Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат
Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.
Стихийный материализм и диалектика получили развитие в тв-ве мыслителей эфесской школы, ярким представителем к-ой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Гераклитовская ф-ия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элей. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 - 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.).
Формирование античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), к-ые и до сих пор вызывают у ф-ов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы.
Большую роль в развитии античной ф-ии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V -IV вв. до н.э.).
Второй этап развития античной ф-ии (средняя классика) связан с ф-им учением софистов.
Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др. Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.).
Богатое философское наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.
Философское направление - стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Гл. представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее: Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стой (Афины)
Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.).
Еще
более целостную атомистическую
картину мира представил в своем
учении римский мудрец Тит
Лукреций Кар (ок. 96 - 55 гг.до н.э.). Его
ф-ей завершается развитие материализма
Древнего мира.
5. Рання греческая ф-ия: основные школы.
1ой
ф-ой школой Др.Греции
1. Все произошло из воды.
2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева.
3. Все в мире одушевлено (или "полно богов").
Анаксимандр был 2ым великим представителем милетской ф-ой школы.
1.
Источником всего сущего
2.
Возникновение мира - борьба и
обособление
3. Живые существа зародились во влажном иле, покрывавшем Землю. Нек-ые животные вышли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные сущ-ва, в чреве к-ых развились люди; чешуйчатая оболочка развалилась.
4.
Возникновение и развитие мира
- периодически повторяющийся
Последним великим представителем милетской ф-ой школы был Анаксимен.
1.
Все вещи происходят из
Непосредственное влияние идей Анаксимена испытали Анаксагор, Диоген из Аполлонии, а также атомисты.
След.школа – пифагорейская. В южноиталийском городе Кротоне Пифагор приобрел большой авторитет и основал ф-ую школу.
В мире всё опред-ся числами или отношениями чисел("все есть число"). Числам из 1ой десятки, пифагорейцы приписывали особые, магические св-ва. Занимаясь св-ами целых чисел, пифагорейцы делили их на классы ("совершенные", "дружественные", "линейные", "квадратные" и др.). Переплетение магии чисел с поисками реальных числовых закономерностей.
Переходя к Гераклиту, мы входим в другой мир - мир ф-ии как таковой.
Важнейшим понятием в ф-ой системе Гераклита следует считать Логос, ("Слово").
1ая
и важнейшая идея Гераклита
- идея борьбы и единства
2ая
важнейшая идея - идея безостановочной
изменчивости вещей, их
2ое
фундаментальное понятие в ф-
Гераклитовская
ф-ия резко критиковалась элеатами(
6. Платон как родоначальник ф-ии объективного идеализма.
Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др.Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.). Ядро учения Платона -теория идей.
«Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим. Космос — это своего рода худ. произведение. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных.
Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей - истинное бытие, а чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии (теория воспоминания, узник в пещере)
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное: воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды.
Идеи — вечные образцы, по к-ым из бесформенной и текучей материи организуется все мн-во реальных вещей. Высшая идея - идея абсолютного добра. Существенной составляющей мир-ия Платона явл-ся вера в богов. Он считал ее важнейшим условием устойчивости об-ого миропорядка.
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.
Космология Платона. Создатель мира из первичного хаоса – демиург (творец). Все процессы в мире целесообразны. Мир возник из огня и земли, между к-ыми творец поместил воздух и воду. Так возник Космос, шаровидной формы, конечен, но не вечен, т.к. был сотворён.
Гносеология Платона. Процесс познания – припоминание идей, высший род познания – интуиция. Истинное познание - познание мира идей, к-ое осущ-ся разумной частью души.
Главная часть учения – этическая. В понятие добродетели входит: справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение законов.
Платону
рисовалось идеальное гос-во во главе
с ф-ами, созерцателями чистых и
вечных идей, к-ых защищают воины и
к-ым все жизненные ресурсы
Осн.принципом идеального гос-ого устройства Платон считает справедливость.
Значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. В разделении труда Платон видит не только основу распадения об-ва на сословия, но и осн.принцип строения гос-ва.
Гл.задача трактата о гос-ве - проблема благой и совершенной жизни об-ва в целом и его членов.
Гос-ом
у Платона руководят немногие,
только лица, способные хорошо управлять
государством. Во-1ых, в силу природных
задатков, во-2ых, вследствие долголетней
предварительной подготовки.
7. Ф-ия Аристотеля – вершина античной ф-ии.
Богатое ф-ое наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.
Ф-ию Аристотеля наз-ют вершиной развития античной ф-ой мысли, т.к. она явл-ся обобщением всей предшествующей ф-ии, он провёл систематизацию всех форм знания, накопленных предшествующим развитием культуры.
Аристотель основал свою ф-ую школу "перипатетиков" (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Он значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает 2 начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).
Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон - орудие для изучения бытия). Логика имеет методологическое значение для познания.
Аристотель большое внимание уделяет душе чел-ка. Хар-ой особенностью ф-ии Аристотеля явл-ся колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом.
Из огня, земли, воздуха и воды состоят все земные вещи, а эфир образует небо и звёзды. Материя – неопределённое бытие. Она содержит только возможность бытия, не может сущ-ть без формы. Форма всех форм – Бог, к-му движение присуще имманентно.
Идея души. Cчитал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна.
Этические взгляды. Гос-во требует от гражданина определенных добродетелей, без к-ых ч-ек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об-ву: добродетельно то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые — добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них чел-к проявляет себя как одаренное разумом сущ-во.
Об
обществе и гос-ве.
Чел-к — полит-ое сущ-во, т.е. социальное,
и он несет в себе инстинктивное стремление
к «совместному сожительству». Чел-ка
отличает способность к интеллектуальной
и нравственной жизни. Только чел-к способен
к восприятию таких понятий, как добро
и зло, справедливость и несправедливость.
1ым рез-ом соц-ой жизни он считал образование
семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность
во взаимном обмене привела к общению
семей и селений. Так возникло гос-во.
8. Основные направления в ф-ии эллинизма.
Кинизм
(сократическая школа). Представители:
Антисфен, Диоген Синопский,
Кратет. Идеал -безграничная дух-ая
свобода индивида. Демонстративно-
Скептицизм, V— IVвв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.
1. Мир текуч, без смысла и определенности.