Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:26, доклад
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872). Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Общая характеристика
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872). Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным пониманием
роли философии в истории
2. Исследовались не только
человеческая история, но и
человеческая сущность. У Канта
человек рассматривается как
нравственное существо. Фихте подчеркивает
активность, действенность сознания
и самосознания человека, рассматривает
устройство человеческой жизни
согласно требованиям разума. Шеллинг
ставит задачу показать
3. Все представители
4. Классическая немецкая
философия разрабатывает
Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.
Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.
Вся классическая немецкая философия
дышит диалектикой. Особо надо сказать
о Фейербахе. До последнего времени
в советской философии данная
Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха
к диалектике Гегеля трактовалась как
отрицание Фейербахом всякой диалектики
вообще. Однако следует разделить
этот вопрос на две части: первое - отношение
Фейербаха не к диалектике только,
а в целом к философии Гегеля;
второе - Фейербах действительно, критикуя
гегелевскую систему
5. Классическая немецкая
философия подчеркивала роль
философии в разработке
Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движением; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь. Именно этот компромисс находит свое философское обоснование в работах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. И хотя последний является представителем другой мировоззренческой ориентации - материалистической, но и он рассматривает решение социальных проблем на путях реформ, обещая в обществе гражданский мир и спокойствие.
Классическая немецкая философия - одно из важнейших выражений духовной культуры XIX в.
Теория познания Канта
Чистый разум - теоретический
разум
Практический разум - моральное сознание
На вопрос “Что я могу знать”, Кант отвечает
своей теорией познания.
Латинские термины Иммануила Канта:
Априори - знание, полученное до опыта
и не поверяемое из опытным путем
Апостериори - знание, полученное из опыта
В соответствии с теорией Канта существует
2 Мира:
1) Феноменальный мир (мир
вещей) - мир природной причинности,
т.е. человек подчиняется законам природы
2) Ноуменальный мир (мир умопостижения)
- мир свободной причинности, т.е. человек
при помощи интуиции и сверх чувственности
включается в размышление о сущности жизни.
Трансцензус - выход за рамки
опыта, за мир ощущений.
Трансцензус невозможен в мире вещей,
но возможен в умопостижимом мире.
В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:
1) Чувствовать (способность
к ощущениям)
2) Рассудок (способность к понятиям и суждениям)
3) Разум (способность к умозаключениям)
В настоящем существуют и
априорные элементы сознания.
В человеческом сознании есть априорные
формы чувственности рассудка и разума.
Априорные формы чувственности:
- пространство
- время
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.
Изучая наше мышление, на
уровне пространства и времени мы
создаем математику.
Изучая пространство мы создаем геометрию,
изучая время мы создаем арифметику.
Математика - наука о пространстве
и времени.
Априорными формами рассудка являются
категории
Благодаря соединению понятий
и ощущений возникает научное
знание (естествознание)
Апостериорные суждения: некоторые лебеди
- бывают черными, докажите нам это на опыте
- опыт человек изменчив.
Наука не может опираться
на апостериорные суждения (некоторые
лебеди черные) т.к. человеческий опыт
изменчив и недостоверен.
Априорные суждения: все люди смертные.
Наука может опираться на априорные суждения
(все люди смертные) т.к. они не зависят
от недостоверного опыта.
Этика Канта
Философия Эммануила Канта
- трансцендентальная философия. Многие
называют канта агностиком.
“Что я должен делать?” Ответ в Этике
канта - учение о категорическом императиве:
“Поступай так, чтобы максима твоей воли
могла стать основой общественного законодательства”
- т.е. чтобы каждый твой поступок был примером
для всех.
“Рассматривай другого человека только
как цель, и никогда как средство”
От второго вопроса Кант переходит к третьему
вопросу: “На что я могу надеяться?”
