Краткий конспект лекций "по философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций

Описание работы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

Работа содержит 1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

СФ: И.Киреевский, А.Хомяков, К.АКсаков, Н.Данилевский.

СФ не относились негативно к Западу (с их т. зр. Запад развился и дряхлеет и приходит очередь Россиии, которая будит  дух). Лидером человечества далее будет Россия.

Почему? Особенности, которые позволят ей встать во главе: цельность ума и характера (главная  положительная черта русских), а  это гносеологически важно для  достижения истины. Мысль изначально не противопоставляет себя бытию, входит в него. Необходимость и чувство, волю и др. объединить для постижения истины русские имеют необходимую цельность. Это еще и главное условие нравственного совершенствования и социального развития. Западный человек рассудочен, все раскладывает по полочкам, для русского - все в целом. Для развития необходимо сохранить эту цельность. Идеал социального устройства - церковь, свобода, главный принцип которой соборность, единство жизни и мысли. В отличие от православия, католицизм - единство без свободы, протестантизм - свобода без единства. У русских имеется набожность, склонность к общественной жизни . Россия пойдет дальше Запада. В России развиты общечеловеческие принципы и дух христианской гуманности. Н.Данилевский (1822-1885 - поздний СФ). Ранние СФ не дали концепции, а только стимул, дух. Данилевский создал концепцию, которая стала даже известна и получила впоследствии развитие на Западе. Главная работа: "Россия и Запад". Для Запада Россия - нечто чуждое, но не тот материал, который можно переработать. Россия живет собственной жизнью. История - постепенное наращивание событий. Данилевский: история - совокупность культурно-исторических типов, независимых. Каждый культурно-исторический тип имеет 3 стадии: 1. зарождение, выработка лица; 2. государственный - закрепление лица; 3. гибель культуры: постепенное превалирование материализма над духовностью, переход на стадию цивилизации. Религиозность, культурность6 политические и экономические аспекты, на которых развивается каждый культурно-исторический тип. Древний Восток: преобладание религиозности, Греция - Ф., искусство, наука. У России уникальный шанс развиваться в целостности во всех аспектах. Данилевский говорил о СФ в целом: максимум панславизма - в России прогресс - не все идут в одном направлении, а когда все поле человеческой деятельности исхожено в разных направлениях. 

23 0. Анархизм. Бакунин (1814-1876), Кропоткин (1842-1921).

Бакунин - необычный  человек, получил хорошее образование, артиллерийское училище, служба, отставка, московский кружок; хотел стать философом, уехал учиться в Германию и стал анархистом. Лозунг Бакунина: страсть к разрушениям - творческая. Вторая половина 19 века - революции в Европе и Бакунин всегда был в гуще событий. Был арестован в Австрии. Передан русскому правительству, в 1857 переведен в Сибирь. Сбежал в Японию, США, Англию. Участвует в Интернационале, затем выходит из него вследствие споров с Марксом. Долее распад Первого Интернационала (бакунин был в нем крупной фигурой). В его работе "Государство и анархия": народ хранитель правды, а государство - орудие угнетения, Государство машина, а машина требует машиниста - тирана похуже императора. Народ разделят на две армии: промышленников и земледельцев. Т.о., Бакунин был более прав, чем Маркс. Русский мужик социалист по инстинкту и бунтарь по природе. Позиции Бакунина: 1) земля тем, кто ее обрабатывает, 2) общинное земледелие, переделы; 3) общинное самоуправление, негативное отношение к общине государства (на почве государственности спорил с Марксом).

В истории 3 фактора  развития:

1, Животность (экономика

2, Мысль (наука)

3. Бунт (свобода).

Бердяев: "Бакунин - Стенька Разин русского барства." Эрнесто Че Гевара 19 века, который  вечно пытался сделать революцию  в других странах. Бакунин - интернационалист; прежде, чем сделать революцию  в России, надо сделать или попытаться на Западе.

Кропоткин - Ф., анархист на дарвенизме. Отрицал внутривидовую  борьбу. Основа - альтруистическая тенденция. Начальничество - господство (народнические  позиции). Кропоткин - антигосударственник. Революцию он принял, а ведь был ученым-биологом, причем крупным. 

