Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат
Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.
1.Мировоззрение
и его сущность.
Специфика философского
мировоззрения.
Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.
В совр.лит-ре
мир-ие рассматр. как система взглядов
на мир и место чел-ка в нем. В мир-ии аккумулируются
самые разнообразные знания о мире и чел-ке.
Но не всякое знание явл-ся составной мир-ия.
Его специфика состоит в том, что в
нем создается не какая-то обобщенная
людьми модель дейст-сти и бытия чел-ка
в ней, а гл. обр. происходит переосмысление
различных типов отношения "чел-ек
— мир". С этой точки зрения в мир-ии
принято выделять 4
аспекта - онтологический,
гносеологический(познавательны
Практическое отношение к миру - это отношение чел-ка к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деят-ти чел-ка.
Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение чел-ка к миру и своей жизнедеят-ти через представление о смысле жизни.
Мир-ие принято делить на обыденное и теоретическое(уровни мир-ия). Если обыденное мир-ие отражает мир и чел-ое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мир-ие объясняет их на основе знания причин и закономерностей, основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.
Часто в фил-ой лит-ре обыденное мир-ие наз-ся мироощущением, а теоретическое - как миропонимание.
Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифология, религия, искусство(обыденный уровень), наука, ф-ия(теоретический).
Мифология – форма мир-ия, хар-ая для ранних этапов чел-ой истории, основанной на вере в сущ-ие сверхъестеств.силы. Осн. Принцип – антропоморфизм(проекция чел-их кач-в и св-в на явления природной и соц. жизни).
Религия - -«- основанная на вере в сущ-ие 1 или неск-их богов(чел-к – создание бога по его образу и подобию; мир делится на естеств. и свехъестеств.).
Ф-ия – наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и чел-ого мышления.
Наука – сфера чел-ой деят-ти, цель – изучение предметов и процессов природы, об-ва, мышления, их св-в, отношений и закономерностей.
Искусство – специфич-ая форма об-ого сознания и чел-ой деят-ти, отражение действит-ти в худ. образах, 1 из важнейших способов эстетического освоения мира.
Различие между
социальными субъектами как носителями
мир-ия проявляется в 2х его структурных
образованиях - индивидуальное и
массовое мир-ие. Индивидуальное
мир-ие отражает специфически неповторимые
черты чел-ой личности, особенности ее
сущ-ия. В массовом
мир-ии отображается то, что свойственно
жизнедеят-ти группы людей. Оно как бы
отсекает все, что отличает мир-ие одного
чел-ка от мир-ия др., и оставляет только
общие черты. Массовое мир-ие проявляется
через индивид., к-ое сущ-ет только в связи
с массовым мир-ем.
2. Предмет, методы и функции ф-ии.
Предмет ф-ии исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон дух. жизни об-ва, с развитием науки и самой ф-ой мысли.
В предмет ф-ии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, хар-ее целостное бытие чел-ка. Но предмет ф-ии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и чел-ка, тем, что он представляет особое отношение чел-ка к миру, мира к чел-ку.
Ф-ия - это знание о мире и об отношении чел-ка к этому миру. На всеобщее в системе "мир - человек", состав. предмет ф-ого познания, и спроецированы проблемы ф-ии.
Методы(Метод - это способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и ср-в практ-ого и теор-ого освоения дейст-ти), с помощью к-ых ф-ия изучает свой предмет, сводятся к ср-ам получения знания. ? о методе ф-ого познания - это и ? о самой возможности решать ф-ие проблемы научно.
Проблема метода ф-ого познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных ф-их проблем. Поиски ф-ого метода во 2ой половине XIXв.происходили в форме требования отказа ф-ии от традиционных мир-их проблем. Это была реакция на реальные противоречия ф-ого познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода ф-ого познания с его социальным назначением.
Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления ф-ого метода и его осознания общим для него явл-ся то, что он представляет собой особую теор. деят-ть по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется ф-ой рефлексией, конкретно-историческое содержание к-ой опред-ся уровнем развития общественно истор. практики. Исторически сложившимися формами ф-ой рефлексии явл-ся диалектика и метафизика, к-ые в своем конкретном истор-ом содержании определяют методологическую направленность ф-ого знания.
