Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций
Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии
Фромм в своей работе первым из психоаналитиков обратил внимание на иррациональную конфликтность нашего стремления к свободе и бессознательного страха перед ней. Именно этот страх, а не конкретные тираны приводят к власти тоталитарные режимы, а тираны выполняют заказ иррационального бессознательного.
Стремление к свободе
– такая же вечная потребность
как и потребность в
В труде "Иметь или быть?" Фромм представляет свою классификацию потребностей, подчеркивая их гуманистический характер: первая — потребность в общении и межиндивидуальных связях; вторая — в творчестве; третья — в прочности и безопасности бытия; четвертая — поиск идентичности, формирование идеалов и образцов для подражания; пятая — стремление к познанию и освоению мира. Всесторонне исследуя эту проблему, Фромм показывает, что если человек не способен соединить себя с миром в акте творчества, то в нем как ответ на человеческую ситуацию в конкретном обществе могут пробудиться деструктивные силы.
Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Любовь, в его понимании, является высшим критерием бытия. В процессе овладения искусством любви изменяется структура характера человека. В результате уважение к жизни, чувство идентичности, потребность в единении с миром становятся, по Фромму, доминирующими, способствуя тем самым переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию.
Вкладом Фромма как в психоанализ, так и в экзистенциальную философию является его классификация так называемых экзистенциальных потребностей (потребности в общении, любви, безопасности, свободе, самоактуализации и т д.) Это врожденные потребности, но не животные, а человеческие, точнее, социально-биологические, которые не могут быть удовлетворены в полном объеме. Способность находить компромиссы для удовлетворения этих потребностей и характеризует степень психологического здоровья, а неспособность – уровень невротизма. Как известно от любви до ненависти один шаг.
Важное место в панораме философских течений XX столетия занимает экзистенциализм (от латинского existentia — существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от традиционной западной философии с её первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам.
Исходные идеи экзистенциализма позаимствованы из трудов датского мыслителя Серена Кьеркегора (1813—1855), а метод исследования в значительной степени перенят из феноменологии Э. Гуссерля. С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар).
Родина экзистенциализма Германия и Франция. Его идейные истоки весьма широки. На формирование концепции экзистенциализма оказали влияние идеи «Феноменологии духа» Гегеля, воззрения Ф. М. Достоевского, В. Дильтея, М. Вебера, М. Шелера и т.д. Экзистенциализм представлен такими известными работами как: «Бытие и ничто» Ж.- П. Сартра (1943), «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), «Миф о Сизифе» А.Камю (1943) и др.
Основные положения философии экзистенциализма:
А) Философию экзистенциализма интересует переживание субъектом своего «бытия – в мире». Бытие трактуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни даже рациональным способом, а может быть описана особыми понятиями такими как: смерть, страх, любовь, тоска, отчаяние и др. С помощью этих понятий познается целостность субъекта и объекта. Вот как, например, экзистенционально философствует Н. Бердяев:
«Всю жизнь меня сопровождает тоска. Нужно делать различие между тоской и страхом и скукой. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с трансцендентным, бездну между мной и трансцендентным. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. Тоска может пробуждать богососознание, но она есть также переживание богооставленности. Она между трансцендентным и бездной небытия. Страх и скука направлены не на высший, а на низший мир. Страх говорит об опасности, грозящей мне от низшего мира. Скука говорит о пустоте и пошлости этого низшего мира. Нет ничего безнадежнее и страшнее этой пустоты скуки. В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность». (Н.А.Бердяев. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М., 1991)
Для данной философии - проблема существования человека в условиях утраты своей индивидуальности (подлинности) в социальном (отчужденном) мире является фундаментальной.
Б) Суть философии
В) Важнейшее место в
В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира, освобождается от всякого рода идеализаций и научных представлений о действительности и открывает в себе «подлинное я», «свое истинную сущность». Именно с этого момента начинается подлинное философствование, которое направлено на диалог с самим собой и на установление истинной коммуникации с другими. Словом, по Ясперсу, истинная философия — это философия коммуникативная. Причем, благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя.
