Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:41, реферат
Мир-ие - это способ освоения окр. мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и ф-ого знаний. Термин "мир-ие" появился в конце XVIIIв.(нем. Weltanschauung, т.е. "взгляд на Вселенную"), а широкое его распространение началось лишь во 2ой половине XIX в.
Важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются.
1. фун-я познания - верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет чел-ку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них.
2. фун-я оценки получаемой информации. Чел-к не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.
3. фун-я накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей.
4. фун-я постановки цели. Опережая ход событий, человек строит модель "желаемого будущего" и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия.
5. конструктивно-творческая фун-я, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности чел-ка в целях создания принципиально нового.
6. функция управления.
7.
Т.к деятельность индивида как общественного
существа требует общения личности с другими
людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями,
то сознание, преобразуя мысль в слово,
осуществляет функцию связи
(коммуникативную функцию).
42.Структура индивидуального сознания.
Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем общественного и индивидуального сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.
Во-первых, индивидуальное сознание имеет "границы" жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может "охватывать" жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д.
Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид - соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда "укоренен" в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности.
При
анализе сознания необходимо обратиться
и к рассмотрению бессознательного,
так как феномен бессознательного является
объектом изучения рядом наук и участвует
в функционировании психики человека
в целом. Бессознательное - это совокупность
психических явлений, состояний и действий,
не представленных в сознании человека,
лежащих вне сферы его разума, безотчетных
и неподдающихся, по крайней мере в данный
момент, контролю со стороны сознания.
43.Понятие и смысл диал-ки. Истор. Формы и ее современные разновидности.
Содержание диал-ки формировалось в течение длительного периода дух. развития чел-ва. В Др. мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диал-ки. После зарождения развитие диал-ки надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в ф-ой системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диал-ка получила новую (теор.) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диал-кой создается система марксистской диал-ки. Т.о., можно выделить 3ее истор. формы - стихийную диал-ку древних, диал-ку Гегеля и марксистскую диал-ку. Каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диал-ки.
Многие древнегреч.ф-фы были диал-ами. Сократ ввел в культурный оборот термин "диал-а" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диал-и", имея в виду ряд поставленных им диал-х проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.
В ф-й мысли Др.реции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом("нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно ... одно и то же: удовольствие - неудовольствие... все сменяется в игре Века... Все возникает через вражду и взаимообразно")
В отличие от указанных ф-в Гераклит был занят обоснованием идеи диал-го развития мира в целом. «Нет ни одного положения Гераклита, - пишет Гегель, - к-ого бы я не принял в свою «Логику».
Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно к-ой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Поэтому открытые им диал-ие законы, по существу, явились законами развития духа. И созданная Гегелем диал-ка получила идеалистический характер.
В материалистической диал-ке смысловые акценты расставлены по-иному. Во-1ых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в противоречивом движении чел-ва в направлении об-ой .гармонии, к-ая представлялась им в форме коммунизма. Во-2ых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий об-ой жизни рождается общечел-ий идеал коммунистической гармонии. В-3их, Маркс и Энгельс отказываются признать превосходство любой национальной формы капиталистического гос-ва при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма.
Конкретно-исторический
смысл диал-ки изменяется, но данные
изменения целенаправленны. Они осуществляются
в горизонте общего замысла диал-ки - раскрытия
перспектив развития мира. Для реализации
этого замысла диал-ими мыслителящими
ф-ми сделано немало. Однако диал-ому осмыслению
подлежит еще большое кол-во проблем мирового
развития.
44. Структура диалектики: функциональное значение, законов и категорий
Диалектика как наука - сложная система, элементами которой явл. ее принципы, законы, категории, связанные между собой.
Принципы диалектики - это ее центральные понятия, основополагающие идеи, они составляют основу системы диалектики. Такими основными принципами являются принцип всеобщей связи и принцип развития.
Суть принципа всеобщей связи выражается в утверждении, что в мире все взаимосвязанно, каждая вещь связана с каждой. Всеобщая связь явлений - это наиболее общая закономерность материального мира. Всеобщность связи означает, что возникновение, развитие и переход в качественно иное состояние любых предметов и явлений возможно не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи и взаимной обусловленности с другими предметами и явлениями.
Под законами диалектики, обычно, подразумевают три основных закона?: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества и качества, закон отрицания отрицания. Каждый из законов объясняет определенную сторону, определенный момент развития. Поэтому ни один из законов диалектики, взятый в отдельности, не может дать целостного представления о процессе развития. Лишь взятые в единстве, они выполняют эту свою функцию.
Глубокое
понимание законов диалектики невозможно
без анализа категорий
Итак, принципы,
законы и категории диалектики являются
звеньями единой логической стройной
системы. Поскольку мир представляет
собой универсальную подвижную взаимосвязь,
постольку и теория, отражающая этот мир
- диалектика, является системой взаимопереходящих
друг в друга логических элементов
45. Диалектика и синергетика.
В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики. В настоящее время существует несколько направлений, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, исследование фракталов, теория автопоэзиса, теория диссипативных структур, современная теория сложности, или так называемая теория самоорганизованной критичности.
Теория детерминированного хаоса занимается исследованием хаотического поведения немногих переменных или степеней свободы. Теория автопоэзиса первоначально занималась вопросом о том, как поддерживаются биологические структуры. Теория диссипативных структур занимается изучением физических, химических или биологических систем, причем целью исследования является спонтанное формирование структур за пределами термического равновесия. Теория сложности находится на самой начальной стадии своего развития и хотя дано определение некоторым мерам сложности, но они выражаются чаще всего абстрактными понятиями, которые не могут быть пока представлены эффективным образом. Так называемая самоорганизованная критичность — это область, в которой речь идет о поведении систем, которые состоят из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем (модели песчаных куч, к примеру). Может сложиться мнение, что все эти исследования осуществляются в рамках различных научных направлений. На самом деле все они находятся в общем русле синергетики.
Когда
первоначально родоначальник
Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену.
1. "Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.
2. Эти системы называют нелинейными.
3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.
4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.
5. Системы могут быть нестабильными.
6. Происходят качественные изменения.
7. В
этих системах наблюдаются эмер
8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.
9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.
10. Во
многих случаях возможна