Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
1. Природа и структура идеала научного знания (ИНЗ).
2. Основоположения классического ИНЗ.
3. Формы классического ИНЗ.
4. Особенности современного ИНЗ.
5. Идеалы научности и паранаука.
1. Идеал представляет собой сложноеобразование, имеющее и объективные и субъективные компоненты. Ведущая роль принадлежит субъективной установке. Совокупность позн. ценностей, норм: выбор данного и интер. представления которых определяется социокультур- ными и научными признаками - ИНЗ. Ценности и нормы объяснений, структура и организация знаний - это все характерно для научного знания. Но выбор и интерпретация зависят от широты познавательно- го контекста. Структура - пирамида. Кант: всякое учение, если оно представляет собой систему, в соответствии с принципами упорядо- ченного может быть названа наукой. Во всяком частном учении о природе науки столько в собственном смысле слова, как в математи- ке. Наука, совственно похожа на математику. В основе пирамиды ле- жат самые общие характеристики научного знания. Эти черты характ- рны для всех форм научного знания во все эпохи. Вершина ИНЗ - ис- тинность (объективная) позн. результата. Центр - совокупность ступеней (норм) - наука в собственном смысле этого слова. Совре- менные ИНЗ претерпевают наиболее существенные изменения за пос- ледние 2000 лет его существования. Оно выражается в кризисе всех форм классичес. ИНЗ (реализации попыток); выявлении, анализе и критикеклассических ИНЗ; критике достижений ИНЗ и поиске новых путей, достижения альтернатив.
2. Классический ИНЗ - получил выражение во многих формах, имеющих общие основоположения. Альтернатива самоочевидна. Основоположения классического ИНЗ (сейчас анализируется):
1) Чистая истинность
- не только нормативная
2) Фундаментализм.
Это представление о том в,
что науке (познании) можно найти
надежный абсолютный точный
3) Теоретико-научный
редукционизм (методология) в основе
лежит представление о
4) Интернализм - научное познание и стандарты научности не зависящие от социокультурных условий. Так считали все предидущие 2000 лет, за енбольшим исключением XX века. Это 4 основоположения ИНЗ. Они были базой для формулировки огромного множества Ф. программ. Можно ввести определенный признак для наведения порядка в этих концепциях. Все они имели какое-то начало, образец. Образцы: математика, физика, гуманитарные науки. Это образцы для выделения форм ИНЗ. Формы: математический идеал, физический идеал, гуманитарный идеал.
Реализация конкретных форм: Аналитических - Платон и др.: знание вообще приобретается двумя путями: припоминанием (созерца- нием, усмотрением) первичных принципов и дедукцией из этих перво- начальных принципов (особенно Аристотель). Все это классически реализовалость в геометрии Евклида; она стала образцом (мощным) - на нее ориентировались медики, физики, философы. Далее эта линия превращается в панматематическую тенденцию в Ф. и методологии на- уки (Галилей). Мощный эталон для других областей научного позна- ния. Спиноза - этика на основе геометрии Евклида. Искусство по геометрии. Геометрия богопознания Декарта. Методы познания одина- ковые все другие науки д.б. подобны математике (Декарт). Лейбниц - Ф. должна быть матеметическим способом. Затем на первый план вышла линия эмпиризма. К концу XVII века Лейбниц мечтал завершить математику, чтобы далее потомками развивалась физика. XVIII век - кризис не математики, а ее понимания в качестве ИНЗ. Фразы о мет- матике как эталоне дали свои положительные результаты, но матема- тика не универсальна. Хотя ориентация на нее сохраняется и в XX веке. Но в целом действительно положение о том, что нынешнее сос- тояние математики лишь жалкое подобие ее прошлой. Зарождение - взлет - падение.