Несколько по-иному определяет подливное существование знаменитый писатель и философ Альбер Камю. В своей книге «Бунтующий человек» (1952), он высказывает мысль о том, что подлинное существование предполагает бунтарскую позицию человека по отношению к внешнему миру.
Звездный час
30-х гг., получили широчайшую известность
на Западе, сделались подлинным общественным
явлением непосредственно в первые десятилетия
после победы над фашизмом.
Ряд идей экзистенциализма вошел в современный менталитет. Это, прежде всего признание общественной ценности выбора как необходимого условия формирования подлинной индивидуальности, отказ от чрезмерного доверия к достижениям научно-технического прогресса, значение свободы и ответственности как важнейших ценностей, необходимых для осмысленного подлинного бытия.
.Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм и персонализм.
Религиозная философия
Наиболее видными
а) католические мыслители: Ж.Маритен, Э.Жильсон, Г. Марсель, Э.Мунье, П. Тейяр де Шарден, К. Вайтыло и др;
б) протестантские философы: К.Барт, П. Тиллих, Р.Нибур и др.;
в) русские мыслители, опирающиеся в своих учениях на идеи православия: Н.Бердяев, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.
Остановимся более подробно на таких авторитетных течениях католической философской традиции как неотомизм и персонализм
Неотомизм (философское учение Фомы Аквинского, приспособленное к современным условиям) - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы, модернизированный томизм возродился в силу ряда субъективных причин в конце XIX в. Он не отрицал значения частных наук, признавал в определенных границах роль эмпирического знания, использовал некоторые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии.
Энцикликой Льва XIII (1810 — 1903) философия Фомы Аквинского (1225 или 1226 —1274) была провозглашена вечной и единственно истинной. Вскоре, после обнародования энциклики Ватиканом, была создана сеть институтов, школ и специальных католических центров, задачей которых и ныне является изучение, развитие и популяризация учения Фомы Аквинского.
Этим занимаются старейший папский Григорианский университет, основанный в 1552 г. создателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой (1491-1556), Институт святого Фомы в Лувене (Бельгия), католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине, Академия Альберта Великого в Кельне и др. Только в Риме и его окрестностях действует около 50 католических вузов и исследовательских центров, в том числе 14 вузов, имеющих статус «папских университетов».
Католические вузы и научные центры ежегодно издают сотни монографий и наименований журналов, истолковывающих различные аспекты современной цивилизации в духе неотомизма, ищущих в учении Фомы ключ к решению многих проблем конца XX в.
Видные представители неотомизм
Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый сотворенный мир и сверхъестественным образом — через Откровение, божественное слово. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них — наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет.
Философия — более высокая ступень рационального знания. Главной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Посредством «света разума» неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бога, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере.
Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избирательного использования теоретических достижений наук о природе и идеалистической философии. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки и целостное религиозное мировоззрение.
Персонализм (от лат. persona – личность), теистическое философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь окружающий мир проявлением творческой активности высшей личности – бога.
Персонализм возник в конце XIX в России (Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский) и США (Б. Боун, Дж. Ройс и др). Важнейшей фигурой французского католического персонализма является Э. Мунье.
Основные положения философии персонализма состоят в следующем:
- существование индивида, вплетенное
в сложную сеть общественных
отношений, подчиненное
- основным способом
- христианский идеал личности
необходим в современном
Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан (1901—1981), Жак Деррида (род. 1930), Жорж Батай (1987—1962), Жиль Делез (1925—1995), Мишель Фуко (1926— 1984), Ролан Барт (1915—1980), Ричард Рорти (род. 1931) и др.
Справочники по философии характеризуют творчество этих мыслителей, не прибегая к термину «постмодернизм», что свидетельствует об отсутствии устоявшейся традиции в его употреблении. Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко считают представителями французского структурализма, Ж. Деррида объявлен творцом философии деконструкции, а в творчестве Ж. Батая обнаруживают элементы сюрреализма, экзистенциализма, структурализма. Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры.