль разработали теории, доминирующие в демократическом
мире.
Независимо от этих различных представлений о роли философа и независимо от
того, насколько связанной мы представляем его деятельность с нашими
непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение проблем, прямо
или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем тщательной критической
проверки этот человек пытается оценить состоятельность тех данных и
убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной целиком и о мире людей. В
результате этого исследования философ пытается выработать некое общее,
систематизированное, согласованное и стройное представление обо всем, что мы
знаем и о чем думаем. По мере того, как мы при помощи наук узнаем о мире
больше и больше, требуется рассматривать и все новые интерпретации
вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих чертах» – вопрос,