24. 0 Классики русской религиозной филосифии Достоевский (1821-1881) и Соловьев (1853-1900).

За всеми образами Достоевского стоят идеи, которые  спорят, взаимодействуют. Достоевский - Ф., мыслитель, писатель-философ, страстный психолог, проникающий в суть человеческой природы. Он считал, что разум не самое глубокое в человеке, есть не только человек разумный, но и человек подпольный. Хотение - выражение человеческой жизни. Жизнь только по разуму - потеря свободы. Социализм несостоятелен, основное положительное направление в человеке - хотение - м. дать какие-то результаты. В человеке изначально есть зло, которое может испортить все разумное. Хотение выше разума - это определенная тенденция к пониманию человека. Подпольный человек - неприятная личность. Из одного пагубного хотения может вырасти много отрицательного. Человек отпущенный на свободу, мерзок без одухотворяющей его идеи - необходит Бог как абсолютная идея. Достоевский - религиозный философ, как Ницше.

В.Соловиев - сын С.М.Соловиева, крупного историка: учился в университете, стажировался в Сергиевом Пасаде, в духовной академии, работал в Москве, потом оставил службу; писал, выступал. Оправдание добра. Идем - синтез всех форм культуры, науки, религии, Ф.: синтез эмпирического, рационального и мистического знания -целостность (цельное знание). Другая идея - Богочеловечество. а) Проникновение божественного Логоса в природу. б) Полная победа сил добра. в) Единение всех людей с Богом.

ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ: 1) истина есть все; любое в отрыве от цельного - не истина, а ложь; истина - целостный необходимый синтез; 2) синтез мистических (первоначальный уровень непосредственного

вхождения в  реальность: Бог есть), эмпирических и рациональных знаний.

ОНТОЛОГИЯ СОЛОВЬЕВА: 1) абсолютный мир; 2) отпадение от абсолютного (человеческий мир отпадает от общественного); 3) восстановление единства в природе и человеческом обществе. Все оду-хотворено, София - душа мира (стремление к единству в Софии, собирании мира, София - божественная премудрость). Нравственная задача человека - победа над злом, несовершенством, несправедливостью. Идеал социального устройства - теократия. Россия близка к духовному лидерству во главе единого религиозного движения (русский народ способен к самоотречению), к теократическому свободному строю. 

25 0. РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕСАНС Множество имен, работ, гипотез - 43 фамилии на уровне мирового класса за очень короткий срок (рекорд). Сюда частично входят: Богоискатель Лосев, Бердяев (Шестое тоже) - основоположники экзистенциализма.

Бердяев родился  в Киеве, был блестящим оратором, свободно говорил и писал (в творческом экстазе). Умер за границей, под Парижем. Впервые четко на первый план поставил идею свободы. Свобода - основа всего. Основной мезис: объективных реальностей не существует, существует лишь объективация. Носитель- субъект, а не природа. задача - переориентация сознания - изменение мира: другая установка - другой мир. Главное - свободная личность, даздравствует, персонализм! Первая свобода у Бердяева - ун. груп. (свобода до Бога (вначале была свобода)); вторая свобода - рациональность, сопряженная с ответственностью. Но она может превращаться в иррациональность, в своеволие подпольного человека, Против этого - третья свобода - религиозная. Бог помог человеку осуществить выбор в направлении добра. Бог необязательно ведет человека к идее прогресса. Прогресс несостоятелен, это пренебрежение числом поколений, чтобы кто-то потом жил как избранный. 

24 0. 1-вый этап: 1917-1922.

2-ой этап: 1922-1930 (31)

1. Ф. развитие  идет по инерции и осложняется внешними теоретиками (Бердяев и др.). Лето 1922 - первая чистка и высылка крупнейших философов за границу. 15 ноября 1922 г. - "философский пароход" (цвет интеллигенции): Россия стала философской провинцией. Общая тенденция - резкое сужение интеллектуального горизонта, потеря теоретических аргументов, потеря теоретического уровня.

