Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций
Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии
Революция в естествознании на рубеже
XIX—XX вв. вновь поставила вопрос
о месте философии в системе
знаний и отвергла ответ, предлагавшийся
Контом. Возникает вторая историческая
форма позитивизма — эмпириокри
В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). Первый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм (логический эмпиризм). Суть его положений сводились к следующему:
Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием науки. Это, прежде всего проблемы:
Будучи не только философами, но и специалистами-логиками, представители логического позитивизма внесли весомый вклад в методологию научных исследований, а также в разработку логического аппарата науки. Они выделили и зафиксировали некоторые виды научных определений и объяснений, дали описание типов научной теории, разработали вероятностную логику.
Основная философская программа логического позитивизма выражена в принципе верификации, т.е. эмпирической проверяемости научных высказываний. Например, утверждение: "Душа человека бессмертна" лишено всякого научного смысла, так как никакой метод его эмпирической проверки не может быть указан. В соответствии с принципом верификации логические позитивисты объявили бессмысленными высказывания традиционной философии, так как они не могут быть проверены опытом или доказаны (либо опровергнуты) логическим анализом.
Одной из важнейших проблем философии считал английский философ Карл Поппер является проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного и нахождения критерия, который позволял бы провести разграничение между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также философскими (метафизическими) системами — с другой. Методом демаркации, согласно Попперу, является метод (принцип) фальсификация — принципиальная опровержимость любого научного утверждения. Однако данную методологическую процедуру он рассматривал не как самоцель, а лишь как способность теории, гипотезы и т.п. подвергнуться критическому анализу.
В работах Поппера видят истоки постпозитивизма. Для поспозитивизма характерно следующее:
- снижение интереса к проблемам формальной логики;
- обращение к истории науки;
- изучение противоречивого пути
формирования и развития
- отказ от всяких жестких разграничений — эмпирии и теории, науки и философии;
- осмысление развития знания как единства количественных ("нормальная наука") и качественных (научные революции) изменений.
Начиная с 50-х гг. на Западе активно входит в обиход такой термин, как "аналитическая философия", которая охватывает ряд школ и направлений. Ее ядром становится философия лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), задачей которой является анализ повседневного языка, обыденного употребления некоторых его слов. Например, часто в научном обиходе злоупотребляют словами "знать", "реально", "в самом деле", "вероятно", "истинно", "кажется", "существует" и т.д. Ученые либо употребляют указанные слова в контексте, в котором они не могут использоваться согласно правилам нормированного языка, либо пытаются шире толковать их значение. Тогда и возникают философские проблемы. В данной связи философия лингвистического анализа стремилась обнаружить источник философских псевдопроблем и выявить реальный, подлинный смысл неправильно употребленных слов.
Психоанализ
Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др.
Психоаналитическая концепция Фрейда была ориентирована на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики человека. Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая.
Фрейд подчеркивал: «Понятие бессознательного мы получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным»2
Согласно Фрейду, психика человека имеет три уровня: "Оно" — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; "Я" — сознание субъекта; "Сверх – Я" — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. "Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между "Оно" и "Сверх-Я". С одной стороны, на него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — сексуальный и инстинкт агрессии, с другой — общественные правила поведения и моральная цензура. В данной связи жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами.
По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принципами — удовольствия и реальности. В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов в соответствии с требованиями социального окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Сублимация — это преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.
Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как восстановлением (припоминанием) в памяти человека ранее полученного знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Это все увязывается с сексуальными отношениями, чувствами в семье между детьми и родителями. Завершается познание бессознательного обнаружением "эдипова комплекса" — тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность.
Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно. Им разработана подробная символика сновидений, с помощью которой можно было бы истолковывать сны.
Провозгласив, что "Я" не является хозяином в своем доме", Фрейд тем самым утверждал необходимость изучения "Оно", не зная которого человек не может жить разумно и нравственно. Этот путь продолжат его ученики — выдающиеся исследователи Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Карен Хорни, Эрих Фромм и др.
