Мировозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.

Работа содержит 1 файл

1 Понятие мировоззрения.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

   Стихийный материализм и диалектика получили развитие в тв-ве мыслителей эфесской школы, ярким представителем к-ой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Гераклитовская ф-ия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элей. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 - 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.).

   Формирование  античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), к-ые и до сих пор вызывают у ф-ов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы.

   Большую роль в развитии античной ф-ии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V -IV вв. до н.э.).

   Второй  этап развития античной ф-ии (средняя классика) связан с ф-им учением софистов.

   Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др. Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.).

   Богатое философское наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.

   Философское направление - стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Гл. представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее: Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стой (Афины)

   Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.).

   Еще более целостную атомистическую картину мира представил в своем  учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 - 55 гг.до н.э.). Его ф-ей завершается развитие материализма Древнего мира. 
 

  5. Рання греческая ф-ия: основные школы.

  1ой  ф-ой школой Др.Греции считается  милетская школа(начало и середину VI в. до н. э.). Основатель школы  - Фалес Милетский. Космологическая концепция Фалеса сводилась к 3 положениям:

  1. Все произошло из воды.

  2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева.

  3. Все в мире одушевлено (или  "полно богов").

  Анаксимандр был 2ым великим представителем милетской ф-ой школы.

  1. Источником всего сущего Анаксимандр  считал не воду, а некое вечное  и беспредельное начало "божественное"("апейрон" (apeiron)).

  2. Возникновение мира - борьба и  обособление противоположностей, в  1ую очередь тепла и холода. В недрах апейрона возникает  зародыш будущего мира, в к-ом  влажное и холодное ядро оказывается  окруженным огненной оболочкой,  ядро постепенно высыхает, пары из него раздувают оболочку, к-ая лопается, распадаясь на ряд колец (или "ободов"). Происходит образование плотной Земли, форма – цилиндр, к-ый не имеет опоры и висит неподвижно в центре сферической Вселенной.

  3. Живые существа зародились во  влажном иле, покрывавшем Землю. Нек-ые животные вышли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные сущ-ва, в чреве к-ых развились люди; чешуйчатая оболочка развалилась.

  4. Возникновение и развитие мира - периодически повторяющийся процесс:  через определенные промежутки времени мир снова поглощается апейроном.

  Последним великим представителем милетской  ф-ой школы был Анаксимен.

  1. Все вещи происходят из воздуха(разрежение, сгущение).

  Непосредственное  влияние идей Анаксимена испытали Анаксагор, Диоген из Аполлонии, а также атомисты.

  След.школа  – пифагорейская. В южноиталийском городе Кротоне Пифагор приобрел большой авторитет и основал ф-ую школу.

  В мире всё опред-ся числами или  отношениями чисел("все есть число"). Числам из 1ой десятки, пифагорейцы  приписывали особые, магические св-ва. Занимаясь св-ами целых чисел, пифагорейцы делили их на классы ("совершенные", "дружественные", "линейные", "квадратные" и др.). Переплетение магии чисел с поисками реальных числовых закономерностей.

  Переходя  к Гераклиту, мы входим в другой мир - мир ф-ии как таковой.

  Важнейшим понятием в ф-ой системе Гераклита  следует считать Логос, ("Слово").

  1ая  и важнейшая идея Гераклита  - идея борьбы и единства противоположностей.

  2ая  важнейшая идея - идея безостановочной  изменчивости вещей, их текучести("все течет").

  2ое  фундаментальное понятие в ф-ии  Гераклита - это понятие огня  как первоосновы всего сущего("этот  космос, 1 и тот же для всех, не создал никто из богов,  никто из людей, но он всегда  был, есть и будет вечно живой  огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий").

Гераклитовская  ф-ия резко критиковалась элеатами(г. Элей). Основателем школы считают  Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 - 480 до н.э.)(ничто не изменяется, мир – вещественный шар, мир един), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.)(реальность и видимость не совпадают, движения нет в мыслимом мире, но не в чувственном). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Форм-ие античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий). Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности. 
 