Функции ф-ии: ф-ия выполняет 2 осн. функции:
Мир-ая функция. Наиболее выдающаяся роль в формировании мир-ого каркаса принадлежит Ф., ибо Ф. и возникла и сформировалась как ответ на мир-ие ?ы чел-ва. Т.о., ф-ия - теоретическое ядро мир-ия. Ф. образует основу научной картины мира. Ф. составляет методологическую основу М.
Методологическая функция Ф. заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Ф. образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой ф-ия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.
Еще выделяют практически-деятельную функцию Ф., которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на окружающий мир и на самого человека.
Также выделяют
интегративную
3. Ф-ия древних Индии и Китая.
Хар-уя древневост-ую ф-ию, следует заметить, что во-1ых, она сформировалась в усл-ях деспотичных гос-в, где чел-ая личность была поглощена внешней средой, нерав-во, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику ф-ии. Во-2ых, большое влияние мифологии(носившей зооморфный хар-р), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности системности восточной ф-ии. В-3их, в отличие от европейской ф-ии восточная - автохтонна(первоначальная, исконная, коренная).
Древняя
Индия. Отличие древнеиндийских ф-ов:
близкая связь ф-ии и религии, слабая связь
с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное
отношение чел-ка и природы. В середине
между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются 1ые
тексты, относящиеся к ф-ии мифологического
плана. Веды - основополагающие тексты(веда
- знание). Они писались многие столетия.
Анонимность - характерная черта восточной
ф-ии. Большие блоки: Ригведы(гимны
богам), Самоведы(сборник песнопений
вообще), Яджурведы(заклинания),
Атхарбаведы(для жертвоприношений).
Интерпретация текстов вед - 1ый шаг к возникновению
ф-ии. Появились соответствующие комментарии(Брахманы(правила
свершения ритуалов), Упанишады(сидеть
около ног учителя), Самхиты(религиозные
гимны), Араньяки(книги лесных отшельников)).
В рамках Упанишад зарождается сама ф-ия.
Ф-ские школы в 1ое время разделяются по
признаку - признают они Веды или нет.
Критические школы - Адживика(натуралистически-
Древнекитайская философия, развитие к-ой приходится на середину 1 тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской ф-ии. С момента своего возникновения она отличалась от инд-ой и западной ф-ии, т.к. опиралась только на китайские духовные традиции.
Можно выделить 2 тенденции в ф-ской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих 2х тенденций развивались наивно материалистические идеи о 5 первоэлементах мира(металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах(инь и ян), о естественном законе(дао) и др.
Основными ф-скими направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм(чел-к зол от природы, единственная сила, регулирующая отношения между людьми – законы Фа, рав-во всех перед законом, легизм – обоснование сильной гос. власти, опир. на закон и насилие), даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.
Одним из 1ых крупных китайских ф-ов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе к-ых находятся материальные частицы - ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Гл. нормой поведения чел-ка даосы объявили следование естественности и недеяния(у-вэй). Задача чел-ка – следование добродетели – дэ. Др. ярким материалистическим учением в Др. Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и об-ва. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон - дао определяет существование и развитие вещей и действий чел-ка.
Наиболее авторитетным
древнекитайским ф-фом был Конф
4. Античная ф-ия, её основные черты и этапы развития.
Античная ф-ия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. Античная ф-ия прошла несколько этапов.
1ый - зарождение и формирование. В 1ой пол. VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древнегр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
2ой - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
3ий - закат греч-ой ф-ии в эпоху эллинизма и лат-ой ф-ии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
По содержанию ф-ой мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) Гл. проблемы - "Физис" и "Космос", его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Гл. проблема -сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Гл. проблема - синтез ф-го знания, его проблем и методов и др.
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п.
Античная
ф-ия хар-ся обобщенностью зачатков
научного знания, наблюдений за явлениями
природы, а также достижений научной
мысли и культуры народов др. Востока.
Для данного конкретно-
Плодотворное развитие в этот период математических и естественно-научных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.
Поиск первоначала (основы) мира – хар-ая черта античной, в особенности ранней античной ф-ии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее гл. элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами.