Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:25, реферат
Основные идеи и положения теории представителей немецкой философии Гегеля, Канта, Фейербаха. Предпосылки возникновения марксизма.
Связь между людьми, по Фейербаху, носит «родовой» характер, является природной, представляет собой преимущественно связь полов. Мыслитель не ставил перед собой задачу выявить социальные связи между людьми, определяемые спецификой их общественного бытия.
Хотя
Фейербах формально не рассматривал
свое учение как материалистическое,
оно вошло в историю философии
как разновидность антропологич
В работе «Сущность христианства» (1841) мыслитель подвергает резкой критике религию. В этой работе он высказал мысль о том, что Бог — это отчужденная от самого человека и превращенная в абсолют человеческая сущность. Свойства, характеризующие Бога, есть свойства самого человека, которые оторваны от него и «спроецированы» на Бога. Личность Бога, по Фейербаху, есть не что иное, как отделенная объективированная личность человека.
Обосновывая это положение, философ писал: «О человеке можно судить по Богу и о Боге — по человеку. Они тождественны. Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его Боге. Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его «я»; религия есть торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви.
В теории познания Фейербах продолжил линию материалистического сенсуализма, придерживаясь традиций материалистов эпохи Просвещения. По Фейербаху, ощущения составляют единственный источник нашего познания, и лишь то, что дано нам через органы чувств обладает подлинной реальностью. Чувственное восприятие может быть не только непосредственным, но и опосредованным, предоставляя косвенные свидетельства того, что не воспринимается обычным путем. Причем, критерием истинности мышления, по Фейербаху, является чувственное созерцание.
Признавая
любовь сущностью и целью человеческой
жизни, немецкий мыслитель увидел в
ней и решающую силу общественного
прогресса, в том числе, нравственного.
Центральный принцип
По мысли Фейербаха, любовь к Богу (как отчужденная, ложная форма подлинной любви) должна уступить место любви к другим людям. Человек не в состоянии обрести счастье в одиночку: между его счастьем и счастьем того, кого он любит, пролегает непосредственная связь. Счастье не может быть «односторонним», оно — либо «двустороннее», либо — «всестороннее».
Фейербах,
рассматривая узы нравственной любви
в качестве действенных возможностей
обретения человеческого
В
философском наследии Фейербаха
– немало непоследовательностей
и критических перегибов. Самый,
пожалуй, наглядный из них состоит
в том, что, критикуя идеализм Гегеля,
он не сумел оценить его
Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX столетия. Предпосылки её создания подразделяют на те, которые сложились в ходе развития общественного бытия, и те, которые появились в ходе развития общественного сознания.
Предпосылки
первого рода включают в себя экономические,
социальные и политические факторы,
приведшие к созданию марксистского
учения и марксистской философии, в
частности. Развивавшаяся по восходящей
линии капиталистическая
Для социальной сферы стала характерной значительная пролетаризация населения, исчезновение промежуточных социальных групп, резкое обострение классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией. Пролетариат, окончательно сформировавшийся как класс, нуждался в выработке основополагающих мировоззренческих ориентиров.
В
политической сфере четко обозначилось
выделение пролетарского
В
этих условиях проявилась объективная
необходимость создания научной
идеологии рабочего класса, выработки
принципиально новых
К первым из них относится такой теоретический источник марксизма как немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.
Другой предпосылкой возникновения марксизма явилась английская политическая экономика, в лице выдающихся ее представителей А. Смита, Д. Рикардо.
Третьим источником возникновения марксизма явились идеи социалистов-утопистов, сурово критиковавших пороки буржуазного общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости. Особенно важны в этом плане идеи выдающихся представителей французского утопического социализма А. Сен-Симона и Ш. Фурье, пытавшихся обосновать возможность перехода от капитализма к такому обществу, основой которого станут общественная собственность и коллективный труд, и в котором все смогут удовлетворить свои разумные потребности.
Достижения в развитии естествознания первой половины XIX столетия также способствовали возникновению марксизма и развитию его основных положений. Создание клеточной теории строения растений и животных, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание дарвиновского эволюционного учения явились убедительным свидетельством того, что природа развивается по законам диалектики. Кроме того, между философией и естествознанием стали складываться в условиях назревания крушения натурфилософии качественно новые взаимоотношения, позволявшие взамен односторонней ориентации на господство философских установок исходить из принципов взаимовлияния философии и естествознания. Переход естествознания и науки в целом от изучения отдельных фактов к изучению связей между вещами предоставил возможность для постижения материального единства и развития мира.
В ходе формирования философии марксизма выделяют переходный период от идеалистических и революционно-демократических взглядов Маркса и Энгельса к их взглядам, основанным на позициях диалектического и исторического материализма. Рубежной датой в процессе этого перехода стал 1844 год, когда Маркс и Энгельс начали совместную разработку нового философского учения, выступив как единомышленники. Вслед за рядом статей Маркса и Энгельса, опубликованных в 1843-1844 гг. в «Немецко-французском ежегоднике», была создана работа Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года», ознаменовав окончательный переход к разработке диалектико-материалистического мировоззрения.
В
«Экономическо-философских
Первый совместный труд Маркса и Энгельса — их работа «Святое семейство», опубликованная в 1845 г. «Святым семейством» называли братьев Бауэров и их сторонников, являвшихся последователями гегелевских воззрений — младогегельянцами. В работе подвергнуты резкой критике гегелевское идеалистическое понимание истории, проповедовавшаяся младогегельянцами теория культа личности. Маркс и Энгельс вплотную подошли к осмыслению одного из центральных понятий исторического материализма — понятия производственных отношений. В работе уже почти сложился марксистский взгляд на историческую роль пролетариата как освободителя трудящихся.
Совместная работа Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» и произведение Маркса «Нищета философии», созданные в 1847 г., завершили процесс формирования марксизма. В них впервые последовательно изложены идеи диалектико-материалистического мировоззрения.
В числе наиболее значительных сочинений Маркса более позднего периода — работы: «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год» (1850), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852), «Экономические рукописи 1857-1859 годов», «К критике политической экономии» (1859), «Гражданская война во Франции (1871). Основной труд Маркса — «Капитал»: его 1-й том был издан в 1867 г. самим автором, 2-й и 3-й — Энгельсом в 1885 г. и в 1894 г., сокращенный вариант 4-го тома - К. Каутским в начале 1920-х гг. (полное научное издание было осуществлено в СССР в 1955-1961 гг.).
Среди самых значительных произведений Энгельса — его работы: «Диалектика природы» (1873—1883, впервые опубликована в 1925 г. в СССР), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888), Энгельс принял участие в создании «Капитала», проведя большую работу по его завершению уже после смерти Маркса.
Марксизм
исключительно богат
Обоснованная
ими концепция
Для
изложения своей концепции
Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – это отражение общественного бытия. Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Общественное бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу.