Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат
Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.
22. Позитивизм как неклассическая ф-ия: проблемы и исторические формы.
В середине XIXв появляются течения, претендующие на ф-ое истолкование научного познания. Наиболее влиятельным среди них был позитивизм. Позитивизм - достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Наиболее общая черта позитивизма - ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. Позитивизм: утверждает первенство науки: наше знание - это результаты научного познания; считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание об-ва (социология); замещает наукой др. формы знания (отсюда критика ф-ии); ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении чел-их проблем. Позитивизм, т.о., -одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мир-их ?ов. Критикуя метафизику (ф-ию), позитивизм сам является одной из форм ф-ии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: "1ый позитивизм" - 40- 70-е годы XIX в, "2ой позитивизм", или эмпириокритицизм — 70-г XIXв - начало XXв, "3ий позитивизм", или неопозитивизм - 20-50-е годы XXв.
В последней трети XIXв. формируется новая форма позитивизма - эмпириокритицизм. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию.
Неопозитивизм - 3й этап в развитии позитивизма в 20-х г XXв. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических ?ов науки.
Логический позитивизм - первоначальная форма неопозитивизма - исходил из отказа от ф-их категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Рассматривает проблему развития научного познания как формально-логическую и сводит анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном знании и его языке.
Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский ф-ф Людвиг Витгенштейн. Он пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка.
В
результате критического пересмотра методологических
принципов неопозитивизма возникает
постпозитивизм Гл. черта - критическое
отношение к преувеличению роли абстрактно-логических
конструкций, столь характерное для неопозитивистских
доктрин, и перенос акцента на социокультурные
и ценностные аспекты научного познания.
23. Общая хар-ка ф-ии экзистенциализма.
Экзистенциализм (ф-ия сущ-ия: от лат. existentia – сущ-ие) – ф-ое учение, в центре к-ого находится проблема уникальности, неповторимости чел-ого сущ-ия, проявляющегося в способности чел-ка испытывать эмоциональные острейшие переживания.
Предметом
экзистенциализма являются не фундаментальные
принципы бытия, не универсальные законы
осуществления природных и
Как самостоятельное течение он возник в начале XXв/ в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в России (Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев), однако наибольшей популярности он достиг в послевоенной Франции (Ж.П.Сартр, Г.Марсель, А.Камю).
Для того чтобы пробудиться к подлинному сущ-ию, чел-к должен оказаться в "пограничной" ситуации. Экзистенциалисты вкладывают в нее разное содержание: боязнь чел-ка не найти своего предназначения, ради к-ого можно пожертвовать жизнью (М. Хайдеггер), смертельную опасность (К. Ясперс), переживание беспочвенности своих ожиданий (Ж.-П.Сартр).
Все ф-ие системы рассматривали свободу как возвышенную и желанную цель. Экзистенциализм же видит в нем тяжкое бремя, к-ое должен нести чел-к, если он хочет оставаться личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой. Стать "как все", но только ценой отказа от самого себя. Мир, в к-ый при этом погружается чел-к, - мир неподлинного бытия, мир, в к-ом чел-к отказывается от своего права самостоятельно принимать решения, а потому не несет никакой ответственности.
Экзистенциализм оказал
24. Феноменология, герменевтика, структурализм.
Феноменология понимается, прежде всего, как метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей (вернуться "к самим вещам"), через очищение сознания от эмпирических деталей и словесных наслоений. Основатель феноменологии Э. Гуссерль. Уже в ранних работах он пытается выявить очевидные основания научного познания (математики). Феноменология оказала и оказывает значительное влияние на развитие методологии социальных и гуманитарных наук в XX веке. Непосредственный импульс она дала экзистенциализму.
Герменевтика (искусство истолкования) как практика и теория истолкования историко-культурных текстов возникла в эпоху Возрождения. Разработка герменевтики как методологии истолкования духовной жизни личности и общественно-культурных явлений на основе непосредственного постижения их в жизненной целостности была начата в 20-е годы XXв.
