Мировозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.

Работа содержит 1 файл

1 Понятие мировоззрения.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

  В России XVI-XVIIв получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея "Москва - третий Рим" (1ая половина XVIв

  Т.о., в Др.Руси были заложены основы ф-ой культуры, хотя оригинальная ф-ия еще не получила развитую систематическую форму.

С реформами  Петра I начинается новый период в истории отеч.ф-ии. Происходит процесс размежевания ф-ии и теологии. Развивается светская, прежде всего политическая мысль 
 

  27. Ф-ия России XVIII в (Ломоносов, Радищев, Сковорода).

  Значительным  событием в культурной жизни России стало открытие в 1755г Московского  ун-та. Самое активное участие в  его создании принимал М.В.Ломоносов (1711-1765). Будучи естествоиспытателем он внес большой вклад в развитие науки и пропаганду натурф-ии. Основой природных явлений ученый считал материю. Она понимается им как элементы и группы элементов - корпускулы. Все заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей - суть движение материи. Ломоносов выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, Ломоносов формулирует закон сохранения материи: "Ежели где убудет немного материи, то умножится в другом месте". Природа, т.о., не нуждается в божественном вмешательстве. Несмотря на то, что Ломоносов высоко ценит достоинство разума, он отделяет мир разума от мира веры, хотя они и находятся в согласии ("Правда и вера суть две сестры родные").

  В своих ф-их воззрениях Ломоносов  стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира.

  Воззрениям  Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно к-му Бог — главный «архитектор» мироздания. Относительно проблем соц. жизни Ломоносов придерживался просветительских взглядов.

  "Странствующим  университетом" называли Г.С.Сковороду  (1722-1794), пропагандировавшего свое  религиозно-ф-ое учение в Харьковской,  Белгородской и Курской губерниях.  В центре его ф-ии – чел-к как микрокосмос. Сковорода выделяет 3 мира: макрокосмос, микрокосмос (человек) и мир символов (Библия), связывающий большой и малый мир, идеально выражающий их в себе. Веря в безграничную возможность познания мира, он убежден в том, что источником мысли является сердце. Учение Сковороды характеризуют как "мистический символизм", оно предваряет ф-ию славянофилов XIXв.

  Проблема  чел-ка - в центре внимания писателя и общественно-политического деятеля А.Н. Радищева (1749-1802). Основываясь на идеях франц.просветителей: теории об-ого договора, естественного права, приоритета закона, Радищев критикует самодержавие и крепостное право. В сибирской ссылке он пишет трактат "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792). Позиция Радищева в трактате неоднозначна. С одной стороны, он исследует проблему природного происхождения чел-ка, его смертности, опираясь на современные ему ф-ие и научные представления, с другой, признает бессмертие души, не сумев материалистически объяснить происхождение "мыслительной способности". В связи с этим Радищев дополняет материалистическое учение традиционным религиозно-ф-им.

  К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах  Французской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота «вольности» и «рабства», видя в диктатуре Робеспьера пример вырождения свободы в самовластье. 
 

  28. Основные черты русской ф-ии XIX в.

  К началу XIXв усваиваются основные идеи западной ф-ии, оформляется ряд областей ф-ого знания. В то же время процесс становления оригинальной русской ф-ии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла нем.класс. ф-ия, прежде всего учение Шеллинга, позднее - Гегеля, проникавшие в Россию в 1ые десятилетия XIXв. Именно философия Шеллинга явилась одной из составных частей творческого синтеза, в результате к-ого начинается новый период в истории отеч/ ф-ии.

  Этот  период связан с оформлением 1ых ф-их течений в России: западников и славянофилов.

  Непосредственным  поводом к полемике и оформлению направлений стали "Ф-ие письма" П.Я. Чаадаева (1793-1856), в к-ых поставлен ? о месте России в истории. Чаадаев - религиозный мыслитель, считавший, что история направляется Божественным провидением. Руководящая роль католической церкви соответствует провидению, Зап.Европа достигла больших успехов в осуществлении христианских начал.

  Проблема  места России в истории находится  также в центре внимания славянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина).

  И.В. Киреевский (1806 - 1856) Особое внимание он уделяет ?у об отличии дух. культуры ("просвещения") России от Запада. Киреевский отмечает следующие различия: культура Запада унаследовала от Рима индивидуализм и рационализм, отсюда преобладание там эгоизма и рассудочного познания.

  Односторонний хар-р западной культуры критиковал также А.С. Хомяков (1804 - 1860). Соединяя православие и ф-ию, Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание ущербно и неполно.

  Крупнейший ф-ф революционно-демократического направления -А.И. Герцен (1812 - 1870). В "Письмах об изучении природы" он 1ым в отеч.ф-ии применил диал-ку Гегеля к толкованию природы. Позднее он отошел от учения Гегеля. Постепенно нарастает его скептицизм. Разочаровавшись в цивилизации Запада после революции 1848г, Герцен начал сомневаться в разумности истории, подчеркивал алогизм истор-ого процесса, роль случайности и личности в истории. Одновременно усилился его интерес к специфике национального пути развития России, к роли общины в переходе к социализму.

  Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889) стремился сформировать целостное материалистическое понимание природы и об-ва. Основываясь на учении Фейербаха, Чернышевский разрабатывал антропологический принцип в ф-ии, соединял его с материализмом в естествознании.

  В центре размышлений Ф.М. Достоевского (1821 -1881) находится чел-к, его противоречивая сущность. Бытие чел-ка - это, прежде всего, нравственное бытие личности, бытие выбора между добром и злом. Подлинная свобода связана с Богом, со слиянием с ним через любовь ("Будешь любить всякую вещь и тайну постигнешь в вещах"). Отказ от свободы в пользу "хлеба" порождает рабство и пустоту.

  Л.Н. Толстой (1828 -1910) выступает как критик культуры, призывает к "опрощению". В своей "Исповеди" он описывает духовный кризис, охватившее его чувство бессмысленности жизни.  
 
 

 29. Философия «всеединства» В. Соловьева. Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во 2ой половине XIX - нач. XX в., когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных систем представлена ф-ей B.C. Соловьева.

 Владимир  Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) - крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной ф-ии.

 Соловьев  возрождает ф-ию всеединства, к-рая  уходит своими корнями в ф-ю досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной ф-и, в центре к-рой учение об Абсолюте как "всеединстве". Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает "другое" - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир - это несовершенное бытие. Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через чел-во, в к-ром сохраняется "вечная душа мира". Чел-во, таким образом, это богочеловечество.

 Учение  о богочеловечестве, об особой роли чел-ка - важная составная часть ф-и "всеединства". В ф-и Соловьева важную роль играет понятие "душа мира", берущее начало в философии Платона и неоплатонизме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Его спасает от разрушения "мировая душа", она "сущий субъект тварного бытия". Эта "душа", в силу своей связи с Богом, стремится восстановить утраченное единство. Вся эволюция мира - это стремление "души" преодолеть хаос и воссоединить мир, несовершенный и совершенный. Философ в ряде работ отождествляет "мировую душу" и "Софию", которая у него то "небесное существо", то " душа мира". Торжество Софии (Божественной премудрости) означает восстановление всеединства. Но понимание Софии у Соловьева мистично. Вместе с тем его учение о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной ф-и.

 Идея "всеединства" имеет свой гносеологический аспект. Соловьев развивает предложенную славянофилами концепцию "цельного знания", предполагающую единство знания и веры.

Возрожденная  Соловьевым философия всеединства  имеет длительную историческую традицию. Ее создавали некоторые средневековые философы, Н. Кузанский. Для отечественной философии всеединства характерны: сближение Бога и Мира и тяготение к пантеизму, стремление соединить религию, науку и мораль в учении о Софии (софиология). 
 

 30.Проблемы экзистенциальной фил-и в России.

 В начале XX века в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот- "религиозно-философское возрождение" (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные философы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философские об-ва. Этот поворот в сознании части интеллигенции оформился в сборнике "Вехи".

 Символом  этой эпохи считается выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Он критически воспринял революцию и в 1922 году был выслан из России. Отправной точкой его учения является чел-к. Н. Бердяев отчасти обожествляет чел-ка, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его ф-и: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно ф-и Бердяева, - основа бытия. Учение о вездеприсутствии несогворенной свободы - одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

 Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество - важнейшая религиозная задача чел-ка, его долг.

 Важное  место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной ф-и, ф-и истории. Смысл истории философ видит  в конечном торжестве "царства  Божьего", но реальная история рассматривается  им как история объективации, как " неудача духа", так как " в ней не образуется Царство Божие". Основа истории - это свобода зла.

 Обостренное внимание Бердяева к проблеме личности, свободы и нравственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых представителей экзистенциальной ф-и как в России, так и на Западе.

 С традицией  экзистенциальной ф-и связано творчество Л.И. Шестова (1866-1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия чел-ка, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя "ненавистником разума". Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограниченный характер, резко разделял разум и веру. Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъестественным способом, через Откровение. Шестов — религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной ф-и. 
 

 31. Ф-я космизма и ее осн. напр-я.

 С ф-ей всеединства связана и значимая для отечественной ф-и и науки  традиция русского космизма. Русский космизм - особое мировоззрение, получившее развитие в XIX - XX в. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, чел-ка - в неразрывной связи с космосом ? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность чел-ка, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства ("соборности") чел-ва. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

 Один  из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе "Ф-я общего дела " он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что " чел-во призвано быть орудием Божьим в спасении мира ". В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению.

 Учение  К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические эл-ты. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое ("панпсихизм"), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум чел-ка - орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.

 Наиболее  значительный представитель естественнонаучного  направления в космизме - В.И Вернадский (1863-1945). Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление ("всюдность" жизни). Чел-к рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность.

 Идеи  русского космизма особенно актуальны  в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него

 .

 32. Фил-я советской и постсоветской России.

Информация о работе Мировозрение