Учение Фрейда трансформировалось в практику классического психоанализа. Основная задача психоанализа – помочь клиенту осознать истинные мотивы вытесненных в бессознательную сферу невротических (нерациональных и травмирующих психику) поведенческих реакций, эмоций и мыслей.
Психоаналитическая терапия основывалось на таких методах как:
- психологическая беседа;
- метод свободных ассоциаций;
- толкование сновидений
Значительно дальше Фрейда шагнул в своих воззрениях Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Высоко оценивая заслугу своего учителя в ниспровержении научных мифов XIX в., он разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного, и, в своем учении вводит новое понятие «коллективное бессознательное»
"Коллективное бессознательное" предстает у него как совокупность архетипов (прообразов) — древних способов представления и переживания мира. Архетип, по Юнгу, это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, "дремлющие мыслеформы", присущие от рождения всем людям. Они являются человеку в снах и мифах, составляя основу общечеловеческой символики. Важнейшие из них: Анима, Анимус, Мать, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость. Архетипы не могут быть поняты разумом, они — тайна. Все наиболее действенные идеалы человека представляют собой определенные варианты архетипа — мудрость в образе древнего старца, родина в образе матери и т.д. Юнг полагал, что в каждом образе выкристаллизована частица человеческой психики и человеческой судьбы — переживаний, которые несчетное количество раз повторялись у наших предков, в общем и в целом всегда принимая один и тот же вариант эмоционально-психологической реакции.
Согласно Юнгу, архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления. Архетипы первооснова мифов, религии и философии. Если личные комплексы человека — компенсация за дефектные или односторонние установки сознания, то точно так же мифы религиозного происхождения можно, по мнению Юнга, рассматривать как определенный вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества.
Отход от классического
психоанализа начался с
Согласно Xорни, многие особенности женской психологии связаны не с физиологическими различиями полов, а с социальными ролями, задаваемыми культурными традициями, нормами и идеологическими установками общества. Источник невротических наклонностей обычно кроется в семье, в неправильном воспитании, т.е необходим анализ культурно-исторического контекста. Именно культура общества определяет характер невротических проявлений человека
Работы Хорни положили начало систематическому пересмотру принципов фрейдизма, что, в конечном счете, привело к созданию радикально отличной от него психоаналитической концепции, вошедшей в психологию (вместе с работами Э.Фромма и ряда др. ученых) как неофрейдизм.
Важную роль в неофрейдизме играет понятие «фрустрация» (от англ.frustration – расстройство планов, крушение надежд) – это состояние сильной неудовлетворенности, которое возникает, когда наши желания и стремления не сбываются, не оправдываются, а планы срываются. Состояние фрустрации сопряжено с психической напряженностью и, как правило, сопровождается депрессивным состоянием, что ведет к нарушению контактов (коммуникаций) с людьми и состоянию бездеятельности. Неврозы и есть неспособность и не желание человека решать проблемы, которые ему кажутся нерешаемыми,
Одним из крупнейших представителей неофрейдизма является Эрих Фромм (1900 –1980). Основные сочинения Э. Фромма: «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа человека», «Человек для себя» и др.
Родился Э. Фромм в 1900г. в Германии во Франкфурте-на-Майне. Получив философское образование в одном из лучших университетов Германии — Гейдельбергском, он продолжает обучение в Мюнхенском университете, отдав дань увлечению З. Фрейдом. В 1925 г. он становится практикующим психоаналитиком и не прекращает эту деятельность до преклонного возраста. Уже на раннем этапе для Фромма характерен отход от ортодоксального фрейдизма, чему немало способствовало его знакомство с трудами К. Маркса, а также его работа с 1929 по 1932 г. во Франкфуртском Институте социальных исследований, вокруг которого сложилась так называемая «Франкфуртская школа». Общие черты, характеризующие это направление философии, можно отнести и к социальной философии Э. Фромма.
В 1931 г. после прихода к власти нацистов Эрих Фромм эмигрирует в США, где, продолжая свою научную и психоаналитическую деятельность, критически переосмысливает положения ортодоксального фрейдизма, что послужило толчком для появления нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Э. Фромма по праву считают главой этого направления.
В книге Фромма "Бегство от свободы"
(1941), анализируются важнейшие