Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

В марксистской философии представлена оригинальная концепция человека. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную деятельность. Человека отличает его социальная сущность. .Сущность человека создается самим человеком в ходе всемирной истории, ибо эта сущность — совокупность общественных отношений. Маркс подчеркивал: «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1.

Среди самых значительных достижений философии марксизма — разработка проблемы практики. Представители домарксистской философии как материалистической, так и идеалистической ориентации считали специфически человеческим в человеке духовное начало. Они низводили практическую жизнь до чего-то враждебного высотам человеческого разума. Маркс отверг такую позицию, истолковав практическую деятельность как одно из важнейших начал, определяющих специфику человеческого.

С точки зрения марксизма, практика есть «материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.»2. Словом, практика во всех своих проявлениях, включая производственную деятельность и преобразование людьми самих себя, была осмыслена в качестве базовой, исходной основы духовного мира, культуры и т. д. Из этого следует капитальной важности вывод: любая деятельность, даже духовная, не может быть осуществлена безотносительно к практике.

Разработка марксистского учения связана с созданием принципиально  новой исторической формы диалектики, коренным образом отличающейся от гегелевской, — материалистической диалектики. Гегелевская идеалистическая диалектика облечена в мистическую форму, безоговорочно признает развитие лишь применительно к прошлому, изменяет свои принципы при рассмотрении природы. Содержащееся в ней «рациональное зерно» (прежде всего, идея развития через противоречия) было воспринято основоположниками марксизма, её идеалистические положения были ими переосмыслены с материалистических позиций.

В противовес гегелевской диалектике, в центре внимания которой — самодвижение понятий, основоположники марксизма стали рассматривать объективные процессы развития в природе и обществе, отражаемые развивающимся мышлением.

Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистической диалектике. С точки зрения последней, развитие есть сторона, момент универсального движения, являющаяся атрибутом, т. е. неотъемлемым, всеобщим свойством материального мира

Открытые Гегелем основные законы диалектики (единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания) стали рассматриваться в марксизме, соответственно, как законы природы, общества и мышления.

Созданная Марксом и Энгельсом  материалистическая диалектика выступила  в качестве новой исторической формы диалектики.

Историческая судьба марксизма  не простая. В мире идеи марксизма  воспринимались и трактовались по-разному. Развитие взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса в новых исторических условиях трансформировалось в современный неомарксизм.

Неомарксизм (западный марксизм) – термин, обозначающий ту ветвь марксизма, которая так или иначе противопоставила себя «восточному марксизму», или марксизму-ленинизму. Основателями западного марксизма обычно называют итальянского марксиста А. Грамши (1891-1937), венгерских марксистов Д. Лукача (1885-1971) и К. Корша (1886-1961), выступивших со своими идеями в 20-е годы XX века. Но в основном неомарксизм оформился после Второй мировой войны в виде разнообразных концепций и теорий. Наиболее значимой школой является   франкфуртская школа, представителями которой являются Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм. Эти мыслители акцентировали внимание на критическом потенциале марксистского учения для анализа современных проблем. Интерес представляет «структуралитстский марксизм» французского марксиста Луи Альтусера (1918-1990), пытавшего придать марксизму  строгую научную форму.

Темы рефератов

 

    • Концепция естественного права и общественного договора
    • Критика религии Л.Фейербахом (по работе «Сущность христианства»)
    • Марксизм: история и современность
    • Материалистическое понимание истории К.Маркса
    • Проблемы правового государства в философии Канта
    • Социальная философия Т. Гоббса
    • Философия государства Дж.Локка
    • Философия права Гегеля
    • Философия Просвещения
    • Философские идеи неомарксизма

Литература

  1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье.  СПб., 1994. Т.1

 

   

Лекция 6. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века

  1. Особенности неклассической философии и ее основные направления.
  2. Позитивизм и его исторические формы.
  3. Психоаналитическая философия.
  4. Проблема бытия человека в философии экзистенциализма.
  5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм и персонализм.
  6. Философия постмодернизма

Особенности неклассической философии и ее основные направления

 

Классическая немецкая философия, последним представителем которой  был Л. Фейербах, явилась теоретическим  источником философии марксизма. Продолжая  традиции классической философии с  ее рационалистической ориентацией, верой в науку и социальный прогресс, марксистская философия сформировалась как принципиально новое учение, преодолевшее абстрактный, умозрительный характер классической философии.

Наряду с философией марксизма  формируются немарксистские течения неклассической философии. Возникают разнообразные сциентистские и антисциентистские течения. Если для сциентистских течений разрыв с классическими традициями связан с отрицанием философско-мировоззренческих проблем, с попыткой заменить философию специальными науками, то течения аитисциентизма характеризуются иррационализмом и критикой разума. Вместе с тем некоторые философские школы стремятся сохранить традиции классической философии, выступая под лозунгами «назад к Канту!» и «назад к Гегелю!». Заметное место в современной западной философии занимают религиозные философские учения: неотомизм, персонализм и др.