Герменевтика превращается из методологии истолкования в его онтологию. "Жизненный мир" понимается как бытие-интерпретация, к-ое явл-ся не только интерпретацией исторического, но и совершением самого бытия.
Исходным пунктом ф-ой герменевтики явл-ся онтологический хар-р герменевтического круга: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей нужно иметь представление о содержании целого. Задача герменевтики состоит не в выходе из круга, а в том, чтобы войти в него.
Самое влиятельное течение во Франции – экзистенциализм - потеснил структурализм, но вряд ли можно говорить о нём, как о новом ф-ом течении. В работах структуралистов нет теории бытия, нет в них и систематически изложенной теории познания, учения об истине и т.д. Структурализмом наз-ют метод, исследовательское направление, возникшее в гуманитарных науках.
Осн. идеи структуралистской методологии изложил К.Леви-Стросс. Их можно представить след. образом.
• Изучая явления культуры, следует обращать преимущественное внимание не на их элементы, а на их структуры.
• Исследуя культурный феномен, следует гл. обр. изучать их синхронно, т.е. их совпадение во времени, одновременности.
• Приоритет в исследовании принадлежит структурам, а не субъектам.
В
конце 60-х годов намечается поворот
от классического структурализма, с
акцентом на объективные нейтральные
структуры, к анализу всего того,
что лежит вне структуры, что
относится к изнанке.
25. Философия постмодернизма.
Термин «постмодернизм» (post -после) используется для обозначения как специфики культуры 2ой половины XX в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.
Основные черты постмодерна:
Данное направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой - размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания.
Что же предлагают постмодернисты?
1. Прежде
всего не создавать никаких
новых идеалов вместо уже
2. Создавать
новую жизнетворческую
3. «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. В оценках интеллекта и способностей людей также следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой.
Постмодернизм
философии пытается полностью пересмотреть
и развенчать классический способ теоретизирования,
делает главной темой кризис гуманизма,
возлагает на разум ответственность за
производство новых культурных форм, которые
стандартизируют человека, отказываются
от прогрессистско-
Постмодернистская эпоха рождает и теоретиков, которые сознают справедливость многих проблем, но все же не склонны к полному разрыву с гуманистской традицией, верой в способность разума и понимают необходимость строить целостную картину истории. Естественно, что в поисках «подменного» человеческого бытия культурфилософия 20 века представила много концепций и теорий и 2 модели культуры:
модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека;
постмодернистская
– акцент на сопротивление мира
неразумному воздействию на него
человека.
26. Особенности становления и развития ф-ии в России.
В отечественной ф-ии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная ф-ая мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской ф-ии.
Отечественной ф-ой мысли присущи нек-ые общие признаки.
1)
тесно связана с общественно-
2)
не занимается специально
3)
особое внимание уделяется
4)
с проблемой чел-ка тесно
5)
ф-ая мысль этически
В истории отеч.ф-ой мысли выделяют несколько периодов: 1-й – ф-ая мысль Древней Руси X - XVII вв.; 2-й – ф-ия эпохи Просвещения (XVIII – нач.XIXв); 3-й - развитие оригинальной русской ф-ии (2ая треть XIXв - начало XXв); 4-й - послеоктябрьский период (большая часть XXв).
С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мир-ем, к-ое способствует зарождению ф-ии и придает ей религиозный хар-р. Однако формула средневековой мысли Запада "ф-ия - служанка богословия" на Руси малоприменима ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина.
В формировании отеч.ф-ой мысли важную роль сыграла переводная литература. Важное значение имела работа византийского мыслителя Иоанна Дамаскина (675-750). "Источник знания" (особенно первая часть "Диалектика").
Формирование и развитие отеч.ф-ой мысли не прерывалось в годы монгольского ига. В XIII- XIVв развивается агиографическая (житийная) лит-ра. В XV-XVII в. ф-ая мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли.
Борьба западных и восточно-христианских влияний отразилась в ересях XV-XVIв, в борьбе "нестяжателей" и "иосифлян", в церковном расколе XVIIв, ставших значительными событиями в истории отеч. дух. культуры.