Мировозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.

Работа содержит 1 файл

1 Понятие мировоззрения.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

  Аверроэс — арабский ф-ф Ибн Рушд (1126—1198), представитель восточного аристотелизма, автор и медицинских трудов. В трактате «Опровержение опровержения» он отвергал нападки теологов на ф-ию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, и образно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, «совечный миру», превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой ф-ии.

  Еврейская ф-ия, будучи близкой к арабской, не растворяется в ней и имеет самостоятельное значение. Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую ф-ую мысль. Одним из крупнейших еврейских мыслителей средневековья был Маймонид.

  По  Маймониду, нужно верить в то, что  не противоречит разуму, но это не значит, что все может быть им доказано. Текст Священного Писания нельзя толковать буквально, нужно «одухотворенное» объяснение «буквы закона». Согласно Маймониду, ф-ия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости знания от веры и подчинении знанию буквального смысла библейских выражений показалось раввинам непозволительным ограничением библейского авторитета, «продажей Священного Писания грекам». Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли. 
 
 

  13. Ф-ия Возрождения, её хар-ые черты и представители.

  Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс). В XV-XVIвв. в Зап.Европе в недрах феодализма начинают складываться капиталистические отношения. Развивающиеся производительные силы приводят к быстрому прогрессу естествознания. Чел-кий ум начинает поворачиваться к природе, к материальной деят-ти людей.

  Ф-ия Возрождения преодолевает схоластику и в то же время наследует многие её отличительные признаки. Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом, происходит реабилитация природного начала в чел-ке. Земная жизнь ценится не меньше небесной, не бог, а сам чел-к - хозяин своей судьбы (изменяется место чел-ка в мире), обожествление чел-ка как сущ-ва, поставленного властвовать над природным и соц. миром, отношение к труду, как к проклятью, наказанию за грехи, искупление тяжким трудом – благо. Культ чел-ка – творца дополняется культом красоты, большое значение приобретают личные способности и достижения.

  В эпоху Возрождения не отказались от идеи бога, но переосмысление теистического миропонимания переходит в пантеизм (2 направления: мистический (Парацельс, Якоб Бёме; полагали, что бог выше природы и в нём находится всё), натуралистический (Джордано Бруно; бог – духовная сила, заключённая в природных вещах.)).

    Крупнейшими представителями пантеистической  натурфилософии были Н. Кузанский,  Дж. Бруно, основатель Флорентийской  академии М. Фичино, его ученик  и последователь Дж. Пико Делла  Мирандола.

  Природа, включая и чел-ка, представлялась Н. Кузанскому (1401 -1464) производной от Бога, к-ый рассматривался как высшее абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Кузанский фактически отрицает сотворение мира.

  Заметную  роль в становлении натурф-ии Возрождения  сыграл ученый и художник Леонардо да  Винчи (1452-1519). Считая опыт "наставником всех наставников", рассматривая саму мудрость как "дочь опыта", он утверждал, что истина сводится к "одному единственному решению".

  Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих  проблем нашло отражение в  творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности чел-ого разума постичь истину.

  Мыслителем, ф-ски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях.

  И все же ф-ия Возрождения не доходит  до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. Дальнейшее освобождение мысли от наследия средневековья выпала на долю новоевропейской ф-ой классики. 
 
 

  14. Английская ф-ия XVII-XVIII вв (Бэкон, Локк, Гоббс, Беркли, Юм).

  Конец XVIв и XVIIв ознаменовались в Зап.Европе кризисом феодализма и ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии. Восходящий капитализм, нуждавшийся в изобретении и применении машин, обусловил прогресс механико-матем-их наук. Возникает не только подлинное научное естествознание, основой к-ого явл-ся органическое соединение теории с планомерным экспериментальным исследованием природы, но и опирающаяся на науку и ее ф-ое осмысление качественно новая картина мира.

  Опытно-экспериментальное  исследование природы и тематическое осмысление его рез-тов оказало решающее влияние на ф-ую мысль. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

  Ф-ю  Нового времени принято называть классической. Это понятие употребляется для обозначения периода развития ф-ии, обладающего непрерывностью и единством ценностей, к-ые сохраняли свой хар-р независимо от смены эпох. Главной установкой этого периода явл-ся признание разума высшей, по крайней мере внутри ф-ии, инстанцией.

  Ф. Бэкон (1561-1626) одним из 1ых поставил задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы знания: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные, предлагая грандиозный проект "Великого восстановления наук"(осн.работа "Новый Органон" (1620)). Им поставлена цель направленного изучения природы и овладения ею.

  Материалистическое  учение о природе Томаса Гоббса (1588-1679): мир состоит из многообразных, протяженных тел, имеющих фигуру, величину, положение и подчиненных законам механического движения. Ничего бестелесного нет. Мир - единая материальная субстанция. Качественное многообразие природы - продукт чел-их восприятий, в основе к-ых лежат механические различия вещей.