“Добродетель и счастье - вещи не совместимые, т.к. нравственный закон требует отказа от многих жизненных удовольствий”
На земле нет верховного судьи, который всем воздает по заслугам, таким судьей может быть бог, таким образом Кант приходит к мысли о боге.
Кант обращается к пяти доказательствам существования бога Фомы Аквинского и находит логическую ошибку Ф. Аквинского.
Он сформулировал 5 доказательств существования бога, исходя из существования бога, т.е. не проследил как понятие о боге появилось в человеческом сознании, он взял его в готовом виде.
Разбив 5 доказательств существования Бога, Кант сформулировал 6 доказательство: Бог существует как нравственная идея, помогающая человеку примерится со злом. Бог у Канта это порождение морального сознания, т.е. религия выводится из морали, а не так как это было принято раньше - мораль из религии.
“Я вынужден был ограничить знание, чтобы освободить место вере”
Кант, так же, разработал теорию права. С одной стороны он разграничил право и этику, т.к. право касается внешней жизни человека, в мораль - внутренней. Мораль имеет дело с намерениями, а право с поступками. Намерения - всегда естественны.
Право возможно только внутри
государства. Это возможно на условиях
всеобщего договора.
Право связано со знаниями, имеющими принудительный
характер. Вся политическая жизнь - это
борьба людей за свободу, но поскольку
человек по натуре зол, он превращает и
превращает свою свободу в произвол. Но,
свобода одного человека не должна противоречить
свободе других людей, следовательно,
в обществе свобода одного человека перекрывается
общей свободой.
В конечном итоге: право должно
сообразовываться с нравственными
знаниями, т.е. моральными требованиями.
Право предстает как
Гражданская свобода - это право лица повиноваться только тем законам, на которые оно изъявило согласие.
“Что же такое человек?”
- Существо познающее
- Существо моральное
Фихте, философия Фихте, Иоганн Готфрид (1762-1814 гг.)
Умер от тифа, заразился
от жены, был сторонником субъективно-
В основу философии Фихте
кладет понятие “Я” и создает
свою систему трансцендентального
идеализма (выходящий за мир ощущений)
“О понятии наукоучения”
“Общая наука науковедения”
“О назначении человека”
Науковедение - это изложение
истории самосознания, философское осмысление
субъекта “Я”.
Вводит понятие “Абсолютного Я”. Это
не бог, а разумный принцип, который представляет
первоначальную силу, которая является
основой бытия. Основной характеристикой
абсолютного Я является деятельность:
в мире все движется, изменяется, происходит
какая-то деятельность.
Абсолютное Я представляет собой тождество
многочисленных эмпирических Я.
Фихте прославляет творческую мощь человека. Не -Я - это продукт деятельности Я (по Фихте), производное от Я (”его послушная тень”), следовательно абсолютное Я - это первооснова мира, порождающая не-Я. В результате мир субъективируется и “Я” обретает статус первичной реальности.
Идею свободе Фихте
взял у Канта, и идею первенства практического
разума над теоретическим.
1) Свобода - это генетический принцип,
изначально содержащийся в нашем сознании,
и суть его в том что позволяет нам творчески
осознавать первичную активность абсолюта.
2) Свобода всегда проявляется в общественных
отношениях (свобода это принцип формирования
человека в общественных отношениях)
История - это проявление
степени свободы и способов ее
дальнейшего развития.
Религия - это переживание любви Бога,
требующее моральной практики жизни.
Пытаясь познать Абсолют, человек стремится
к “абсолютному” знанию. Это “Аз” являющийся
“образцом абсолютного бытия”.
Но познание абсолюта невозможно,
т.к. Бог - это ничто для знания. А Философия
- это стремление к познанию непознаваемого
(непостижимое).
Ничто - позитивное, это понятие Бога в
философской традиции, как ничто “способное
творить и порождать мир, некая способность,
потенция.
В трансцендентальном идеализме Фихте находят отражение как рационалистические идеи, так и иррационалистические.