Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 07:40, контрольная работа

Описание работы

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Содержание

1. Введение
2. Трансцендентальная философия И. Канта
3. Система и метод философии Г.В.Ф. Гегеля
4. Заключение
5. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ПЛАН.docx

— 34.16 Кб (Скачать)

ПЛАН

  1. Введение               3
  2. Трансцендентальная философия И. Канта         5
  3. Система и метод философии Г.В.Ф. Гегеля       14
  4. Заключение            18
  5. Библиографический список          20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Немецкая классическая философия  представляет собой крупное и  влиятельное течение философской  мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому  течению относят философское  учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические  корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились  у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также  по содержательному разрешению философских  проблем, к этому течению следует  отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса. В советской  философии по идеологическим соображениям их учение представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий, качественно новый  этап в развитии философской мысли. Сейчас стало видно, что их философское  учение вполне вписывается в философскую  традицию немецкой классической философии, представляя собой завершающий  этап её эволюции. Немецкая классическая философия внесла существенный вклад  в постановку и разработку философских  проблем. В рамках этого течения  была переосмыслен и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.

Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось  глубоко исследовать проблемы, которые  определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные  в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд»  мировой философии. Ее основу составило  творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Эммануила  Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига  Фейербаха.

Вклад немецкой классической философии  в мировую философскую мысль  заключается в следующем:

1 учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2 немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3 рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Основоположником немецкой классической философии являлся Эммануил Кант (1724-1804)- профессор Кенигсбергского  университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Он был одним  из величайших умов человечества, основоположником, который возродил идеи диалектики. Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в  науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

Немецкая классическая философия  после Канта разрабатывалась  такими выдающимися философами, как  И.Г. Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в  абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний дал топкий анализ категорий  диалектики, в частности свободы  и необходимости, тождества, единого  и многого и др., послужив предтечей  гегелевской объективно-идеалистической  диалектики. Его изыскания в области  философии природы оказали большое  влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию (особенно через славянофилов и Чаадаева, с которым немецкий философ был  лично знаком и состоял в переписке).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ  И. КАНТА

Все творчество Канта условно делится  на два периода: докритический и  критический. Первый период охватывает 1746-1760 гг., второй начинается с 1770 г., когда впервые в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» Кант впервые упоминает принципы своей системы критической философии. Это, конечно, не означает, что первый период не содержал произведений, в которых критически рассматриваются философские проблемы. В первый период основное внимание Кант уделяет вопросам естествознания и философии природы. Он пишет выдающийся трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором излагает свою знаменитую космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. При рассмотрении проблемы возникновения Вселенной Кант отказывается от первотолчка и представляет первоначальное состояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц. Эти частицы обладают способностью двигаться и двигаются друг к другу без какого-либо толчка. Одновременно действуют и силы отталкивания, которые заставляют эти частицы отклоняться от первоначального направления, так получаются круговые движения. Таким образом, частицы движутся «в одном направлении и по параллельным кругам, совершая свободные круговые движения вокруг центрального тела», составляющие которое легкие частицы воспламеняются и становятся огненным шаром, т.е. Солнцем. Кант считал, что своей работой он сделал огромное открытие, и говорил: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир» (Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 1.)

Хотя Кант и признавал Бога в  качестве создателя мира, вся его  концепция развития утверждала, что  в мире уже содержится сама причина  возникновения и развития природы. Эта концепция не имела воздействия  на научную мысль своего времени, так как долгое время не была известна общественности из-за того, что издатель трактата обанкротился и весь тираж пропал. Впоследствии концепция Канта была названа гипотезой Канта-Лапласа. Последний независимо от Канта выдвинул свою версию возникновения мира.

Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении «Критика чистого разума» (1781), в  котором он собирался разработать  принципы теоретического и практического  познания. «Критикой» он называл все, что подвергает критическому рассмотрению догматизм, под которым подразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику, начинающуюся с Декарта  и до Лейбница. Одновременно он ставил перед собой задачу критически исследовать  познавательные способности человека. Эта задача решалась Кантом как в  первой «Критике», так и в последующих  произведениях -- «Критике практического  разума» и «Критике способности  суждения».

В 1783 г. он публикует «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей  возникнуть в качестве науки», а в 1787 г. - второе издание «Критики чистого разума», существенно переработанное и дополненное.

В «Критике чистого разума» Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания. Эта  проблема конкретизируется у Канта  в следующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естествознание?», «Как возможна метафизика как наука?».

Хотя Кант и признавал вслед  за Локком, что все наше познание начинается с опыта, но тут же утверждал, что это наше познание не исходит  из опыта. «Опыт никогда не дает своим  суждениям истинной или строгой  всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством  индукции)». (Кант И. Сочинения. Т. 1-6. М)

.

