Мировозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.

Работа содержит 1 файл

1 Понятие мировоззрения.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

 С середины 90-х г. XIX в. определяющую роль в развитии отеч. марксизма играет В.И Ленин (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию соц. революции. Нек-ые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с нек-ыми новейшими ф-ими учениями ("эмпириомонизм" А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую ф-ю, дает новое определение материи: "Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении". В "Философских тетрадях " (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диал-ки. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской ф-ии.

 Новый этап в истории отечественной  философии начинается после революции 1917 года. Философия марксизма стала составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали (С.Л. Франк, И. Лосский и др.), либо были репрессированы и погибли (П.А. Флоренский, Г. Шпет). В 1922 году из России был отправлен "философский пароход", на котором были высланы десятки ведущих философов и деятелей культуры. Оригинальная отечественная философия эмигрировала.

 В Советском  Союзе в 20-30-е годы формировались  официальные стандарты интерпретации философии диалектического и исторического материализма, процесс контролировался партией и государством. Некоторое оживление философской мысли начинается с середины 50-х годов. В то же время в истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи: А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков и др. С конца 80-х годов начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии XX века, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры. Появились предпосылки для дальнейшего развития философии, которая есть творческий поиск свободной личности. 
 

   33. Понятие «картина мира». Виды картин мира, их взаимосвязь.

   "Картиной  мира" (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития чел-ва совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

   Картина мира формируется как в сознании отдельного чел-ка, так и в общ-ном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

   Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, к-ые предлагают КМ для решения своей проблемы.

Виды  КМ Проблемы  КМ Идеи  КМ
РКМ Соотношение Бога и человека Божественное  творение мира и человека
ФКМ Соотношение мира и человека Различные идеи: - материализм - идеализм - дуализм, плюрализм - диалектика, синергетика - метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.
НКМ Синтез и  обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически  непротиворечивое целое Мир, как совокупность естественных процессов, развивается  по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

   Исторически первыми складывались мифологически-религиозные  картины мира. В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт чел-ва, в основе к-ого лежит представление о дуалистичности бытия:

   • абсолютное, сверхъестественное, "само по себе" бытие, тождественное бытию  Бога-Творца;

   • сотворенное бытие, существование  многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

   Под НКМ понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

   В НКМ следует различать общенаучную  (ОНКМ) и частнонаучные (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди ЧНКМ называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира.

   Главная особенность НКМ состоит в  том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих  в основе той научной теории и  в той области

   Предельно общую картину мира дает философия. Создаваемая в рамках онтологии  ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

  34. Фил-кая картина мира, основные проблемы, понятия и категории.

  Предельно общую картину мира дает философия. Создаваемая в рамках онтологии  ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

  От  того, какой в конкретный момент времени представляется ОНКМ, во многом зависят мировоззренческие и  методологические проблемы науки, а  идеи и проблемы господствующей ФКМ  определяют перспективные направления развития научного знания. Например, еще в начале XX в. признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь - возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о "начале", о времени, "когда еще не было времени", о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории "извергающейся из точки Вселенной" и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле прос-ва-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Или еще пример. Несколько лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить "наиболее элементарные" частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного "дна" мира, а следовательно, о возможности создания "исчерпывающе полной" теории физических явлений. Но открытие "суперэлементарных частиц" - глюоное и кварков вновь отодвинуло возможный "конец физики" как фундаментальной науки. На смену идее "элементарности" пришли новые проблемы - неожиданно тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных частиц и глобальных свойств Вселенной.

   Каждая  ступень развивающейся ФКМ выдвигает  перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ. 
 

 35. Бытие как центральная категория онтологии. Формы бытия и их взаимосвязь.

В качестве систематизирующей идеи ФКМ выступает  понятие бытия. В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии.

 Необходимо  различать: 1) обыденный смысл понятия "бытия", совпадающий с такими понятиями, как "существовать", "быть", "есть", "находиться в наличии", где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процесса, и 2) сугубо философский смысл категории "бытия".

 Бытие - есть начало, "чистое" существование, не имеющее причины. Оно начало, причина самого себя, самодостаточная, ни к чему не сводимая, ни из чего не выводимая, обеспечивающая миру порядок, стабильность и развитие. Бытие - это то, что обеспечивает: существование. Бытие -это последнее, о чем еще можно спрашивать.

 Ф-ий смысл категории бытия характеризуется  двумя особенностями:

 • она  обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;

 • однако этот факт не означает, что мир везде  такой, каков он здесь и сейчас, и что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно изменяется.

 Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное мн-во конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

 1) Бытие  вещей, явлений и процессов,  в котором в свою очередь  необходимо различать:

 а) бытие  явлений, процессов и состояний  природы, так называемая "первая" природа;

 б) бытие  вещей, предметов и процессов, произведенных  человеком, "вторая" природа.

 2) Бытие  человека, в котором можно выделить:

 а) бытие  человека в мире вещей;

 б) специфически человеческое бытие;

 3) Бытие  духовного (идеального), в котором выделяются:

 а) индивидуализированное  духовное;

 б) объективированное  духовное;

 4) Бытие  социального:

 а) бытие  индивида;

 б) бытие  общества.

 Все виды и формы бытия органически  взаимосвязаны между собой и  иерархия генезиса в ФКМ определяется мировоззренческой ориентацией ФКМ. В диалектико-материалистической философии, ориентированной на НКМ, подчеркиваются специфика каждой из форм бытия, диалектика их внутреннего развития и взаимосвязи, но на первое место ставится бытие объективно существующих вещей, явлений и процессов природы. 
 

 36.Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия.

 Выделяя специфические формы бытия и  подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что  все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции. Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических. История философии различает монизм материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материальное или духовное), по мнению ученого, дает импульс к образованию всех явлений действительного мира. В процессе исторического развития философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и стихийные попытки найти "точки соприкосновения", что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).

 Сущность  материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (XVIII век). Он рассматривал понятие "материя" через категорию "субстанция", не отождествляя их. Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция. Субстанция есть причина самой себя, то есть то, что не может быть представлено иначе, как существующим. Разворачивая далее категорию "субстанция", Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута - того, что составляет ее сущность, а также понятие модуса - того, что выступает как состояние субстанции. Сама же субстанция - не причина и не основа атрибутов и модусов, а их целостное единство, их система. 
 

Информация о работе Мировозрение