Краткий конспект лекций "по философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций

Описание работы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

Работа содержит 1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ: как  развивались идеи Ф. науки в 20 веке ( во второй его половине). До 50-х гг. нашего века ничего не изменялось: а с 60-х гг. все изменилось (большое количество работ, направлений) в понимании.

КОНЦЕПЦИИ Ф. НАУКИ  В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА. Логический позитивизм. Венский кружок. Людвиг Витенштейн, поставил задачей проблему верификации: чем отличается наука от ненауки. Как должен работать ученый, чтобы доказать свою причастность к науке? Интуитивный пусть: научное знание основано на опыте. Только те теории могут называться научными, которые основываются на опыте: опыт - теория - показ обоснованности опыта. Только те знания называются научными, которые могут быть верифицированы. Чувственное человеческое восприятие? - опыт субъективен, каждый видит мир индивидуально, очень сложно сопоставлять. Эволюция: представители Венского кружка отказались от опыта, назвав его протокольным высказыванием. Задача верификации: свести все к протоколу опыта, но это оказалось невозможным. Карнап, Айер, Шлик и др. - представители Ф. 20 в. - все были логиками. Оказалось, что теории несводимы к протоколу опыта. 1) Нельзя свести к протоколу опыта даже экспозиционные предикаты: "Лежит мел" - с явным предикатом, его нельзя опровергнуть, то, что называется протокол опыта. "Мел растворим в соляной кислоте" - экспозиционный предикат - фиксация возможностей, используя сослагательное наклонение: если бы - да кабы - нельзя экспозиционные предикаты свести к явным. Любое высказывание фик- сирует возможность. 2) Все эмпирические высказывания теоретически нагружены: опыт определяется теориями: мел растворим в кислоте - мел сейчас растворяется. Независимо от образования, утверждения такого рода можно встретить еще в 12 веке: поваренная соль прев- ращается в воду (для средневекового алхимика) - фиксация резуль- тата наблюдения и интерпретация невозможна, если теория сама дик- тует содержание протокола наблюдения. Принято считать могильщиком Венского кружка Карла Поппера: знание нужно опровергать на опыте. Теория должна предсказывать факты, проверяемые на опыте. Теория относительности Энштейна: он предсказал отклонение светового луча в гравитационном поле, что потом было подтверждено на опыте. Нас- тоящая научная теория выдвинута с риском, содержит потенциальную фальсификацию (в противоположность верификации). Подлинный ученый может пожертвовать жизнью ради ради опровержения. Т1 опыт (опро- вержение, фальсификация) Т2. Теория не научна, если она не может быть опровергнута на опыте или проверена. Образцом псевдонаучной теории является концепция Фрейда и Маркса - Поппер: марксизм дав- но фальсифицирован, но это не признают его сторонники, научное сообщество марксистов. Поппер выдвинул т. зр., противоположную в.к.: обобщаем мы и держимся за обобщения фактов, пока не найдет- ся опровержение.

Оказалось, что  теорию невозможно опровергнуть. Факты  свиде- тельствуют, что много теорий живет независимо от опровержения. Например, гидродинамика, уравнение Эйлера, не подтверждается нау- кой. Любая теория строится для идеальных объектов всегда. Напри- мер, 2*2=4. Либек Анри: Я беру дле жидкости, сливаю и получаю од- ну, вместо двух. Беру две кошки и две мышки, что получается? Т.о., математика изучается множества идеальные, реально не су- ществующие, В данном случае математика рассматривается как опыт- ная наука, изучает логически непротиворечивую систему, но нельзя отказаться от 2*2=4. Кант: надо подвести под общее конкретное яв- ление. Феодосий: книга "10 лекций по сапромату": математический луб. строится на идеальных высказываниях на глазок.

ТЕЗИС ЛЮГЕМА-КУАЙНА: в принципе нельзя проверить одно отдельно взятое знание (или теоретическую  концепцию), можно лишь систему знаний (или теорий). Ставит под сомнение теорию фальсификации Поппера.

