Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат
Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.
2. Ф-ия — молчание: всякое «да» — одновременно и «нет».
3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.
Основателем скептицизма считают Пиррона (360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Он не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.
Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - и конец ф-му поиску, и указание, на необходимость новых усилий.
Стоицизм как специфическое направление ф-ой мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех ф-их школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэтотому обстоятельное уяснение их воззрений существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенжа, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.
1. Космос — огненный организм.
2. Чел-к сущ-т по космическим законам.
3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.
4. Пантеизм: чел-к и все люди едины с Космосом, и бог, и гос-во, и все люди равны.
Эпикуреизм, V-IVвв. до н. э. Представители: Эпикур (341 -270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и чел-к состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.
Неоплатонизм (школы: римская пергамскаяафинская), III—VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан.
Неоплатонизм — направление античной ф-ии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля.
Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, к-ое образует Космос. Материя - восприемница возможных форм и смысла. Задача чел-ка - продумать, прочувствовать свое место в иерархии.
Гл.принцип
неоплатонизма – принцип
9. Христианская средневековая ф-ия. Патристика Августина Блаженного.
Средневековая ф-ия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мир-ем этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой ф-ии - идея монотеистического Бога.
Особенностью ср-век-ой ф-ии явл-ся сплав теологии и античной ф-ой мысли. Теор-ое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос - первопричина, творец всего сущего, а его воля безраздельно господствует над миром силой.
Осн.принципами ср-век-ой ф-ии были: креационизм -идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм - понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения чел-ка; теодицея - как оправдание Бога; символизм - своеобразное умение чел-ка находить скрытое значение того или иного предмета; откровение -непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий чел-ого поведения и познания; реализм – сущ-ие общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм - особое внимание к единичному.
В развитии ср-век-ой ф-ии можно выделить 2этапа - патристику и схоластику.
Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла лит-ра апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика - сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы ф-ии христианства.
Августин Блаженный в своих произведениях обосновывал идею о том, что бытие Бога - это высшее бытие. Добрая воля Бога - причина появления мира, к-ый через телесное и душу чел-ка восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено чел-ку.
По Августину, все сущее, т.к. оно сущ-ет и именно потому, что оно сущ-ет, есть благо. Зло, — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Благо - субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один.
Душа - нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое св-во тела. Она бессмертна. Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом.
Бог
- внематериальный Абсолют, соотнесенный
с миром и чел-ом как своим творением. Бог,
по Августину, сверхприроден. Мир, природа
и чел-к, будучи рез-ом творения Бога, зависят
от своего Творца. Августин истолковывал
Бога как личность, сотворившую все сущее.
10. Специфика средневековой схоластики. Реализм и номинализм.
Схоластика – осн.способ философствования эпохи ср-век-я. Это было обусловлено, во-1ых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, к-ые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой ф-ого знания о Боге, мире, чел-ке и истории; во-2ых традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом ср-век-ой ф-ии; в-3их, безличным хар-ом ср-век-ой ф-ии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.
Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Одна из особенностей ср-век-ой ф-ии проявилась в знаменитом споре между реалистами (от лат. realis — вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nomen — имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis — общий), т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее сущ-ет в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о 3х видах существований универсалий. Универсалии сущ-ют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, их форма и «после вещей», т.е. в чел-ом разуме как рез-т абстракции и обобщения. Такое решение ?а носит в истории ф-ии название «умеренного реализма» в отличие от «крайнего реализма», согласно к-му общее сущ-ет только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Номиналисты, в 1ую очередь французский ф-ф и теолог Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120), довели идею отрицания объективного сущ-ия общего до логического конца, считая, что универсалии сущ-ют лишь в чел-ом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его сущ-ие «до вещи». Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
Церковь
приняла умеренный реализм Фомы
Аквинского, а номинализм Росцелина был
осужден еще на Суассонском соборе в 1092
г.
11. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.
В период схоластики в гносеологии преобладает рациональное обоснование веры. В буквальном переводе схоластика – «школьная ф-ия».
Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма ф-ии») стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой.
Ф-ия и религия имеют ряд общих положений, к-ые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.
Исходным принципом в учении явл-ся божественное откровение: чел-ку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.
О бытии. Бог - первопричина и конечная цель сущего, «чистая форма», «чистая актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Материя — только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь явл-ся вещью определенного рода и вида.
О чел-ке и его душе. Индивидуальность чел-ка — это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой чел-ого организма. Душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Душа бессмертна.
О познании. Основополагающий принцип познания — реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма. Чел-ку присущи 2 способности познания — чувство и интеллект.
Об этике. Зло - менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Блаженство составляет конечную цель чел-их устремлений. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.
Об об-ве и гос-ве. чел-к по своей природе — существо общественное. Главная же цель гос-ой власти — содействовать общему благу, сохранять в об-ве мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.
Фома
Аквинский завершил построение здания
католической теологии. Начиная с XIV в.
и поныне его учение признается католической
церковью как ведущее направление ф-ого
мир-ия (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен
к лику святых).\
12. Средневековая ф-ия в арабо-мусульманских странах.
В средние века развитие научного знания в странах мусульманского Востока значительно опережало европейскую науку. Это было обусловлено тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, входящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую империю, стала развиваться синкретическая культура, к-ую принято называть мусульманской. Наиболее хар-ыми течениями арабо-мусульманской ф-ии были: мутализм, суфизм, арабский перипатетизм. Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).
Авиценна. Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980—1037) — необычайно разносторонний мыслитель, ф-ф и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Авиценну называли «князем ф-в» и «князем врачей». Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог, а душа чел-ка - нечто бессмертное - духовная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи сущ-ют трояко.