Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

Аристотель, будучи величайшим из учеников Платона, в то же время был не согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в следующих  его словах: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине».

Объектом критики Аристотеля стала  теория идей Платона. Он считал, что  Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование  тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов, Аристотель во многом обязан своим философским учением именно Платону.

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предмет первой философии, исторически получивший название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее — сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.

Критически оценивая предшествовавшие философские взгляды, он формулирует  свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена.

Материя есть всеобщая причина, так  как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Движущая причина (движение) проходит путь от материи вообще к конкретной материи.

Под материей вообще Аристотель донимает возможность бытия, «бытие как потенцию». Человек же всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, т. е. вещью.

Иначе говоря, вещи — это реальная действительность, а то, из чего они  состоят (материя) — это, возможное, потенциальное бытие.

Форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого и является сущностью, как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Вещь существует лишь, если есть форма. В то же время Аристотель допускает существование «материи вообще» как некой актуальности, из которой, когда ей придается форма, возникают конкретные вещи. Также, полагает он, существует и «форма вообще» — это не что иное, как «форма форм» или Бог.

Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных сущностей. По его мнению, идеи, о которых говорит Платон, представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Позиция Платона, считает Аристотель, затрудняет постижение реальной сущности вещей и не дает возможности понять природу изменчивости чувственно воспринимаемого мира. Сам же Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.

Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделял три вида души.

Первая из них — растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

Вторая — чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.

И, наконец, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Отсюда следует, что опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Над опытом находится наука, которая и постигает общее. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Знание же законов мышления (логика) Аристотель сопоставлял с мудростью. Он по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой. Диалектика есть низший уровень логики и связана она с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как большую семью.

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Счастье Аристотель отождествлял с «хорошей жизнью». Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предназначены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовладения справедлива.

Аристотель выделял шесть форм государственного правления. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию

Значительное место в философии  Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. При этом если Сократ основной принцип нравственности искал в «душе» человека, Платон — в мире божественных идей, то Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение характеризуется сознательностью, добрым намерением и целенаправленностью на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

       Теоретическое  наследие Аристотеля имеет большое  значение для современной социальной философии, теории и практики государственного управления. Сочинения Аристотеля сохранились почти полностью и оказали определяющее значение на формирование и развитие европейской философии, а такие работы как «Политика» (8 книг), «Никомахова этика» (10 книг), «Афинская полития»,  «Экономика» (3 книги) вошли в золотой фонд источников по современному осмыслению феномена политики, природы государства и государственного управления.

     Особое значение в  творческом наследии Аристотеля  имеют «Политика» и «Афинская  полития». «Политика» чуть больше по объему и разделена на восемь книг, «Афинская полития» состоит из двух частей. Первое – чисто теоретическое исследование, напоминающее «Государство» или «Законы» Платона. Второе – почти конкретно-социологичекий анализ политических процессов,  институтов и государственного строя Афин с VII до V века до н.э. (первая часть) и конца IV века до н.э. (вторая часть). Подчеркнем, что то и другое произведение в сильной степени связано с реальной жизнью греческих полисов. Огромный интеллектуальный ресурс указанных произведений позволяет выделить наиболее значимые идеи и положения:

  А) Аристотель открыл естественный, мирный путь образования государства  (синойкизм) из сельской общины  в городскую гражданскую. Прежде  чем определить природу и сущность  государства, необходимо по Аристотелю  разобраться в том, что представляет собой человек как гражданин государственного образования, поскольку возникновение государства он связывает с инстинктивным стремлением людей к общению и развитию лучших (гражданских) качеств. Государство по существу и является высшей общностью граждан, удовлетворяющих стремление к наивысшему благу. Причины государственных неурядиц и кризисов следует искать в экономических отношениях людей.  Крайности в имущественном расслоении людей на богатых и бедных объясняются отсутствием среднего класса.           

Б) Высшим выражением человеческой культуры является политика и общественно  полезная деятельность, которая основывается на этических принципах. В отличие  от Сократа и Платона Аристотель связывал нравственную добродетель не с правильным познанием, а с доброй волей, нацеленной на благую социальную деятельность. Только народ, имеющий более высокую культуру, основанную на нравственности и гуманных началах, может рассчитывать на справедливую государственность;

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.

Философия эллинистической  эпохи

Эпоха эллинизма (30-е гг. IV в. – 30 г. до н.э.) начинается с подчинением греческих полисов Македонским царством и с великого Восточного похода Александра Македонского. Этот исторический период  характеризовался упадком политической свободы в условиях образовавшихся новых восточных деспотий (в это время возникают несколько монархий, возглавляемые потомками Александра Македонского), непрерывными войнами, синтезом эллинской и восточной культур, накоплением обширных знаний в различных областях науки (научным центром становится город Александрия в Египте).

После эллинизма наступает завершающий  период античной истории – эпоха  господства Рима в Средиземноморье, продлившееся до 476 г. до н.э., когда варварские племена уничтожили Западную Римскую  империю.

Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и в своих философских изысканиях стали обращаться к проблемам личной жизни человека. Идеал эллинистической философии – самодостаточный индивид. Основными философскими школами этого времени являются: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Основателем эпикуреизма являлся Эпикур (342—271 до н.э.), который развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Задача философии - практическая помощь  человеку в преодолении страха перед смертью. Цель счастливой жизни человека - душевное спокойствие, «безмятежность души» (атараксия). Эпикур имеет в виду такое душевное спокойствие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей — и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби. В этом и состоит суть получаемого наслаждения в жизни. Основным принципом этики Эпикура являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности.

Скептицизм (от.греч. исследующий) основан Пирроном (IV в. до н.э.). Скептицизм как философская школа просуществовал вплоть до III века н. э. Невозмутимость, покой, безмятежность также являются идеалом для скептиков.

Главный противник человека, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание — разрушительная сила. Необходимо научится воздержанию от всяких суждений о вещах. Надо просто отдаться жизни, «следовать жизни без мнения».

Стоицизм (название связано с афинским портиком) возник в конце IV века до н. э. и просуществовал до III века н. э. Наиболее известные представители этой философской школы Луций Сенека, Марк Аврелий.

Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе — отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя.

Идеальное состояние мудреца — апатия (от греч. - отсутствие страданий, бесстрастие). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму. Он не должен радоваться тому, чему радуются все, и не должен печалиться по поводу утраты имущества, болезни, даже собственной смерти. Идеал мудреца для стоиков — Сократ, спокойно принявший собственную смерть. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель.

Завершает античную философию неоплатонизм (III—V вв. н. э.), наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние на раннюю христианскую философию.

Темы рефератов

 

      • «Политика» Аристотеля и современность
      • Аристотель о государственном управлении
      • Основные идея сочинения Платона «Государство»
      • Социальная философия Платона
      • Философия государства Платона 

Литература

 

    1. Аристотель. Политика. Афинская полития.  М., 1997
    2. Платон. Государство. Законы. Политик.  М., 1998
    3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994. Т.1

 

 

 

Лекция 4. Философия средневековья  и эпохи Возрождения

  1. Социокультурные характеристики и особенности средневековой философии.
  2. Патристика. Философия А. Августина.
  3. Схоластика. Философия  Ф. Аквинского.
  4. Особенности философии эпохи Возрождения.

 

Социокультурные характеристики средневековой философии

 

 Средневековая философия охватывает  тысячелетний период, приблизительно  с V по XV вв. и формировалась под  влиянием двух важнейших факторов: неоплатонизма и христианства.

 Конец античности (символической  датой которого считается закрытие  платоновской Академии в 529 г. императором Юстинианом) характеризуется утверждением христианского догматического мышления. В 325 г. под контролем и по инициативе императора Константина состоялся Первый Вселенский собор церкви в Никее, принявший Символ веры – основные положения христианского вероучения.

Информация о работе Лекции по "Философии"