Физический идеал. Бэкон: самое лучшее доказательство - опыт из эксперимента. На первый план выдвигается опыт науки. Бэкон: первое место занимает физика, а др. науки - с ней только соотно- сятся. Вторичные тенденции и трактовки математики: 1) Бэкон: инс- трумент; 2) совокупность способов обработки материала (Беркли и Юм). Внутри физики на первый план выдвигается механика, а затем идет и остальная физика. Гельмгольц: естественные науки должны раствориться (?) в механике. Даже литературоведение развивалось по законам механики (и в XIX веке). В рамках физического ИНЗ так- же было много познавательных ценностей (опыт и др.), но эти цен- ности не м.б. универсальными. Например, в Англии развитие матема- тики сдерживалось из-за физического ИНЗ. Кроме того, из-за этого на развивалась и биология. Социально-гуманитарное знание: естест- вознание - поцелуй Иуды для гуманитарных наук (Михайловский). Здесь имеется в виду - псевдообъективность.
Гуманитарные ИНЗ. Были и есть сейчас. Особенности: трактовка субъекта - в его ведущей роли: а) субъект - не толко разум, но и во всем богатстве его способностей предмет гуманитарных наук - социальная реальность; б) субъективные элементы входят неотъемлемо в структуру оценки познания результатов. Это хорошо известно и в истории: рассматриваем историю с т.зр. пов. ценностей. Универсальные притензии в 4-х пунктах:
1) Онтологический способ обоснования трактовки объективной реальности (реальность можно постичь только с т.зр. гуманитарных наук; естественные - удаляются от реальности).
2) Социокультурный
способ (наиболее ценное познание
- которое отвечает коренным
3) Попытки показать возможности подтягивания др. наук к гуманитарному идеалу. Как?: а) сильная версия - совокупность утопических надежд сделать гуманной всю науку. Толстой: наука о том, как должны жить люди - всегда была важнейшей. Простой человек хочет знать как жить, а наука молчит - надо вернуться, чтобы все отошло в науке на второй план, а на превый - как жить. 1968 Маркузе высказывался примерно в том же смысле. б) слабая (распространенная). Социокультурная обусловленность распространяется не только на гуманитарные, но и на все остальные науки, просто выражается по-другому).
Ни в одном
случае не было реализованности
Современная критика фундаменталистской парадигмы. В науке нет окончательного обоснования, наука лежит на каких-то сваях, но они - в болоте.
Плюрализ-е. Наука - совокупность парадигм, эпистем и их программ. Причины многообразны, но прежде всего связаны с глубин- ными общими тенденциями развития науки и Ф. науки. Плюрализм м.б. в многообразии, в тоеретическом оправдании многообразия: а) оп- равдание множества теорий о предмете (чем больше теорий, тем луч- ше); б) плюрализм стандартов (допустимо многообразие стандартов). Фейербант и (?)Шаннер. Отсутствие границ между наукой и мифом. Наука - миф XX века, а в мифе решены многие проблемы. Существует множество стандартов и между ними бессмысленно проводить границы. Мощная тенденция плюрализма. Экстернализация. Большинство счита- ет, что научное познание должно зависеть только от социокультур- ных факторов. Для правильного понимания сути проблемы нужно иметь в виду три аспекта науки: 1) актуальность поведения ученых; 2) содержание научных теорий, гипотез; 3) стандарты научности и оце- нок. Содержание научных теорий зависит от социокультурных пара- метров. Это влияние идет через стандарты. Позитивные образци. Все линии и тенденции еще не нашли фундамента, реализации. Пример: агрохимия Либиха. Еще одно положение из ФШ - стадии развития на- учной теории: допарадигм., парадигм. и постпарадигм. Таким обра- зом, агрохимия Либиха имеет черты разных наук, базирующизся на концепции круговорота. Но главная цель - социокульт.: получение устойчивых урожаев навсегда. Это разбивает все предположения о разделении фундаментальных и прикладных наук: наука прикладная, а цели фундаментальные. Устойчивого эталона еще не получено, новая тенденция. Представления о науке более богаты, чем СЦ и АЦ. Науки различны, многообразны, у них разные интересы. Необходимо знать, какую науку критикуем.
Идеалы научности и паранаука. Совокупновть течений, претендующих на научный статус, но не соответствующих требованиям науки. Каковы стандарты научности? Если имеется в виду не универ-
сальный критерий - то что такое наука? ...........
