Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

Бог в философии  Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейшим признаком которого является безличность единого божественного начала и его присутствие в самой природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости  мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде»1. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут»2.

В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело  его к признанию движения Земли. В  трактате «Об ученом незнании»  он прямо говорит: «...Наша Земля в  действительности движется, хоть мы этого и не замечаем»1.

Было бы неверно видеть в космологических  построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное  положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.

Натурфилософия получила развитие в творчестве Джордано Бруно (1548-1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной.  Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. В самой Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

Положение о бесконечности Вселенной  позволило Дж. Бруно по-новому поставить  вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров.

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно  оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, Бог находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

Усматривая в природе не только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность присущих ей собственных закономерностей, натурфилософия эпохи Воззрождения открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

         Особое  место в философии Возрождения  занимают социально-политические концепции Никколо Макиавелли (1469— 1527), Франческа Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было  освобождено от абстрактного морализирования.

Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных  форм. Будучи сторонником республики, он, тем не менее, считал невозможным  объединение Италии на республиканских  началах. Исследуя деятельность Медичи,  Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы  избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.

Политические рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу  учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а  его имя стало синонимом проповеди  политического вероломства и насилия — «макиавеллизма».

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная  заслуга мыслителя состоит в  том, что он низвел политику с высот  заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.

Темы рефератов

    • Средневековая философия: история и современность
    • Социальная философия А. Августина
    • Философия восточной патристики
    • Философия Ф.Аквинского
    • Арабо-мусульманская средневековая философия
    • Социально-политическая философия Николо Макиавелли
    • Утопия как социальный проект (по работе Томаса Мора «Утопия»)
    • Философские идеи Реформации (Воззрения М.Лютера, Жана Кальвина, Якова Беме, У.Цвингли)

Литература

  1. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997
  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье.  СПб., 1994. Т.1
  3. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988
  4. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. СПб., 2001. Т.1,2
  5. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996

 

Лекция 5. Европейская философия  Нового времени

  1. Становление индустриальной цивилизации и своеобразие философии Нового времени.
  2. Философия  XVII века.
  3. Философия Просвещения.
  4. Немецкая классическая философия.

Становление индустриальной цивилизации и своеобразие философии  Нового времени.

 

Европейскую философию Нового времени XVII—XIX веков принято называть классической. Важнейшими факторами, определившими особенность философии и в целом культуры этого времени были:

а) опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов. Новое время  – это время бурного развития научного естествознания, географических открытий и социальной динамики;

б) активизация социальной и политической жизни в европейских странах, вызванная усиливающейся борьбой  против сословно-феодальной государственности  и церкви. Этот процесс сопровождался  секуляризацией общественной жизни, и  передовая философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, вырабатывала свое отношение к религии. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

Для более детальной характеристики философии Нового времени целесообразно  рассматривать ее не в целом, а  по временным этапам, выделение которых  способствует более четкому усвоению ее особенностей. Выделяют следующие  этапы развития новоевропейской философии:

      • Философия XVII вв.
      • Философия эпохи Просвещения
      • Немецкая классическая философия

 

Философия XVII века

Философия XVII века формировалась в условиях, когда развитие естествознания, наук о природе завоевывает приоритетное место в интеллектуальной жизни этого времени. Объясняется это тем, что наука, отвечая на запросы и требования, порожденные восходящим капиталистическим производством, давая реальные и действительные знания о природе, приобретает все более практическую значимость и большую ценность. Обращение философии к науке как определяющему социальному феномену, вызывает определенную переориентацию интенций теоретического мировоззрения. На первый план выдвигается гносеология и методология исследования природы.

Философия активно  участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Такие мыслители, как Р. Декарт и Г. В. Лейбниц, были не только философами, но и крупнейшими учеными своего времени. Передовая философская мысль расчищала дорогу науке и, опираясь на достижения науки, сама развивалась и обогащалась.

С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание. Источником знания и критерием его истинности считался опыт, прежде всего научно организованный или эксперимент. Представителями этого направления в философии были Ф. Бэкон (15461-1662), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632- 1704) и др.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Усилиями представителей рационализма идеалом научного знания становится математика. Представителями рационализма являлись Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716), И. Кант (1724-1804), Г. Гегель (1770-1831).

 

Философия Френсиса Бэкона

 

Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон (1561—1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке Бэкон выразил  в афоризме: «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.

Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении — поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова.

Но на путях разума встают препятствия, затемняющие его естественный свет и проницательность. Эти препятствия (заблуждения) Бэкон называет «идолами» (от лат. idola — буквально образы, в том числе и искаженные). Идолы представляют собой не что иное как заблуждения разума, искажающие познание. Среди них Бэкон выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

Первый вид заблуждений — «призраки рода». Они «вскормлены самой человеческой  природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.

Второй вид заблуждений — «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений.

Третий вид заблуждений — «призраки рынка» — проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями.

Четвертый вид заблуждений  — «призраки театра» — связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и, возможно, — в будущем их будет еще больше. А потому «истина — дочь времени, а не авторитета»1.

Очистив разум от призраков, следует  выбрать правильный метод познания. Ф. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья — узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания — путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мед.

Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию природы вещей.

Каким же образом следует  познавать вещи? Путь истинного познания — индукция (термин «индукция» означает наведение), т. е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф. Бэкону, компас корабля науки.

Определяя индукцию как  истинный метод, Ф. Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф. Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф. Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа опытного экспериментального естествознания.

 

Философия Рене Декарта

 

Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 — 1650), с творчеством которого связано формирование основ дедуктивно-рационалистического метода познания. Кроме философских работ («Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии») Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.

Информация о работе Лекции по "Философии"