Револющия: и  в.к. и Поппер пытаются сформулировать правила работы Ученых: опровергайте все на опыте. Неудача попыток  сформулировать такие правила - реально  в истории науки происходит. Ф. науки перешла на естественно-научную т.зр.

Как реально  исторически развивается наука? Концепция Лакато- са: теория исследовательских  программ. Защитные пояса теории; яд- ро теории сталкивается с трудностями. Законы (4 известных закона Ньютона). Фальсифицировать законы Ньютона нельзя, защитным поясом является предсказание тяжелой планеты Нептун. А если бы не откры- ли планету Нептун, придумали бы другую защиту. Это Лакатос назвал исследовательской программой. Любая идеализация есть защитных по- яс. Неточные измерения открытие Бойля-Мариотта представления об идеальном газе. Исследовательские программы конкурируют друг с другом. Они м.б. прогрессивными и регрессивными (предсказания не сбываются и не подтверждаются опытом). Рекомендация: некоторая скромность, если программа не прогрессирует. Само развитие науки от нас не зависит, мы просто винтики в этой машине.

Томас Кун: книга "Структура научной революции". 1. Построил первую модель науки. 2. Наука - сообщество ученых с единой программой, единой парадигмой науки (общепринятая теория). Развитие науки осуществляется при смене парадигм.

В рамках нормальной науки ученые четко запрограммированы (работают по четкому плану). Кун  показал, что благодаря этому  на- ука развивается, это конституирующий  фактор. Вся работа ученого в том, что он прогоняет науку в концептуальное ложе природы. Открыл ли Пристли кислород? Он получил его и объяснил с т.зр. теории флогистона, но он не открыл кислород. Ученый решает головоломки, напоминающие шахматы: заранее известно, что можно разрешить зада- су. Например, белые начинают и выигрывают, конечный результат - мот, но как этого достичь? Можно повторять опыты, но только за счет этого можно работать в большой группе ученых, решающей мас- совые задачи. Это как железная дорого: если пойдешь в сторону от науки, то завязнешь в болоте. За счет чего развивается наука при смене парадигм? По Куну - это происходит непреднамеренно: он приводит большое количество примеров, подтверждающих это. Не новые теории побеждают, а вымирают сторонники старых. НАпример, метод Барменьона во Франции в криминологии сменился дактилоскопией. Все факты свидетельствуют об устойчивости парадигм. Вокруг Куна и его книги развернулась дискуссия на Западе, он приобрел всемирную изветсность: "Структура научной революции".

Отталкиваясь  от Куна, стали развиваться направления Ф. нау- ки. Пол Фейерабенд: обвинял Куна за тоталитаризм, что он призывал к догматизму в науке. Кун считал, что наука об обществе не имеет парадигм. В науке всегда существует не одна, а несколько пара- дигм. Существуют Т1 и Т2, альтернативная Т1. Пока все факты бла- гоприятны для Т1, Т2 живет самостоятельно. Если Т1 испытывает трудности, то оживает Т2. Всегда существует несколько теорий, ждущих неудач господствующей теории. Фейербанд попытался обобщить теорию. получившую название альтернативной, принцип пролиферации. Как появляются альтернативные теории?

Многообразие  Ф. мировоззрений. Тулмин: "Человеческое понима- ние": всегда в науке появлялось новое, спонтанное. Развитие науки - естественный отбор познания (сравнивает с эволюцией Дарвина). Эшби написал статью об усилении внутренних способностей: ум сос- тоит в отборе новаций, имеющих смысл. Важно отобрать нужные. Уси- ление внутренних способностей отбор. Тезис у Тулмина: есть сдвиги в развитии науки, где первопричина, как можно объяснить движение? Нужно объяснить новации. Новое объяснять не нужно, парадигмаль- ность и устойчивость объяснить гораздо труднее. Новое появляется само собой, но как оно потом отбирается?

1970-е гг. Коэн  издал книгу "Ньютонианская  эволюция". Вообще отрицал эволюцию в науке. Ньютон, как казалось, пик, но на самом деле все (.) Эволюция представляется издали, когда много различ- ных работ, и мы видим одного гиганта - Ньютона. Его книга появи- лась после издания полного собрания сочинений Ньютона.

ЛЕКЦИЯ 13 Ф. НАУКИ.

С Лакатоса - резкий переворот, а как собственно объективно развиваются науки, как исторический процесс. Начинается интерес: а что  же такое наука - начало настоящей  Ф. науки: далее Кун.

Одна из главных  проблем - как развиваются науки, возникают парадигмы и др? Нужно в каком-то смысле усилить т.зр. Куна. Парадигма - довольно сложный мир: общепринятая теория, усиление введение новых программ, механизация; получение нового знания без труда.

Химик и философ  науки Майкл Полани: огромное количество ин- формации передается на уровне непосредственных образцов, а не в формулах изучать по монографиям нельзя. Определение - отвлечение. Наука воспроизводит себя не только с помощью учебы, монографий и др., но и с помощью образцов. И ранее думали так, но не о науке, а о культуре. Развитие по подражанию, воспроизводство деятельнос- ти по образцу. Передача из поколения в поколение. Что такое культура? Дает предположения. Как переходит язык. Ребенок не изучает статей, а воспроизводит образцы деятельности. Мы с детства осваиваем определенные реакции на окружающую среду (предпочтения.) Механизм эстафеты действует в культуре; социаль- ная память - хранит очень долго те или иные явления. Единые ходы в народных сказках. Чем это обусловлено? (так .морфология) - В.Я. "Морфология сказки" 20-е гг.: 40-е гг. "исторические корни вол- шебной сказки" - вывод: тот рассказ, который когда-то был обрядом при посвящении во взрослые в первобытном обществе. Баба-Яга и из- бушка последствия персонажей царства мертвых. Такие явления - повсеместны, напр., детские игры в деревнях - тоже воспроизведе- ние обрядов. Считалки и др. фольклор = вопрос: как же быть с ис- кусством; деятельность ведь не повторяют друг друга? А Франс - работы Рабле: нельзя быть великим сочинителем, не будучи великим похитителем. Это не повторение, а новое произведение - монтаж из того, что было. Как монтаж, что принципиально новое произведение. Фольклор погиб при возникновении письменности - появляется боль- шое количество образцов - идея монтажа. Неужели и в науки монтаж? Пример: научный эксперимент по мечению соединения изотопом - пос- ледний путь модель, но это м.б. не только изотоп; метод подста- новки везде встречается. Но этот метод вступает во взаимодействие и с др. методами. Если мы хотим найти взаимосвязь между А и Б. Мы будем изменять А и смотреть за Б. Не встречали экспериментов, не- разложенных на части, встречающиеся ранее - тот же монтаж. Эти методы тоже передаются не на уровне описания, а на уровне эстафе- ты. Навыки все более усовершенствуются. Все меняется - люди, предметы, а эстафета живет, т.о. определенная программа. Можно построить модель культуры. Сейчас положение от том, что система состоит из частей, многое расчленить нельзя. Система воспринима- ется в целом. Ее можно усложнить. Мы может заменить участника группой участников. Большинство социальных явлений, с которыми мы сталкивается - это куматоид. МГУ - это программы, традиции, их совокупность. Многие явления - город - тоже куматоид. Что такое наука?- некоторый социальный куматоид, в рамках программ работаю ученые, научные сообщества, анализирующие структуры этой эстафе- ты, этой программы - это анализ науки. Если наука - куматоид, то задача: изучать эстафеты, традиции в рамках этого куматоида. Как же в рамках куматоида появляется новое? - далее: Что же такое на- ука? В науке существует два типа программ (главных), связанных с наукой, без них она не мажет существовать. Любой прибор, метод изотопного исследования - исследовательская программа. Предметы, окружающие нас - это результат программ, их получения, использо- вания. Это некоторые эстафеты. Куматоиды - любые предметы, м.б. включены в программы получения. Каждая наука имеет определенный оптимальный метод. Но наука - не только получение знаний, но и их обработка, хранение, передача знаний, методы систематизации зна- ний, постановка задач - это программы коллекторские. Наука - осо- бенный тип социальной памяти, систематизации и сбора знаний

Географическое  открытие - первое посещение мета человеком  обладающим письменностью и способным  нанести место на карту; нанесение в общечеловеческую память.

