Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.
Рефлексия - самопознание человека. Он занимается Р., если осознает самого себя. Описание собственного поведения и жизни - все социальные системы этим занимаются (наука). Ученый не столько описывает реальность, сколько методы и др. - собственные способы своего действия, осознает свои действия. Уникальная ситуация: фи- зик хочет исследовать газ, а газ ему говорит: я действую по зако- ну Шарля. Человек сам придумывает метод и формулы. Любопытна об- щественная дисциплина: сталкивающаяся с парадоксом: есть некото- рая сфера исследования - мир эстафетных программ. Ученый строит рефлексивную картину того, что он сделал. Выписки, систематизация Ф. науки. Необходимо изучать целое (рефлексию и ее роль в позна- вательном процессе, включая), а не местные позиции. М. б.: систе- ма осознает закономерность собственного действия по эстафете, об- разцам. Р. - попытка выразить эстафеты.
Осознание перестаем действовать по эстафете рефлексирование. Сократ в диалогах задавал все новые вопросы. Вопрос: что такое справедливость? Ответ: обман - несправедливость (это исходит от некоторых эстафетных образцов). Обман: взяли вражеский город - Ф это что? Ответ: да. Но вдруг собеседник отказывался от предыдуще- го ответа: традиция: обман. Но собеседник говорил: это же на пользу! Этот пример столкновения с эстафетными программами углуб- ление. Если держаться до конца: "обман - плохо", возникнет некая идеализированная система. Можно взять слово и описать, отразить рефлексию. Но если не знать как использовать правила, либо ис- пользует практич. - то мы точно не можем описать понятия - мы действует по образцам, в рамках нескольких социальных эстафет.
Четкого смысла, объективного содержания понятия нет, пытаем- ся определить понятие - это будет всегда построение четко по об- разцам, либо четко зафиксированное четкое содержание. Но забудем древнее словопонятие, словосодержание. Не столько описываем со- держание эстафет сколько порождаем.
Мы постоянно говорим о деятельности. Обычно полагают, что это целенаправленная акция. Обнаруживаем, что мы ставим цель - это действия соответствующие нашему пониманию целей, нашим реф- лексиям. Такое понимание колоссально усложняет понимание задачи нашей деятельности. Гилберт, Малкей - книга: анализ деятельности ученых: на вопрос - что они делают невозможно ответить; как и на вопрос, что мы делаем. Человек осознает свои действия различным образом.
Деятельность разная: без цели, с целью - формально одной, а фактически другой: с установленной целью.
Р. играют огромную роль в нашем познании. Подхват. побочный результат - пересечение. Камера Вильсона: из-за оптических экспе- риментов - камера по друго задаче. Продукт, побочный результат, средство и объект эксперимента могут быть разные, Вильсон перек- лючился на треки с оптикой; стал объяснять треки. Камера была объектом, результаты - гипотезы о треках. Потом камера стало средством, а элементарные гипотезы - объектом.
Гипотеза: Речь возникла как отображение практической дея- тельности. У человека есть несколько осознаний своей деятельности по получению разных продуктов - результат: деятельность стала и сигнальной, демонстрационной, образцом, а не по производству предметов; только имитационной.
Рефлексивно симметричные переключения - формирование геогра- фии (почв, растений, животных, вулканов) - стык наук. Дисципли- нарные комплексы - связь разных дисциплин на стыке - переключаю- щее средство и объект меняются местами - геология: объект - прош- лое, средство - настоящее. География - наоборот. Существуют объ- ясняющие теории, не прибегающие к расчету (Мечников и др.) Су- ществует куча наук с использованием других дисциплин - океаноло- гия, гляциология, почвоведение. По отношению к ним физика и химия - методологические науки, коллективные программы.
Исследовательские
и колект. программы, различные сферы
исс- ледования и несколько
ЛЕКЦИЯ 15 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
______________________________