Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

         Народ рассматривался  как объект воспитания со стороны  справедливой власти, поскольку  в человеке изначально заложены  корысть, алчность, жестокость и поэтому задача власти воспитать человека.

           Совершенное государство и добродетельный человек — таковы основные темы философии Конфуция (Кун-цзы; около 551—479 до н. э.), великого мыслителя Древнего Китая.


Большую роль играл в конфуцианстве унаследованный из архаических верований, но переосмысленный им культ предков. Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы  предки (жу-цзай) действительно присутствовали, демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность — сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

          Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины» Конфуция. «Путь золотой середины» — один из основных элементов его идеологии и важнейший  принцип  добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом». И его необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоречий, не допуская ни «чрезмерности», ни «отставания». Здесь у мыслителя фактически речь идет об утверждении необходимости компромисса в социальном управлении.

Идеи Конфуция сыграли большую  роль в развитии всех сторон жизни китайского общества, в том числе и в формировании его философского мировоззрения. Сам же он стал объектом поклонения, а в 1503 г. был причислен к лику святых.

Философы, поддерживающие и развивающие  учение Конфуция, получили название конфуцианцы, а общее направление — конфуцианство. После смерти Конфуция конфуцианство распалось на целый ряд школ. Наиболее значительными из которых были: идеалистическая школа Мэн-цзы (около 372 — 289 до н. э.) и материалистическая школа Сюнь-цзы (около 313 —238 до н. э.). Однако конфуцианство оставалось господствующей в Китае идеологией вплоть до образования Китайской Народной Республики в 1949 г.

После того, как конфуцианство стало  официальной идеологией империи, его  идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей ее политической системы. Сильнее всего это проявилось в системе экзаменов, главном способе формирования чиновничьего корпуса государства. Экзаменующийся (а им, теоретически, мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политических проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1905 г., когда она была заменена европейской общеобразовательной системой.

Даосизм

 Даосизм — национальная религия и философия Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и изложивший свое учение в книге под названием «Дао-дэ-цзин» (Канон Пути и Благодати).

В «Дао-дэ-цзине» речь идет о едином первоначале всего суще- 
го — единой субстанции и одновременно мировой закономерности — Дао (дословно — «путь»). Это понятие дало название даосизму (китайское дао-цзяо — «Учение Пути»). Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао — путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао космологизируется, приобретая значение высшего первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.

В даосизме каждому необходимо соблюдать  принцип следования дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения  и исчезновения всей Вселенной. Поэтому  «Дао-дэ-цзин» призывает к возвращению к изначальной природе, упрощению и естественности. И выражен этот призыв, прежде всего, в понятии «недеяния» (у вэй). Впрочем, он отнюдь не означает бездействия или пассивного существования. Под «у вэй» имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы всего сущего, отказ от не сообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе субъективной целеполагающей деятельности и включенности в единый поток бытия.

 Мудрый правитель следует  дао, ничего не предпринимая, чтобы  управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония.

Важное место в даосизме занимает учение о бессмертии и способах его обретения.

Путь к бессмертию по даосскому  учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехники), во многом напоминавшей индийскую йогу. Она предполагала как бы два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерцанием Дао и единства мира, и единением с миром и с Дао самого практикующегося. Второй заключался в специфических гимнастических (дао-инь) и дыхательных (син-ци) упражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетического баланса организма и занятиях алхимией.

Вся даосская литература: философские тексты, сочинения по религиозной практике, книги по магии и астрологии были со временем собраны воедино и составили гигантского объема «Сокровищницу Дао» — «Даосский Канон» (Дао-цзан), начавший формироваться в V в. и окончательно сформировавшийся в ХV-ХVII вв. 

Его тексты являются ценнейшим источником для изучения всех аспектов даосизма и исследуются учеными многих стран мира.

Даосизм оказал значительное влияние  на все аспекты духовной культуры Китая, и без его понимания  невозможно по-настоящему глубоко оценить ни литературу, ни искусство, ни традиционную науку Китая. Глубоким было влияние даосизма и на другие страны Дальневосточного цивилизационного региона: Корею, Японию, Вьетнам.

Даосизм так же, как и конфуцианство, оказал значительное влияние на все дальнейшее развитие культуры и философии в Китае.

         Также в  истории философии Древнего Китая  важную роль сыграли моизм и легизм.

Моизм (школа моистов) — получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (около 475 — 395 гг. до н. э.). В ранние годы Мо-цзы был последователем Конфуция, но затем порвал с его школой и основал новое, противоположное ей направление — моизм. В свое время Мо-цзы пользовался такой же славой, как и Конфуций, о том и другом говорили: «знаменитые ученые Кун и Мо». Моизм  распространился в Китае в V — III вв. до н. э. Эта школа была подобна строго построенной военизированной  организацией, члены которой неукоснительно соблюдали приказы ее главы.

Названия глав трактата «Мо-цзы» («Трактат учителя Мо») отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии Мо-цзы — это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная  польза (выгода). Согласно его учению, всеобщая, любовь и человечность должны быть обязательными для всех людей в государстве и все должны заботиться о взаимных выгодах. Он утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой и тем самым расходится с конфуцианцами. Рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга, Мо-цзы развивает концепцию утилитаризма, от которого было свободно  учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на первом месте.

Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства. Выступая против Конфуция, он утверждал, что теоретизирование — это бесполезное занятие, главное заключается в прагматической целесообразности, трудовой деятельности.

 Школа легизма возникла и оформилась в VI — II вв. до н. э. Легизм (от лат. lex — род. падеж от legis — закон) — это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Представители этой школы Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй. Наиболее видный представитель — Хань Фэй,  завершивший построение теоретической системы легизма.

      Основателем легизма  является Шан Ян (390—338 до н. э.), крупный чиновник, находившийся на службе у правителя царства Цинь (IV в. до н.э.). Исходя из представлений о злой природе человека и доброй власти, Шан Ян сделал вывод, что интересы народа и государства противоположны. Глупость и зло — удел народа,  мудрость и благо — прерогатива власти. Каждый человек потенциальный преступник. Государство, считал он призвано спасти людей от самих себя, от их человечности — и в этом весь пафос легизма. 

Если в политическом учении конфуцианцев мораль, традиция, ритуал и неформальные отношения ставятся выше писаного (формального) закона, то, по мнению Шан Яна, главным регулятором общественной жизни является закон (фа), понимаемый исключительно одностороннне — как инструмент в руках власти.  В отличие от конфуцианцев, которые придавали особое значение моральным качествам правящей элиты, легисты полагали, что власть не служит добродетели, а тождественна ей. Государство и есть высшее благо (этатизм). 

Сильное государство —  слабый народ, сильный народ — слабое государство, подчёркивал Шан Ян. Государство, идущее по правильному пути, старается максимально ослабить свой народ. Поскольку «доброта и человеколюбие — мать проступков», есть лишь одна добродетель, ведущая «своё происхождение от наказаний». К ней можно прийти лишь посредством «смертных казней и примирения справедливости с насилием». Отбросив конфуцианские традиции добродетели и взаимного доверия власти и народа, основатель легизма писал: «Наказания должны вселять трепет».

Если Конфуций учил превыше  всего почитать своих родителей, то Шан Ян учил доносить на них при малейшем проступке против государства. Вместо совести — страх, вместо убеждения — принуждение через насилие. Вместо государства, понимаемого как семья, — формальные правовые отношения. Вместо добродетельного правителя — повелитель, для которого не существуют ни традиции предков, ни воля народа, ни добродетель.

Правитель устанавливает законы, является выразителем единства народа. Он подчиняет всё росту могущества государства и победе в борьбе за объединение Поднебесной.

В государстве всё должны решать способные бюрократы, связанные  круговой порукой. Они образуют строгую  систему, основанную не на родственных  отношениях, а на бюрократических  принципах. Могущественный аппарат  чиновничества постоянно обновляется: неспособные и неугодные заменяются, должности не наследуются и не являются пожизненными.

 Завершённую форму легизм  принял в учении Хань Фэя (288—233 до н. э.), который обогатил легизм некоторыми идеями, заимствованными из даосизма. Например, он объявил правителя воплощением высшего мирового закона — Дао, чем придал его образу недостающую ранее полноту и законченность. Так же как Дао, правитель совершенен. Дао неподвижно, спокойно, непостижимо — и «правитель должен быть ограждён таинственностью» (власть без тайны подобна «голому королю»). «Вообще, идеал правления — это когда подданные не могут постичь тайны управления», — подчёркивал Хань Фэй. Так государство перерастает узкие рамки человеческого мира и становится абсолютным мировым принципом.


Развивая идеи Шан Яна, Хань Фэй  утверждал: человек зол и перевоспитать его нельзя, лишь под страхом наказания он перестанет проявлять свою злую природу. Закон — для народа, а искусство управления — для государя, причём закон явлен всем, а искусство управления — тайно.

После объединения Китая и образования централизованной империи (221 г. до н. э.) легизм стал применяться на практике в масштабах всей Поднебесной.

Восточный деспотизм и этатизм (огусадарствление всей жизни общества, абсолютизация роли государства) достигли при легистах его завершения.

Становление легизма происходило  в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та, и другая школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, однако они по-разному  обосновывали принципы  и методы его построения. Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в  стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью. По  их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания. При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.

Концепция государства, созданная  легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов. Именно легизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX столетия. Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили систематическое обновление государственного аппарата путем назначения на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на административные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответственность.

Темы рефератов

  • «Артхашастра»: социально философские аспекты
  • «Лунь юй»: основная проблематика
  • «Неоконфуцианство»: представители и идеи
  • Буддизм как философия
  • Древневосточные цивилизации: социокультурные особенности
  • Конфуций  о государственном управлении
  • Проблемы государства и государственного управления в философии легистов
  • Социальная философия Шан Яна
  • Социально-философские взгляды Мо-цзы
  • Философия даосизма (по кн. Торчинов Е.А. Даосизм. М., 1993)
  • Философия Упанишад

Информация о работе Лекции по "Философии"