История человечества постоянно сталкивается с попытками  создать науку. Ближе всего были греки. Начало науки - конец 16-17 века, как  принято. Тогда книгопечатание возникло: вклад в общечеловеческую память. Нужна была централизованная социальная память. Компьютеризация - тоже стимул, вклад.

3 группы коллективных  программ: 1) проблемные программы  - собирание знаний предполагающих  выбор некоторой проблемной ориен-  тации; мы знаем, что хотим; 2) каждое знание - знание о чем-то - о чем - это и есть референтные программы. Вопрос: о чем мы хотим знать и что знать?; 3) организации знаний. Любой учебник - обра- зец некоторой системы знаний. Вся наука сильно дифференцирована. Именно коллекторские программы - ведущие при дифференциации науч- ных дисциплин. Науки разнообразны, мало похожи друг на друга. И развиваются по разным законам. Один из типов развития науки - де- терминирование программ некоторых исследований. Метод возникает, появляется вопрос, новые методы и т.д. Появляются коллекторские программы, возникает экология по своему принципу систематизации, с имеющимися в запасе огромными количествами имеющегося материа- ла. .

Вероятно, нельзя обойтись этими двумя программами. Существу- ет еще аксиологическая (ценностная) программа. Речь идет о цен- ностях, которые руководят учеными. К чему мы стремимся. Аксиоло- гические установки разные в разных науках; фундаментальные науки - знание ради знания, знание - благо, конечная цель; в прикладных областях - знание ради др. целей, практических задач. Спор о цен- ностях невозможен. Они либо принимаются, либо - не. О вкусах не спорят. Можно различать аксиологические установки и отдельных ученых. Это разные вещи. Люди приходят в науку с разными целями. Есть люди, у которых щель - истина (Эйнштейн о Планке).

ЛЕКЦИЯ 14.

Как развивается  наука в рамках модели. 1) Как - открытия, новации; если ученые в рамках запрограмированной существующей жесткой программы - новации. Почему наука достаточно стационарна, устойчива, традиционна? Как работает наука в целом и программы взаимодействуют друг с другом. Роль программ. Предположение: есть жесткие программы. А можно ли там получить что-либо новое?

Луи Пастер - основатель микробиологии. Будучи уже крупным  ученым, решил заняться проблемами самозарождения (этот вопрос был открыт в то время для микробиологов). Ему тотчас же отсоветовали: засосет, как при теореме Ферма. Стал делать эксперименты и доду- мался до того, что чего не додумались биологи, сам будучи физ-хи- миком. Для него метод был обычен, а для биологии нет. Он применил в биологии физическую программу монтаж - результат был феномена- лен. А вот как он догадался это использовать? Взаимодействие раз- ных программ - физической и биологической - монтаж, более сложный эксперимент.