Таким образом, по Канту, у познания имеются два источника: эмпирический и априорный. Априорная сторона  познания формулируется Кантом следующим  образом: «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные  синтетические суждения как принципы». Под синтетическими суждениями понимал  такие суждения, где связь предиката  и субъекта мыслится без тождества. Синтетические суждения отличаются от аналитических тем, что в последних  эта связь мыслится через тождество. Эти выражения означают, что в  аналитических суждениях предикат лишь поясняет содержание субъекта, а  в синтетических суждениях он дает новые характеристики субъекту. И Кант ставил гносеологический вопрос: «Как возможны априорные синтетические  суждения?». Этому Кант посвятил свою «Критику чистого разума». Первая часть  «Критики...» подразделяется у Канта  на два раздела: на «трансцендентальную  эстетику», т.е. учение о чувственности, и на «трансцендентальную логику», т.е. учение об интеллекте. Таким образом, Кант разграничивает чувственное и  рациональное, чувственность и интеллект  как два основных ствола человеческого  познания.

Основной вывод, к которому приходит Кант, состоит в положении, что  рассудок диктует законы природе. В  этом заключается совершенная Кантом «революция в философии», аналогичная  коперниканскому перевороту. Под  природой Кант понимал «связь существования  явлений по необходимым правилам, т.е. по законам», и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна  лишь в «эмпирическом смысле», т.е. как мир явлений. Если вещи-в-себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.

Кант различает феномены и ноумены. Под феноменом Канта подразумевает явления, под ноуменом - не вещи-в-себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо. Это дало возможность обвинять Канта в идеализме наподобие берклианского. В связи с этим Кант во второе издание «Критики чистого разума» включил раздел «Опровержение идеализма», в котором подверг критике идеализм Беркли, а свое учение назвал «трансцендентальным идеализмом».

Трансцендентальная диалектика у  Канта занимается исследованием  разума, который является высшей познавательной способностью. Он пишет: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит  затем к рассудку и заканчивается  в разуме, выше которого нет в  нас ничего для обработки материала  созерцаний и для подведения его  под высшее единство мышления». (Кант И. Сочинения. Т. 1-6. М)

Исследование чистого разума должно дать ответ на вопрос о том, возможна ли метафизика как наука. «Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правил, то разум  есть способность создавать единство правил рассудка по принципам».

Трансцендентальные идеи, т.е. идеи разума, Кант разделяет на три класса: душа, мир, Бог. Эти три идеи являются предметами исследования метафизики, состоящей поэтому из трех чисто  рациональных дисциплин: психологии, космологии и теологии. При рассмотрении рациональной космологии большое значение имели  выдвинутые Кантом антиномии, которыми он называл противоречащие друг другу  космологические утверждения. Исследование этих антиномий он называет трансцендентальной аналитикой. Первая антиномия: мир имеет  начало во времени и ограничен  в пространстве, мир не имеет начала во времени и не имеет границ в  пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве. Вторая антиномия: всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей, ни одна сложная вещь в мире не состоит  из простых частей. Третья антиномия: все в мире совершается в соответствии с необходимыми законами природы  и познается на основе закона причинности, в мире причинность является не единственным законом, для объяснения требуется  допустить существование свободной  причинности. Четвертая антиномия: в мире существует в качестве его  части или в качестве его причины  безусловно не обходимая сущность, в мире нет нигде никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины.

Первые две антиномии Кант называл  математическими, а последние две  динамическими. Он полагал, что возникновение  антиномий обусловлено ложным допущением, что мир как безусловное целое  является предметом теоретического познания разума. Вся диалектика противоречий, содержащаяся в антиномиях, согласно Канту, мнимая. На самом деле учение Канта об антиномиях поставило перед  философией ряд сложных проблем о противоречивом единстве конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимого и случайного, необходимости и свободы. Поэтому проблема антиномий явилась мощным стимулом для диалектических подходов в разрешении истинных противоречий действительности.

При рассмотрении «рациональной теологии»  заслуживает внимания выявленная Кантом несостоятельность доказательств  бытия Бога, которые у него сводятся к трем: онтологическому, космологическому, физико-теологическому. Опровергнув  все доказательства бытия Бога, Кант приходит к выводу, что все попытки  чисто спекулятивного применения разума к теологии бесплодны, а принципы его применения к природе не ведут  к теологии. Значение этих опровержений доказательств бытия Бога в том, что они способствовали освобождению философии от теологии, которая еще  была сильна в то время в Германии.

Общим выводом Канта было утверждение, что рациональные психология, космология и теология не могут существовать как науки. В то же время он считал, что возможно преобразовать метафизику в науку.

Разработка этических проблем  занимает в творчестве Канта особое место. Им посвящено несколько работ: «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797), «Об  изначально злом в человеческой природе» (1792), «О поговорке "может быть это верно в теории, но не годится для практики"» (1793), «Религия в пределах только разума» (1793).

Одной из важнейших задач философии  Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным  удивлением и благоговением, чем  чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». (Кант И. Сочинения. Т. 1-6. М)

Основа нравственности лежит, по Канту, a priori в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум -- это и есть нравственность, имеющая  дело с проблемами свободы и свободной  воли. Чистый разум функционирует  как практический, когда он определяет волю и она становится свободной  волей.

Информация о работе Немецкая классическая философия