Мировозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.

Работа содержит 1 файл

1 Понятие мировоззрения.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

 37. Прос-во и время как атрибуты материи.

 К атрибутивным св-вам бытия, представления о которых начали складываться в глубокой древности, относятся прос-во и время. Прежде чем определить, что такое время и что понимается под прос-вом, необходимо ответить на вопрос: существуют ли они "сами по себе", порождены ли мировым разумом или же это особенность только чел-кого мироощущения.

 Материализм всегда связывал прос-во и время  с существованием материальных систем. Но в понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциональный и реляционный. В субстанциональной концепции пространство и время рассматривались как особые сущности, способные существовать и независимо от материальных объектов, например, учение древних атомистов о движении атомов в пустоте или введение Ньютоном понятий об "абсолютном времени" и "абсолютном прос-ве". Ньютон признавал объективность и материального мира и объективность времени и прос-ва. Но прос-во, например, он представлял как пустое вместилище для тел.

 Основы  реляционной концепции прос-ва—времени были заложены Лейбницем. Он связывал прос-во и время с особыми отношениями между объектами и процессами, и хотя существование самих объектов он объяснял с идеалистических позиций, пространство и время, по учению Лейбница, вне объектов и процессов не существуют.

 Диалектический  материализм относит время и  прос-во к числу всеобщих атрибутивных форм бытия материи, вне которых невозможно ее существование. Прос-во и время находятся в единстве с движущейся материей. Они не могут существовать отдельно от материи и движения, так же как материя и движение не могут существовать вне прос-ва и времени. Прос-во и время - две неразрывно связанные, но различные формы существования единой материи.

 Время характеризует последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и характер развития. Прос-во как форма бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность, их отдаленность и расположение относительно друг друга. Из приведенных определений ясно, что пространство и время объективны. Это одно из важнейших их свойств. Такими же общими для них свойствами являются вечность, несотворимость и неуничтожимостъ, а также бесконечность и безграничность. 
 

 38. Движение как атрибут бытия.

 Под атрибутом в философии и науке  понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. 1-м из атрибут св-вом бытия в философии считается движение.

 Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием "движение".

   Наличие движения в окружающей  действительности, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские концепции. Но с древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют

 по-разному.

 Одним из 1ых движение как фил-ую категорию, подвергнул анализу Зенон Элейский. Он сформулировал ряд апорий (греч. - безвыходное положение: логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы), где показал сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. Рассуждения Зенона в одной из его апорий " Летящая стрела покоится" можно реконструировать примерно так: когда стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована как покоящаяся, то есть ее скорость равна нулю. Движущаяся стрела не движется в том месте, где она находится (покоится), но она не может двигаться и там, где ее нет. Поэтому движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя: движения не существует.

 Итак, для движения как атрибутивного  свойства бытия характерны: объективность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость. Движение абсолютно, но в "чистом" виде, как "движение вообще" оно не существует. Оно может существовать лишь в конкретных, относительных формах, каждая из которых обладает особыми, специфическими свойствами. Классифицировать формы движения пытались многие мыслители прошлого, но впервые вывод о качественном многообразии форм движения, в связи с конкретными видами материи и их взаимосвязью, предложил Ф. Энгельс. Опираясь на достижения естествознания XIX века, он выделил пять основных форм движения: механическую, которую он рассматривал как пространственное перемещение тел; физическую, куда он включил теплоту, свет, электричество и магнетизм; химическую, рассматриваемую как движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества; биологическую, жизнь как способ существования белковых тел, и общественную, куда включалось и мышление.

 39. Проблема происхождения сознания.

 Для появления сознания должны были сформироваться биологические предпосылки и к ним относят: 1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением и 3) стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания.

 Этот  качественный скачок наука связывает  с историей становления человеческого общества. Отечественные ученые, осмысливая процесс антропосо-циогенеза и опираясь на данные археологии, создали теорию двух скачков, соответствующих началу и концу антропосоциогенеза.

 Первый  скачок связан с началом изготовления орудий труда, что явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начинает свою историю процесс формирования человека как особого биосоциального вида и зарождения общ-ых отношений.

