Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций
Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии
Ведическое знание – знание, услышанное от высшего авторитета, поэтому оно считается совершенным (ценится авторитет (учитель, гуру) и трансцендентальное знание, выходящее за пределы опыта). Гуру – тот, кто видел истину. Он дает трансцендентальное знание и просветление. «Попытайся постичь истину, обратившись к духовному учителю» - учит традиция.
На основе толкования Вед и отношения к ним сложились философские школы (даршаны): ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Первые (вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя, санкхья), признают абсолютный духовный авторитет Вед и представляют собой философскую традицию брахманизма (индуизма), вторые — это чарвака-локаята, джайнизм и буддизм — авторитета Вед не признают и развили собственные учения.
Каждая философская школа
Необходимо отметить, что,
на санскрите философская
Философия Упанишад
Наиболее философской частью Вед являются Упанишады (от слов «сидеть и внимать наставлениям учителей»}, наиболее сокровенный и глубокомысленный раздел Вед, содержащий изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. В упанишадах впервые излагается учение об атмане (истинном Я), Брахмане (абсолюте) и об их единстве; там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется философия освобождения (мокша), достигаемого через единение Атмана и Брахмана.
Основная
идея Упанишад тождество
Вместе с тем брахман и атман тождественны, брахман в индивиде осознает самого себя и тем самым переходит в атман, становится им. В свою очередь на высшем уровне интуитивного «я», когда субъект и объект слиты воедино, атман сливается с брахманом. Таким образом, перед нами образец диалектического мышления, в частности, утверждение тождества противоположностей: брахмана как высшего объективного начала и атмана как субъективного духовного начала. Идея тождества брахмана и атмана, объекта и субъекта, мировой души и индивидуальной души означает также возможность их взаимного перехода.
Учение о брахмане и атмане является центральной идеей упанишад, утверждающей тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира. С этим связано и учение о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе морального воздаяния) развитые в упанишадах. В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. А детерминируется будущее рождение индивида законом кармы. Будущее человека — результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Поэтому важнейшая задача человека и главная категория упанишад — освобождение (мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Различные школы предлагали многообразные методы достижения мокши: жертвоприношения, аскеза, медитация, йогическая практика и др.
Мокша (нирвана в буддизме) – высшая и абсолютная цель. Отбросить привязанности к миру (майя) можно двумя способами. Один состоит во внешнем отказе от всего, уходе в пустыню или лесную глушь. Второй – внутренне сосредоточение на божественном совершенстве. К путям освобождения относились йога, аскетические упражнения и др. Аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни».
Подлинное, наиболее истинное познание состоит в самом глубоком и полном соединении и осознании тождества атмана и брахмана. И только тот, кто способен осознать это тождество, освобождается от бесконечной череды перерождений сансары. Душа такого человека сливается с брахманом и остается в нем навсегда. Вместе с тем она освобождается от влияния кармы. Это и есть самая высокая цель и самый истинный путь — «путь богов» (деваяна), в отличие от обычного пути — «пути отцов» (питрьяны). Деваяна достигается благодаря аскезе и высшему познанию.
Отсюда следует, что смысл древнеиндийской философии и характер мировоззрения индийцев был иной, чем на Западе. Философское мышление было направлено не на изменение внешних условий существования — природы и общества, а на нравственное самосовершенствование. Другими словами, философия носила не экстравертивный, а интровертивный характер.
Путь к истине — это путь нравственного совершенствования человека, а не путь теоретического познания. Цель Упанишад заключается не столько в достижении философской истины, сколько в том, чтобы принести умиротворений и свободу мятущемуся человеческому духу. Попытки решения метафизических вопросов предлагаются в форме диалогов, диспутов медитации.
Огромное влияние Упанишады имели на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии. Большое воздействие упанишады оказали, в частности, на различные философские системы индуизма и буддизма. Их влияние обнаруживается и во взглядах таких крупных мыслителей, как Ганди, Шопенгауэр и др.
