Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:25, реферат

Описание работы

Основные идеи и положения теории представителей немецкой философии Гегеля, Канта, Фейербаха. Предпосылки возникновения марксизма.

Работа содержит 1 файл

Немецкая классическая философия.docx

— 59.39 Кб (Скачать)

    Наиболее  полно диалектика Гегеля изложена в  его работе «Наука логики». В этом произведении он дал анализ важнейших  законов, категорий и принципов  диалектики, обосновал положение  о единстве диалектики. Логики и  теории познания, создал первую в истории  мысли развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте (насколько это было можно с позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в познании и других формах социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.

    Диалектика  — основа, истинный центр всей философской  проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него была подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и сознательное изображение  ее всеобщих форм движении, как высших принципов мышления и других видов  деятельности.

    Он  обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а  по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе совершается взаимопереход  количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого  самодвижения и познания.

    Разрабатывая  субординированную систему категорий  диалектики и выводя их друг из друга  по ступеням логического восхождения  от абстрактного к конкретному, Гегель действительно доказал, что логически  формы и законы — не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал.

    Характерная черта гегелевского диалектического  метода — его «революционный заряд», который находился в непримиримом противоречии с его консервативной идеалистической системой. В частности, Герцен называл философию Гегеля «алгеброй революции»

      И хотя революционная сторона  гегелевской философии — диалектический  метод – была в конечном  итоге «задушена» ее догматической  непомерно разросшейся консервативной  стороной, именно первая сторона  оказалась тем величайшим философским  завоеванием, которое в своем  материалистическом переосмыслении  оказала кардинальное воздействие  на развитие познания и практики.

    Философская система Гегеля и  ее структура

    В развитом виде содержание философской  системы Гегеля, сжато изложенное в «Энциклопедии философских  наук» (1817), состоит в следующем  В основе всех явлений природы (и  общества лежит абсолют, духовное и  разумное начало — абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и  т. п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит  в мышлении, а точнее — в самопознании.

    В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:

    1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» — «Логика», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий;

    2) развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форме природы — «Философия природы». Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий;

    3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т. е. в «духе» — «Философия духа». На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

    1. Логика (наука логики), открывается предварительным понятием, где, во-первых, рассматриваются три отношения мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное знание. Во-вторых, дается определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном), его определениях и законах, формулируется положение о совпадении диалектики. Логики и теории познания, дается разделение Логики на три учения (о бытии, о сущности, о понятии).

    Логика  Гегеля — это целостная развивающаяся  от абстрактного к конкретному система  категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента.

    Учение  о бытии. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории — категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом — категория «становление». Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами — «бытиё» и «ничто». Все остальные категории — это посредствующие звенья развертывания данных полюсов.

    Становление у Гегеля имеет три аспекта: как  синоним категории «развитие»; как  выражение процесса создания предпосылок  предмета, возникающего на их основе; как  характеристика начального этапа уже  возникшего предмета.

    Важнейшие категории этого учения — качество, количество, мера (единство качества и  количества) и скачок. С помощью  этих категорий Гегель впервые в  мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.

    Учение  о сущности. Главной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, — сущность и явление, тождество и различие, основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др.

    Кредо Гегеля в рассматриваемом вопросе  таково: «Противоречие — корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в  себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Иначе говоря, великая заслуга  немецкого мыслителя заключается  в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего — в том числе мышления, познания.

    Учение  о понятии. Понятие, согласно Гегелю — не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления — понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактного и конкретного как «единства многообразного»).

    2. Философия природы — это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т. е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения последней Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом.

    «Философия  природы» распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных  к началу XIX века.

 

     В «механике» Гегель рассматривает  такие фундаментальные философские  категории, как материя, движение, пространство, время; из частно-научных понятий  — притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др.

    В «физике» речь идет об общих и частных  свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие  понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия  рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.

    «Органическая физика» содержит три последовательно  восходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь  соответственно рассматриваются история  и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного  процесса у растений и животных, функции организма, соотношение  рода и вида, рода и индивидуума.

    3. Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

    Учение  о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем  с интеллектуальным развитием всего  человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль  о социально-исторической природе  сознания.

    Предметом антропологии, по Гегелю, является дух  в его телесности, т. е. душа. Главное  внимание здесь он уделяет вопросу  о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.

    Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей «Феноменологию духа») являются такие основные понятия, как  сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье  и др.

    Во  втором разделе — «Объективный дух» — немецкий мыслитель исследует  социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия  права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Так, в параграфе «Всемирная история» Гегель высказывает плодотворные идеи о целостном, диалектическом, поступательном характере истории, о единстве и  многообразии исторического процесса, о его закономерном характере, о  прогрессе и его критерии (история  — «прогресс в сознании свободы»), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения диалектического  метода при исследовании истории  и др.

    Особо следует выделить «прозорливость»  Гегеля в том, что основой деятельности людей (т. е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т. е. труд — преобразование природы с помощью  орудий труда. В своих орудиях, —  подчеркивал немецкий философ, —  человек обладает властью над  внешней природой, но в своих целях  он подчинен ей. Это высказывание —  «зародыш» материалистического  понимания истории (исторического  материализма).

    Абсолютный  дух, согласно Гегелю, самораскрывался  в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве  он познается в форме созерцания, в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия, т. е. как «мыслящее рассмотрение». Но при этом он ставит философию  выше частно-научного знания, изображает ее как «науку наук».

    Вместе  с тем Гегель изобразил историю  философской мысли не как «перечень  мнений», а как закономерный процесс  движения мысли к истине. В этом процессе выкристаллизовываются категории, являющиеся центральными для данной философской системы. Предшествующее философское учение в «снятом  виде» входит в более поздние  учения. Один из серьезных недостатков  историко-философской концепции  Гегеля — «третирование материализма». Второй недостаток — объявление своей  философской системы конечным пунктом, «венцом развития» мировой философской  мысли.

    Философия Л. Фейербаха

    Людвиг  Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материалист  и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Родился в семье известного юриста. Учился в Гейдельбергском и Берлинском университетах (где слушал лекции Гегеля). По окончании последнего и защиты диссертации стал (с 1828 г.) приват-доцентом Эрлангенского университета. С 1830 г. Фейербах ведет уединенную жизнь (преимущественно в деревне), публикуя свои труды, в которых он постепенно отходит от гегелевского учения, завершая тем самым немецкую классическую философию.

    Основные  работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии  будущего» (1843).

    Характерная черта философии Фейербаха —  антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа. как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Немецкий мыслитель считает, что не «мыслящее Я», не «абсолютная идея», а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии.

    Коль  скоро человек — наиболее совершенная  часть вечной природы (а не творение Бога, не самосознание) и «высший  предмет философии», то задача последней (если она истинная) заключается, согласно Фейербаху, не в том, «чтобы творить  книги, а в том, чтобы творить  людей». Человек прежде всего материальное тело (а не только «мыслящее существо») и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать.

    Духовное  начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух  и тело — две стороны той  реальности, которая называется человеческим организмом. Однако в единстве указанных  двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я.

    В центре проблематики «новой философии», предложенной Фейербахом, человек чувствующий и, прежде всего, — наделенный даром любви. Мыслитель акцентировал внимание на природно-биологическом характере человека, от которого абстрагировалась идеалистическая немецкая философия: для неё наиболее важна трактовка человека как духовного существа. Если для Гегеля любой отдельный индивид — исторически духовное образование, то для Фейербаха — это один из связующих компонентов в развитии человеческого рода.

Информация о работе Немецкая классическая философия