Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций
Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии
Представления о добре и зле (проблема теодиции, т.е. оправдание Бога за наличие зла в мире) связаны у Августина с проблемой грехопадения. Бог есть безусловное благо. Зло, существующее на земле, есть результат грехопадения человека, его свободной воли отхода от Бога. Персонификацией зла является падший ангел – дьявол, который впал в гордыню и использовал дарованную Богом свободу для восстания против своего Создателя.
Зло — следствие нарушения
заповедей Божьих, наказание за
грех или испытание для
Чтобы мораль принципиально была возможна, порок и добродетель должны вменяться человеку. Но для этого действия человека должны быть свободны, т. е. независимы от внешней причинности. Моральная свобода есть реализация нравственного долга в следовании добру: человек должен стать тем, кем он может быть. Смысл добра задан нравственным законом, или Божественными заповедями
Проблема вечности и времени – одна из важнейших в творчестве Августина. Бог пребывает вне времени, мир — во времени, которое сотворено вместе с сотворением мира.
Схоластика
В своем первоначальном значении термин схоластика обозначает «ученый», «школьный». Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты (философия схоластики занимает период с VII по XIV вв.) искали рациональные пути познания Бога. Так, если Тертуллиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры («верую, ибо абсурдно»), то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский (1033—1109) видел в вере предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».
Важнейшие проблемы схоластической философии:
- рациональное доказательство бытия Бога (появление теологии как рациональной дисциплины).
- проблема двойственной истины (истины веры и истины разума). Теория двойственной истины получила свое окончательное обоснование в учении Фомы Аквинского (1225— 1274 гг.), который утверждал, что истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира.
- проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным, субстанциональным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? В своих ответах на данный вопрос философы-схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Сторонники реализма, вслед за Платоном, видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Представители реализма: Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.
Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. К номиналистам относятся: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард Турский и др.
Философия Фомы Аквинского
Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274 гг.). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главные положения созданной им философии, названной томизмом, составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма.
Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Необходимо отметить, что эта проблема являлась одной из центральных в средневековой философии. Ее решение прошло несколько этапов.
Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства излишни, когда есть Библия, в истины которой нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям и заблуждениям, к ереси.
Но со временем, в период позднего Средневековья, церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума. Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать».
Развивая эти мысли, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:
Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:
Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной католической религиозной философией.
Реализуя эту гносеологическую установку, Ф. Аквинский уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому их обоснованию.
Причем главное внимание он уделял рациональным доказательствам бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств:
С Фомой Аквинским заканчивается важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего своего подъема, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и человек — заняли каждый свое достойное место. К концу XIII в. томизм полностью возобладал и преподавался в возникших в это время университетах (в XIII в. возник Парижский университет, который по имени его основателя Р. де Сорбона, духовника Людовика XIV, стал именоваться Сорбонной).
Термин «Ренессанс» («Возрождение») введен в культурный оборот в середине XIX в. французским историком Жюлем Мишле. Этим термином обозначается исторический период развития Западной Европы с ХIV по ХVII вв.. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Савонарола, Эразм Роттердамский и многие другие.
Философию Возрождения можно разделить на два направления: а) гуманистическое и антропоцентрическое; б) натурфилософское
а) гуманистическое и антропоцентрическое направление охватывает период с середины XIV в. до середины XVI в.. На смену средневековому теоцентризму приходит антропоцентризм (от греч. «антропос» - «человек» и лат. centrum – «центр круга») – мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Из открытия Коперника о том, что Земля – не центр мира вытекало, что человек вовсе не привилегированное существо, находящееся под особой опекой Бога. Он всего навсего частичка, затерянная в мироздании. Перед человеком открывались возможности разума, но и состояния страха перед бездной и бесконечностью миров.
Открытие Ренессансом человека, как главного субъекта истории и культуры, привело к появлению гуманизма. Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). К плеяде гуманистов относятся Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леон Альберти, Лоренца Валла, Мишель Монтень и др.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
б) натурфилософский направление (вторая половина XV в.- началаXVII в.) связано с развитием естествознания и такими именами как Леонардо да Винчи (1452— 1519), Николай Коперник (1473—1543), Иоганн Кеплер (1571— 1630), Галилео Голилей (1564—1642) и др. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи Коперника, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.