  Предпринятая  Гоббсом систематизация эмпиризма  получила развитие у англ. мыслителя  Джона Локка (1632-1704). Его учение основано на механике Ньютона: природа понимается как механическое взаимодействие телесных частиц. Локк - материалист, в том числе и в теории познания. Окр. мир предметов и вещей определяет содержание ощущений чел-ка. В этой связи он отмечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах.

  Идеи  Локка получили своеобразную интерпретацию  в ф-ии его соотечественника Джорджа Беркли (1684-1753). Ощущения - основа познания, идеи - это ощущения или рез-ты воздействия разума на ощущения. При этом нет принципиальной разницы между первичными и вторичными качествами. Все качества (идеи) - наши ощущения, к-ые не имеют внешней причины и сущ-ют лишь в познающем разуме. Вещи — это сочетания ощущений в уме.

  Вслед за Беркли с учением о том, что целью науки является описание ощущаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм (1711-1776).Он исследует природу чел-ка в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, т.о., не порождены опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Юм отрицает рациональную основу познания.  
 
 
 

  15. Европейская рационалистическая ф-ия XVII в (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

  Мыслителей XVIIв интересовала проблема определения источника чел-их знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской ф-ии: рационализм и эмпиризм. Рационализм - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании

  Рационализм: 1)     связан с реализмом; 2) признает врожденные идеи, как основу истинного познания; 3)     категория "субстанции"  -   одна   из основных; 4) развивает  теорию дедукции.

  Во  Франции разработкой универсального метода познания занимался Р.Декарт (1596-1650). Занимаясь проблемой разработки нового метода познания, Декарт противопоставляет его схоластической логике. Новый метод - это метод и ф-ии, и науки. Построение своей ф-ой системы Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, к-ми располагает чел-во. Сомнению подвергаются предубеждения, данные чувственного опыта. Декарт полагает, что природа чел-ого духа более наглядна, чем тело(" я мыслю, следовательно, существую"). Как самоочевидное оно не подвержено сомнению и становится интуитивной основой всей его рационалистической ф-ии. Познание не зависит от чувственного опыта, знание дедуктивно выводится из ряда базисных интуиции и аксиом; среди них -"врожденные идеи".

  Ф-ия Декарта и его научные идеи оказали влияние на голландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозу (1632-1677), в основе ф-ии к-ого лежит учение о единой субстанции. Он утверждает, что есть только одна субстанция - Бог, понимаемый как природа. Единая субстанция обладает бесчисленным множеством атрибутов, т.е. неотъемлемых свойств, из к-ых известны два - "мышление" и "протяженность". Учение Спинозы об атрибутах направлено против дуализма Декарта, согласно к-му протяженность и мышление образует 2субстанции. Придание Богу атрибута протяженности вело к отождествлению Бога и природы.

              Нем.ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716) развил плюралистическую концепцию объективного идеализма. В его основной работе "Новые опыты о чел-ом разуме" дается развернутая критика системы эмпиризма Локка и обосновывается теория "врожденных идей". Лейбниц строит свою ф-ию рационально-дедуктивным методом. Лейбниц подвергает критике недостатки сформировавшейся механистической картины мира и стремится синтезировать уже сложившийся естественнонаучный метод с элементами традиционной ф-ой методологии.  
 

   16. Ф-ия французского Просвещения.

   В XVIIIв. ф-ия развивается под влиянием идей Просвещения, наиболее радикальным и значительным было Просвещение во Франции, давшее ряд выдающихся ф-фов. На становление французского Просвещения большое воздействие оказали ф-ия Декарта и Локка.

   Во  французском Просвещении выделяют 2осн. группы: "старших" просветителей (Монтескье, Вольтер, также Кондильяк) и "младших" (Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах).

   "Старшие"  просветители заложили основы  критики абсолютизма и церкви, стимулировали поиск нового мир-ия. Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) в "Персидских письмах" критиковал абсолютизм и суеверия, исходил из существования объективной закономерности в природе. Франсуа Вольтер (1694-1778) исследовал историю как объективный процесс, критиковал церковь и выступал за веротерпимость.

   Крупнейшим  материалистом явл-ся Поль Гольбах (1723-1789), изложивший в работе "Система природы" (1770) свое миропонимание, представлявшее систему материалистического субстанциализма. Материя-природа есть единственная основа. Многообразие природы, форм движения явл-ся источником самодвижения материи. Формы материи различаются организацией.

   Жан Жак Руссо (1712—1778) — один из самых выдающихся» мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению соц. порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней лит-ой деят-тью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.

   Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Руссо различал 2вида нер-ва: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях.

Информация о работе Мировозрение