Выявление внутренних противоречий интересно в паранауке. Критерий противоречивости играет ведущую роль в математике, но не в физических и гуманитарных стандартах. Далеко не все естествен- но-научные теории неформализованы. (?) Если критерий успешной проверки на опыте = то та же сложность. Астрология тоже может вы- держать опыт. Социально-практическое ориентирование - видно как нигде в алхимии и др. Особняком стоит астрология: там существует разрыв между двумя теориями: гороскопов и предусматривания дейс- твий против них. Лучше было бы искать различия между наукой и па- ранаукой в ститике и динамике. Но это тоже не дает желаемых ре- зультатов. Еще одна трудность - проблема (?)археоптерикса (при- мер). Биолог - это переходная форма - "допустим"; психолог - "мо- гу возразить". Паранаука в основном состоит из веры в чудесные явления. Спор между наукой и паранаукой не м.б. разрешен с по- мощью стандартных критериев. Это вопрос мировоззренческой ориен- тации.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Ф. как любая другая форма деятельности, создает микроструктуру, духовный климат,окружающий великих философов. Ф. не формировалась одними гениями.
1) Как развивалась Ф. в мире (значение малых мыслителей,
тесная связь с культурой, нефилософским знанием).
2) Распространение Ф.
3) Генерация, создание, пути Ф. (Ф. - особая наука, синтез).
4) Американская Ф. - много параллелей, похожа на русскую.
Каждый культурно-исторический регион обладает характерной спецификой восприятия реальности - регионализация (Американские философы против на филфаке: говорит П. о регионализации, а су- ществует объединительная тенденция в мире. Но виды творчества об- ладают большей спецификой. Их надо интерпретировать. Этот дух - по регионам. Ценности - это желанное и нежеланное, стоящее за Ф. и культурой. Философ - человек своего времени и своей эпохи, ка- ким бы он вселенским не являлся. Необходим ключ к закодированию - так и к американской т.зр.
Критика стереотипов. В 70-80-е гг. набор стереотипов поддер- живался протест. средой. Нация особая, принимавшая волны эмигра- ции; протестанстское влияние; не было религиозной нетерпимости, огромный плавильный котел, не раз контрастировал с Европой в бо- лее выгодную сторону. 18-19 века: Западническое направление в России: восхищение Америков, ее режимом. Чтобы понять современную Ф. США надо отказаться от стереотипов. Сейчас Америка - в сложном периоде. Никакой стабильности, устойчивости в ценностях мало, страна в периоде осмысливания себя. Там произошел новый демокра- тический сдвиг. Мощнейшее движение страны с северо-востока на юго-запад. Меняется сознание людей. Медленно умирают восточные города. Прогресс в Калифорнии Это колоссальная проблема: mul- ti-carturalism. Современный американец пытается найти новое восп- риятие на основании новых эмигрантских волн. США строились на ос- нове англосаксоннской рассы. 80-е гг. 20-го века- начали домини- ровать латиноамериканцы и восточно-европейцы - со своей религией и проблемами. Американцы, наконец, поняли, что в мире не они одни (а ранее были под стереотипами). Сейчас они поняли, что существу- ют и восточные ценности (в том числе и русские). Пробуждается ин- терес к национальным традициям, росткам других культур. Новые группы не собираются менять свои ценности на американские. Это трудный процесс колебания в культуре, политике (сдвиг к консерва- торам) и т.п. Моральные ценности уже связаны с несколькими идеа- лами, местные ценности играют большую роль, чем общенациональные - распад. Никто не может сказать, что карьера вечна сейчас в США. Статус может остаться пустым местом (как и у нас). Рабочие места - ближе к дому. Повышается наукоемкость. Мощь страны определяется не крупнейшими заводами, а на местах. Возрастает "центробежность" эмигрантов. Встает проблема детей. Дети рано откалываются, прини- мают наркотики. Проблема домов: сейчас большинство американцев не являются хозяевами своих домов, а съемциками. Проблема бездомнос- ти, несмотря на пропаганду: каждому американцу свой дом и землю. Меняется способ путешествий. Появилась страсть к перемене места. Возрастает роль средств массовой информации, которые стали огром- ной новой силой. Возрастание роли гражданских прав, учреждений, институтов. Правовая система перевешивает все остальные.