 
 

  6. Платон как родоначальник  ф-ии объективного  идеализма.

  Высокая классика античной ф-ии связана с  величайшими мыслителями Др.Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.). Ядро учения Платона -теория идей.

  «Мир  — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое с человеческим. Космос — это своего рода худ. произведение. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных.

  Мир по природе двойствен: видимый мир  изменчивых предметов и невидимый  мир идей. Мир идей - истинное бытие, а чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии (теория воспоминания, узник в пещере)

  Идея центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное: воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды.

  Идеи  — вечные образцы, по к-ым из бесформенной и текучей материи организуется все мн-во реальных вещей. Высшая идея - идея абсолютного добра. Существенной составляющей мир-ия Платона явл-ся вера в богов. Он считал ее важнейшим условием устойчивости об-ого миропорядка.

  В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

  Космология  Платона. Создатель мира из первичного хаоса – демиург (творец). Все процессы в мире целесообразны. Мир возник из огня и земли, между к-ыми творец поместил воздух и воду. Так возник Космос, шаровидной формы, конечен, но не вечен, т.к. был сотворён.

  Гносеология Платона. Процесс познания – припоминание идей, высший род познания – интуиция. Истинное познание - познание мира идей, к-ое осущ-ся разумной частью души.

  Главная часть учения –  этическая. В понятие добродетели входит: справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение законов.

  Платону рисовалось идеальное гос-во во главе  с ф-ами, созерцателями чистых и  вечных идей, к-ых защищают воины и  к-ым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

  Осн.принципом идеального гос-ого устройства Платон считает справедливость.

  Значение  разделения труда он рассматривает  не с точки зрения работника, производящего  продукт, а исключительно с точки  зрения потребителей, принадлежащих  к классу рабовладельцев. В разделении труда Платон видит не только основу распадения об-ва на сословия, но и осн.принцип строения гос-ва.

  Гл.задача трактата о гос-ве - проблема благой и совершенной жизни об-ва в  целом и его членов.

  Гос-ом у Платона руководят немногие, только лица, способные хорошо управлять государством. Во-1ых, в силу природных задатков, во-2ых, вследствие долголетней предварительной подготовки. 
 
 

  7. Ф-ия Аристотеля – вершина античной ф-ии.

    Богатое ф-ое наследие Платона  критически переосмыслил его  ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.

  Ф-ию Аристотеля наз-ют вершиной развития античной ф-ой мысли, т.к. она явл-ся обобщением всей предшествующей ф-ии, он провёл систематизацию всех форм знания, накопленных предшествующим развитием культуры.

  Аристотель  основал свою ф-ую школу "перипатетиков" (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Он значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает 2 начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).

  Изучение  бытия возможно лишь с помощью  логики (органон - орудие для изучения бытия). Логика имеет методологическое значение для познания.

  Аристотель  большое внимание уделяет душе чел-ка. Хар-ой особенностью ф-ии Аристотеля явл-ся колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом.

  Из  огня, земли, воздуха и воды состоят все земные вещи, а эфир образует небо и звёзды. Материя – неопределённое бытие. Она содержит только возможность бытия, не может сущ-ть без формы. Форма всех форм – Бог, к-му движение присуще имманентно.

  Идея  души. Cчитал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна.

  Этические взгляды. Гос-во требует от гражданина определенных добродетелей, без к-ых ч-ек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об-ву: добродетельно то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые — добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них чел-к проявляет себя как одаренное разумом сущ-во.

  Об  обществе и гос-ве. Чел-к — полит-ое сущ-во, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Чел-ка отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только чел-к способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. 1ым рез-ом соц-ой жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло гос-во. 
 

   8. Основные направления  в ф-ии эллинизма.

   Кинизм  (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал -безграничная дух-ая свобода индивида. Демонстративно-пренебрежительное отношение к соц. институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.

   Скептицизм, V— IVвв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.

   1. Мир текуч, без смысла и определенности.

Информация о работе Мировозрение