В целом западная философия второй половины XIX—XX вв. представляет собой  большое многообразие различных  течений, школ, концепций. Наиболее распространенными и влиятельными течениями современной западной философии являются: позитивизм, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика, феноменология, структурализм, философия постмодернизма.

Прежде чем анализировать некоторые  важнейшие течения современной неклассической философии, дадим краткую характеристику иррационалистическому направлению в философии XX века, представители которого А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше в своих учениях предвосхитили во многом проблематику будущей западной философской мысли. Заметим, что с середины XIX века рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше был противопоставлен феномен иррационального — представленного в виде бессознательных процессов и эмоционально-волевых актов. Классическая философская мысль в силу ряда причин не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения, инстинкта, воли к жизни,  воли к власти и др., т. е. на тех проблемах, которые не подчинялись законам логики, разума. Этот интеллектуальный "зазор" и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма.

Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818).

Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление.

Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например,  сексуальное наслаждение. Разум человека – это лишь инструмент воли к жизни, ее орудие, с помощью которого человек исполняет свои желания.

У человека есть только один выход  — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские  мудрецы, выразившие ее в буддистском  учении о нирване. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние человек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными. Европейское общество продолжало оптимистично смотреть вперед, идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями. Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее.

Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900).

Ницше родился в семье  немецкого пастора. Он рос в пуританской  среде и рано обнаружил интерес  к философии, музыке и литературе. В возрасте двадцати четырех лет  занял место профессора университета Базеля, которое вследствие болезни вынужден был оставить в 1879 г. на го творчество оказали влияние Философия Шопенгаура и музыка Рихарда Вагнера. У Шопенгауэра он позаимствовал представление о воле как о фундаментальной основе мира, у Вагнера нашел воплощение греческого художественного идеала. Ницше с презрением относился к «толпе» и самодовольным буржуа и считал, что они живут в  период упадка, поскольку наступает время сильных людей (учение о сверхчеловеке), способных творить самих себя как свободных личностей. 

Работы Ницше "Рождение трагедии из духа музыки", «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», Антихрист», «Воля к власти» и др. оказали влияние на всю последующую философию.

В своем первом крупном труде "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Дионис — бог вина и опьянения, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон — покровитель искусств. Культ Аполлона — это культ разума и гармонии. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского начала гипертрофированным аполлонизмом. Это привело ее к глубокому кризису. Что касается обыденной жизни, то она оказалась строго регламентированной, в ней не осталось больше места для геройства и поступка. Везде наблюдается торжество посредственности. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных  и угнетенных, религии сострадания. Согласно Ницше, мораль христианская только ослабляет  инстинктивное начало в человеке. Человек же есть путь к Сверхчеловеку, тому, кто стоит над "стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — мужественной морали борца и воина.

Современная культура, по мнению философа, находится в кризисе именно в  силу явного преобладания рационального  над жизнью, над инстинктами и, в конечном счете, над жизненной свободой человека.

К основным концептуальным понятиям Ницше относятся: «жизнь», «воля к власти», «нигилизм», «сверхчеловек», «вечное становление», «переоценка ценностей».

Жизнь – особая реальность как "воля к власти".  Все живое, согласно философу, стремится к власти.

Главную причину краха современной  ему цивилизации философ видел  в засилии интеллекта, в превалировании его над волей к власти, а  значит и жизни. Там, где интеллект  возвышается над волей, она обречена на  неминуемое разложение.

Жизнь – это символ свободы, творчества, борьбы  с неизвестным, вечного возращения. Философия – это духовная воля к сотворению собственного жизненного проекта.

Ницше одним из первых сказал о  наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Нигилизм в последующем превратится в мировоззренческую установку, отрицающую общепринятые ценности, моральные нормы.

Центральной в философии Ницше  является  идея сверхчеловека. Сверхчеловек согласно Ницше тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, кто несет ответственность  за свои поступки и собственную жизнь, не перекладывая ее на других, выстраивает себя как свободную автономную личность. Такой человек – это мост между животным и человеком, это стрела, устремленная к сверхчеловеку.

Немецкий философ-пророк был, безусловно, прав, характеризуя современную ему  европейскую культуру как "тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом".

 

Позитивизм и его  исторические формы

 

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах XIX века и в своей эволюции прошел три основные этапы (стадии).

Начальная (классическая) стадия связана с именами О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера.

Возникновение позитивизма датируется 30—40 гг. XIX в. Именно в это время  французский философ О.Конт и  его последователи попытались осмыслить  противоречие между наукой того времени  и философией, претендовавшей на роль "науки наук".

Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия". Название же "философия", полагал он, можно сохранить лишь за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук. Вместе с тем эта "новая философия" не должна иметь ничего общего с традиционной философской мыслью. Ее предназначение заключалось в том, чтобы продолжить ту работу, которая совершалась в частных науках, — формировать наиболее общие законы на основе данных частных наук. Иными словами, задача философия сводилась к тому, чтобы обобщать выводы науки.

Информация о работе Лекции по "Философии"