Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т. е. в «духе». На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Важнейшая заслуга Гегеля в том, что он разработал теорию диалектики: три закона диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания), категории диалектики (сущность и явление, необходимость и случайность, количество и качество и др.). Наиболее полно диалектика Гегеля изложена в его работе «Наука логики». В этом произведении он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте роль и значение диалектического метода в познании и других формах социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.

Диалектика — основа, истинный центр всей философской проблематики у Гегеля, который впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании, развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития.

 

Философия Л.Фейербаха

 

Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Родился в семье известного юриста. Учился в Гейдельбергском и Берлинском университетах (где слушал лекции Гегеля). По окончании последнего и защиты диссертации стал (с 1828 г.) приват-доцентом Эрлангенского университета. С 1830 г. Фейербах ведет уединенную жизнь (преимущественно в деревне), публикуя свои труды, в которых он постепенно отходит от гегелевского учения, завершая тем самым немецкую классическую философию.

Основные работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).

Характерная черта философии Фейербаха  — антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа.

В работе «Сущность христианства» (1841) мыслитель подвергает резкой критике  религию. В этой работе он высказал мысль о том, что Бог — это  отчужденная от самого человека и превращенная в абсолют человеческая сущность. Свойства, характеризующие Бога, есть свойства самого человека, которые оторваны от него и «спроецированы» на Бога. Личность Бога, по Фейербаху, есть не что иное, как отделенная объективированная личность человека.

В теории познания Фейербах продолжил линию материалистического сенсуализма, придерживаясь традиций материалистов эпохи Просвещения. По Фейербаху, ощущения составляют единственный источник нашего познания, и лишь то, что дано нам через органы чувств обладает подлинной реальностью.

Признавая любовь сущностью и целью человеческой жизни, немецкий мыслитель увидел в ней и решающую силу общественного прогресса, в том числе, нравственного. Центральный принцип проповедовавшейся Фейербахом морали наиболее ярко выражен в его установке: чтобы люди были счастливы, они должны любить друг друга. Человеческое счастье обусловлено взаимным сердечным влечением людей,

По мысли Фейербаха, любовь к  Богу (как отчужденная, ложная форма  подлинной любви) должна уступить место любви человека к другим людям. Человек не в состоянии обрести счастье в одиночку: между его счастьем и счастьем того, кого он любит, пролегает непосредственная связь. Счастье не может быть «односторонним», оно — либо «двустороннее», либо — «всестороннее».

Фейербаховский материализм явился одним из истоков формирования марксистской философии.

Марксистская философия

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX столетия. Ее основателями были Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820— 1895). Созданная ими философия опиралось на три теоретические источники: немецкую классическую философию (прежде всего философию Гегеля и Фейербаха), английскую политическую экономию (в лице выдающихся ее представителей А. Смита, Д. Риккардо) и французский утопический социализм (представленный взглядами А. Сен-Симона, Р.Оуэна, Ш. Фурье)

Достижения в развитии естествознания первой половины XIX столетия также способствовали возникновению марксизма и развитию его основных положений. Создание клеточной  теории строения растений и животных, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание дарвиновского эволюционного учения явились убедительным свидетельством того, что природа развивается по законам диалектики. Кроме того, между философией и естествознанием стали складываться в условиях назревания крушения натурфилософии качественно новые взаимоотношения, позволявшие взамен односторонней ориентации на господство философских установок исходить из принципов взаимовлияния философии и естествознания. Переход естествознания и науки в целом от изучения отдельных фактов к изучению связей между вещами предоставил возможность для постижения материального единства и развития мира.

В совместных работах Маркса и Энгельса «Святое семейство», «Манифест коммунистической партии» изложены идеи нового мировоззрения – мировоззрения пролетариата.

В числе наиболее значительных сочинений  Маркса относятся работы: «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год» (1850), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852), «Экономические рукописи 1857-1859 годов», «К критике политической экономии» (1859), «Гражданская война во Франции (1871). Основной труд Маркса — «Капитал»: его 1-й том был издан в 1867 г. самим автором, 2-й и 3-й — Энгельсом в 1885 г. и в 1894 г., сокращенный вариант 4-го тома - К. Каутским  в начале 1920-х гг. (полное научное издание было осуществлено в СССР в 1955-1961 гг.).

Среди самых значительных произведений Ф. Энгельса — работы: «Диалектика  природы»  (1873—1883, впервые опубликована в 1925 г. в СССР), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888), Энгельс принял участие в создании «Капитала», проведя большую работу по его завершению уже после смерти Маркса.

Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями. Однако среди них одной из наиболее обстоятельно разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории. К ней основоположники марксизма обращались на протяжении всего своего философского творчества, обогащая и дорабатывая её.

Обоснованная ими концепция  материалистического понимания  истории имеет общефилософский  характер, выступая, по сути своей, концепцией общемировоззренческой и общеметодологической.

Для изложения своей концепции Маркс использовал такие категории как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание» и др. Взятые во взаимосвязи эти категории позволяют интерпретировать различные аспекты материалистического понимания истории.

Материалистическое понимание  истории исходит из того, что общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции.

         Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – это отражение общественного бытия. Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Общественное  бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу.

Общественное сознание хотя и вторично по отношению к общественному бытию, однако обладает относительной самостоятельностью и активностью, имеет внутреннюю логику развития. Активность общественного сознания проявляется в том, что оно может оказывать обратное воздействие на породившее его бытие. Так, революции в сознании предшествуют социальным революциям, иначе массы не смогут осуществить необходимые преобразования. Марксотмечал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Однако влияние идей на социальные слои и группы зависит и от характера самих идей, и от их соответствия интересам масс, и от того, насколько подготовлена социальная почва для их восприятия и реализации в практической деятельности.

В общественном бытии Маркс и  Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни – производство и воспроизводство материальной жизни.

Способ производства обусловливает  социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения (основными среди которых являются отношения собственности) – это отношения между людьми в процессе производства. Для того, чтобы производственный процесс начался и протекал, производитель должен соединиться со средствами и орудиями труда.

Орудия труда могут принадлежать обществу, группе, отдельному лицу. В  зависимости от отношений собственности формируются и отношения обмена, распределения и потребления благ. Социальная структура общества также определяется, в конечном счете, отношениями собственности.

Производительные силы и производственные отношения находятся в органическом взаимодействии. Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Этот закон раскрывает механизм смены способов производства. Производительные силы развиваются быстрее, чем происходит трансформация производственных отношений. Наступает момент, когда производительные силы с необходимостью требуют изменения производственных отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества.

Маркс, исследуя способ производства, сделал вывод, что люди, участвуя в  процессе производства, создают не только материальные блага. Они воспроизводят  и свою социальность: общественные отношения, язык, формы культуры и т д.. В конечном счете, люди воспроизводят общество и самих себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность.

Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Таким образом, государство, право, духовная жизнь общества относятся к надстроечным. Данные явления коренятся в "материальных жизненных отношениях", опираются на "реальный базис" и в своем бытии зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политико-юридической надстройки, но и определяет ее саму. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества.

Материалистическое понимание  истории позволило Марксу обнаружить общие повторяющиеся черты в  экономическом базисе ряда стран и придти к определению общественно-экономической формации.

Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой. Основа общественно-экономической формации – способ производства материальных благ.

Смена общественно-экономических  формаций (Маркс выделяет пять общественно-экономических  формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую) представляет собой естественноисторический процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Основным законом общественного развития является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Возникающие на определенной стадии развития противоречия между производительными силами и производственными отношениями перерастают в конфликт. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальных революций, ведущих к смене способа производства материальных благ.

Анализируя буржуазное общество, Маркс  и Энгельс считали, что капитализм достиг предела своего развития и  более не может справиться с теми могущественными производительными силами, которые вызрели в лоне буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом развития производительных сил. Поэтому гибель капитализма неизбежна. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть – гигантские производительные силы, но и породила своего могильщика - пролетариат. Рабочий класс в грядущей революции уничтожит частную собственность и разрушит все те политические институты, которые ее охраняли. Ближайшая политическая цель пролетариев – завоевание политической власти.

Учение о  классах и классовой борьбе как движущей силе истории составляет важнейшую часть марксизма. Классовый подход к анализу социальных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений.

Закономерным результатом классовой  борьбы пролетариата с буржуазией Маркс  и Энгельс считали установление диктатуры пролетариата. Именно в ней они видели подлинную демократию для трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных отношений, орудие построения нового общества.

Маркс не рассматривал свое учение об общественно-экономической формации как историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым  образом обречены идти народы. Подчеркивая  объективность законов истории, Маркс и Энгельс отмечали, что эти законы реализуются не сами по себе, а через действия людей, конкретных субъектов общественных отношений. Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются социальные общности, классы, их организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. Поэтому способы и результаты действия социальных законов зависят не только от объективных условий исторического процесса от уровня сознательности, организованности субъектов политики.

Информация о работе Лекции по "Философии"