На основании Упанишад и других памятников древнеиндийской культуры можно заключить, что основными понятиями древнеиндийской культурной и философской традиции были:
- дхарма (от санскр. – держать, держаться) – «истина», «правда», «должный образ жизни», «долг», «предназначение» «то, на чем держится мир» В брахманско-индуистской традиции – сословно-варновый долг каждого индуса с закрепленными общественными и религиозно-нравственными обязанностями. В буддийской традиции – закон, учение Будды, как совокупность доктринальных, этических, ценностных и психотехнических основоположений буддизма;
- карма (дословно — «дело», «действие») - в самом широком смысле слова любое действие (телесное, словесное, мысленное), а также, результат этого действия. Любой акт, совершенный человеком, неизбежно приносит свой результат, так или иначе, определяющий данную или последующие его жизни: в соответствии со своей кармой, то есть совокупностью поступков, человек, согласно религиям и философии Древней Индии, может родиться в следующей жизни не только человеком, но и любым живым существом. Доктрина кармы поэтому тесно связана с идеей сансары (круговращение), то есть мира постоянно чередующихся и взаимообусловленных последовательных смертей-рождений, их «колеса»;
- сансара (круговорот. «колесо перерождений») - понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ. Положение живого существа в сансаре в каждой из его жизней обусловливается его кармой. Сансарическое существование по сути своей является страданием. Страдание в индуизме и, в особенности в буддизме, является фундаментальной характеристикой бытия.
Главные характеристики сансары – страдание и несвобода. Освобождение от сансары – мокша, нирвана
- мокша (нирвана в буддизме)) - освобождение из круговорота сансары, выход за пределы чередования смертей и рождений, обретение совершенства и покоя.Освобождение, как правило, понимается как достижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.
- брахман – духовное первоначало мира;
- майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
- атман (букв. «сам», «самость») — индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я».
Философия эпического периода
Название «эпический период» (от слова
«эпос») связано с фундаментальным
значением эпических
Этот период в развитии лревнеиндийской философии начинается в VI в. до н. э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия — философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.
Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких философских школ, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.
Чарвака — это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции — локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Каких-либо сочинений этой школы не сохранилось, а источником знаний об этом учении служат высказывания представителей других школ.
Основателем школы джайнизма считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой — карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.
Философское наследие Древней Индии особенно ярко представлено в буддизме.
Философия буддизма
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий и уникальная философская система. Буддизм возник в VI - V веках до нашей эры в на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры (ведизм, брахманизм), создав уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты.
В философии буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания на основе медитации (от лат. rneditatio — сосредоточенное размышление) — углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана — состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний. При этом подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота перерождений, освобождение от сансары и слияние с божеством.
Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь. Подобно молитве в христианстве медитация — сердцевина буддизма. Конечная же ее цель — просветление, или состояние нирваны. Следует иметь в виду, что в системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вообще вредные для человека. Отсюда и проистекает необходимость освобождения от несовершенного реального существования, от внешних объектов и чувств. С этим связана и уверенность большинства буддистов в том, что страсти, которые порождает тело человека, и беспокойство, сопряженное с ним, должны быть преодолены.
Важнейшими положениями
а) жизнь есть поток становления. Буддизм отрицает субстанциональность физического мира и человеческой психики, а также существование материи. Внешний мир и человеческая личность - не что иное, как меняющееся сочетание постоянно меняющихся частиц (дхарм). По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются волевые действия, слова и мысли человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических и других качеств. Успокоенная дхарма, теряя свои качественные отличия, исчезает, как угасающее пламя свечи. Согласно буддизму не душа переходит из одного тела в другое, а создается новый комплекс дхарм, составляющих личность. Поскольку дхармы находятся в постоянном изменении сочетаний и лишены постоянства, мир превращается в подобие кинематографа. Представляя случайную игру возбужденных дхарм, он иллюзорен и неустойчив.