Во времена  Лавуазье была задача, которую не могли объяснить: осадок в воде при кипячении (даже дистиллята). Ответ: вода раст- воряла стекло. Открытия делает человек, не связанный программами, а пришедший из другой науки - такая была концепция. Но мало быть свободным от традиций, надо быть и носителем каких-то традиций. Гальвани исследовал лягушек, а открыл батарею. Говорят: нужно быть гением, чтобы обратить внимание на такие побочные вещи ОН обратил, но у него не было жестких традиций для объяснения, какие были у физиков. А он начал исследования, а Вольт - продолжил, - получил гальванический элемент. Пример: закон Кулона. Он не толь- ко измерил, но и сконструировал, дал особый прибор - в этом его заслуга. Традиционный подход. Фактически, закон Кулона был извес- тен до него (теоретики выводили), так что принципиально нового он ничего не открыл, принципиально не занимался электростатикой, ин- женер-строитель, начал с теории упругости Роберта Гука. Экспери- ментировал с нитями из разного металла. Традиции Роберта Гука пе- ренес на другую почву: перед ним - прибор (заключение Кулона). Он увидел, что перед ним линейная зависимость прибор. Получил новый прибор по теории упругости и стал искать, чтобы еще измерить. Исследовал силу трения тел в жидкости, потом перешел в электри- чество, в магнетизм (с помощью крутильных весов). Т. о., подобные взаимодействия п.с. пример пересечения традиций. На работы Кулона не обращали внимания 25 лет (на точечные заряды). Потом туда пе- ребросили математические, гравитационные методы (теорию потенциа- лов). Кулон стал основателем электростатики.

17 в. Р.Бойль,  в 19 веке стал основателем экологического  эксперимента (мыши в вакууме). Гук  был гений: в его время упругих  тел (визуально) не было: он  изобрел пружину. Как это вообще  приш- ло ему в голову? Во времена Галилея водопроводчики в Италии: практическая традиция: почему вода насосами не поднимается выше определенной точки. Существовало две концепции насоса. Галилей понял, что это экспериментальная установка для измерения степени боязни пустоты природой. Торричели выполняет эксперимент Галилея, но берет не воду, а ртуть для уменьшения размера установки, т.к. она тяжелее воды. Торичелли нашел, что показания приборов разли- чаются на другой час, на другой день, вывод: Декарт прав - это атмосферное давление, а не боязнь пустоты. Замет Торичелли выдви- нул теорию, что воздух сжимается, как кипа шерсти. Р.Бойль: берет У-образную трубку, делает эксперимент и то же сравнение с кипой шерсти у воздуха - закон Бойля-Мариотта (та же упругость). Ассис- тент его - Р.Гук также пришел к упругости. В то время Паскаль открывает гидравлический пресс, занимаясь гидростатикой, но это опять же из той серии флорентийских водопроводчиков. Существует известная теория Дарвина по поводу развития коралловых островов. Существует несколько типов рифов: береговые, барьерные, кольцеоб- разные (атоллы) были загадкой. Он ее построил, не видя кораллов, применяя известную теорию опускания суши. Так, концепции Максвел- ла переносили в психологию. Это пример картины появления новаций исходя из жестких традиций. Человек воспроизводит по образцам то, что было до него; ребенок подражает взрослым. Середина 19 века - проблемы психолингвистики: ребенок не способен подражать. Подра- жать невозможно. Никакий эстафеты в чистом виде не м.б. У живот- ного невелик диапазон подражания, диапазон жействия, у него мно- гое записано в генах, а у человека действие очень разнообразны. Подражая мне, можно сделать все, что угодно, а мы все же исполь- зуем традиционный язык. Контекст других образцов ограничивает свободу одного. Разные образцы друг друга ограничивают. Один тер- мин не пускает другой на свою территорию. Отдельной эстафеты не существует, мы работаем в сложном контексте эстафет. Все контекс- та ни одно предложение не имеет существенного значения: отдельно взятый образец не существует сам по себе, а в контексте других образцов. Каждая смена контекста образцы приобретают новое содер- жание. А как объяснить стационарность некоторых программ? модель развития науки и культуры. Ребенок назвал яблоком яйцо - объект изменился; назвал снег яблоком - опять образец изменился. Образцы меняются при каждом шаге. Контекст меняется - меняются и образцы в нем, восприятие старого образца по другому в новом контексте. Мы воспринимает по современному старые образцы из прошлого. В на- уке все время происходит смена контекста, при пересечении эстафет новации, все время наука меняется.

Информация о работе Краткий конспект лекций "по философии"