 Второй  скачок завершился сменой неоантропа Homo sapiens (человек разумный) чел-ком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей.

 В связи  с переходом чел-ка к производству орудий труда можно говорить о 3х взаимосвязанных следствиях этого процесса.

 Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности  чел-ка с неизбежностью обуславливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологических качеств.

 Во-вторых, сам процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из поколения в поколение повторяемые производственные операции с помощью орудий труда накапливают опыт человека

 В-третьих, совершенствующийся производственный процесс одновременно усложняет  и всю гамму жизненных проявлений индивидов.

 Сознание  есть связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, способность целенаправленно, творчески активно, опережающе и конструктивно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах. 
 
 

40. Сознание в контексте теории отражения. Проблема идеальности сознания.

Согласно  концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи  – головного мозга человека. Из известных современной науке  материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной субстратной организацией. Около 11 млрд. нервных клеток образуют весьма сложное системное целое, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и др. материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы венчает биологическую эволюцию, замыкая на себе всю информационно-энергетическую систему целостного организма, контролируя и регулируя его жизнедеятельность. Но, как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Логично предположить, что в фундаменте самого знания материи существует способность сходная с ощущением, но не тождественная ей, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения». Это предположение сделал Дидро еще в XVIII веке.

Материя на всех уровнях своей организации  обладает свойством отражения, которое  развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Усложнение форм отражения связано с развивающейся способностью материальных систем к самоорганизации и саморазвитию. Эволюция форм отражения выступила в качестве предыстории сознания, как связующее звено между материей косной и материей мыслящей.

Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру др. материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.

Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого  процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения.

Этимологически  понятие информация означает ознакомление, разъяснение, сообщение, однако в философских  дискуссиях по вопросу о предметной области информации сложились три позиции: атрибутивная, коммуникативная, функциональная.

Наиболее  простой уровень отражения, присущий живой материи, проявляется в  форме раздражимости. Раздражимость представляет собой способность организма к простейшим ответным реакциям на воздействие среды. Это избирательное реагирование живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат  реакции к потребностям организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение. В соответствии с выполняемыми органами чувств функциями идет параллельно процесс формирования специфической материальной ткани (материального субстрата) – нервной системы, концентрирующей в себе функции отражения. С возникновением этого специализированного материального инструмента отражения становятся еще более сложными и гибкими связи организма с внешней средой.

Возникновение совокупности рецепторов существенно  обогащает информационное содержание отражения окружающего мира. Этот уровень развития отражения определяют как чувственное отражение. Ему присуща способность отражать отдельные свойства внешней среды. Возникновение ощущений связано с появлением элементарных форм психики, что делает новый толчок эволюции живого. Формируется сложная психическая форма отражения, доступная высокоорганизованным млекопитающим. Психическая форма отражения характеризуется не только значительно большим богатством отражения явлений, Нои более активным «присутствием» в процессе отражения отражающего. Здесь существенно возрастает избирательность отражения, концентрация и выборка объекта отражения или даже его отдельных свойств и признаков. Усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. Сознание представляет более высокий уровень отражения, связанный с качественно новым уровнем организации материального мира – обществом, социальной формой бытия 
 

 41. Сознание и язык.Фун-и сознания и языка.

 Сознание чел-ка органически связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У чел-ка в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система - речь, язык, специфически чел-кая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков  не наследуется, а приобретается в процессе социализации чел-ка. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

 Язык  более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает  ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, чел-к совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.

 . Именно  язык как способ существования  сознания, как "непосредственная  действительность мысли" характеризует  особое качество сознания как  высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.

 Фун-ий языка:

 1.  Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом.

 2. Куммулятивная. Язык дает возможность "сокращенного", "уплотненного" идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации.

 3. Коммуникативная. В этой фун-и язык выступает как средство общения людей.

 4. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании чел-ка средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями.

 5.  Интерактивная.. Эта фун-я связана с тем, что при помощи языка чел-к всегда обращается к себе или к другому чел-ку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п.

Информация о работе Мировозрение