2. Отсутствие  своих философских шагов. Вакуум. Коммунистические университеты, институты.  Развитие в рамках марксизма.  Новэтих рамках обсуждались и  вопросы мировой Ф. Сам марксизм - разумное Ф. течение, на которое можно опираться, заслуживающая внимания т. зр. Свобода дискуссий, за счет которых и фила Ф. Основная дискуссия шла между диалектиками и механистами (Скворцов, Степанов, А. Тимирязев (сын и тоже химик) по поводу предмета Ф. и редукционизма. Ф. - среднее между наукой и релинией. Землевладение - религия, буржуазия - Ф., пролетариат - наука. Победили диалектики. 20-30 гг. - великий перелом: необходимость большевист-ской науки и Ф. В 30-м г. ушел средний уровень (Элита ушла еще в 22 г.) Остались лишь отдельные философы, не составляющие никакого уровня.

ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. 

21. 0 Общая характеристика.  

22. 0 Неопозитивизм (НПЗ), постпозитивизм (ППВ), критический РЦ. 

23. 0 Феноменология (ФЛГ), экзистенциализм (ЭКЗ), герменевтика (ГМК). 

24. 0 Критическая теория франкфуртской школы (ФШ). 

25. 0 Постмодернизм (ПМЗ) и эволюционная эпистемология (ЭЭ).  

21. 0 а) бросается в глаза огромное изобилие направлений, школ, тенденций и т.д. - плюрализм (множество теорий). Поражает.

б) прецентизм - отдельные части классических представлений, которые трансформируются и делаются основой современных подходов. Много  НЕОтечений.

в) максимальное использование всего Ф. наследия. В 19 в. еще было строгое следование определенной Ф. школе, современная Ф. использует весь арсенал.

г) основная единица  Ф. - не теория, а подход. Строят собственные  теории в рамках единого подхода (НПЗ - новые теории с подходом ПЗ).

д): 1) главная  тема - проблема РЦ, его типов и альтернатив; 2) проблема человеческой субъективности, человека в рациональном мире.

е) основные направления: 1) СЦ и АЦ - основные мировоззренческие  тенденции; 2) панорама: классические направления  Ф. 20 в.: НПЗ, ЭКМ, неотомизм (НТОМ) (новое направление, основанное на классическом католицизме). 60-70 гг. - ППЗ и ГМК, а также франк-фуртская школа (ФШ), 80-90 гг. - ПМЗ и ЭЭ. 

22. 0 НПЗ на базе Венского кружка (каф. Ф. в Вене, 20 гг.), близко к нему - Берлинское общество (назвать имена) и Пражская группа (...) и Варшавская (...). Печатный орган НПЗ - журнал "Познание". Предшественники: 1-ая стадия - Конт, Спенсер. 2-ая - Мах, 3-яя - НПЗ. Ориентация - на естественные и точные науки; отрицательное отношение к МФ - вот суть НПЗ. Конт: "Наука сама себе Ф." НПЗ получили совершенное оружие для изгнания МФ из Ф. - логику. Это базовый принцип НПЗ. Основные принципы: деление всех положений науки на аналитические и синтетические: верификация: возможность редукции сложных проектов к элементарным; тезис о возможности получения эмпирических заключений, не зависимых от теоретических, тезис о возможности построения науки на основе физики и математики. Этапы 30-е гг. - наступление, формирование программы; 40-50 гг. ее защита (второе дыхание НПЗ в США (бегство философов от фашизма)), 50-60 гг. предсмертная агония. "Погубитель"НПЗ - Карл Поппер.

ППЗ связан с  НПЗ, с проблематикой, с методологией, людьми. Подход - в серии теорий. К.Поппер. Отличия ППЗ от НПЗ: 1) это анализ истории науки (логическая реконструкция  истории науки), стремление найти универсум - основу человеческого разума через историю науки - другая проблематика, главные факторы развития науки: внешние или внутренние? - Дискуссия внутри себя и вне, с другими течениями. Анализ динамики, а не статики науки. Вопрос: как провести грань между Ф. и наукой? - НПЗ; ППЗ - вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. НПЗ - структура науки, ППЗ - история. ППЗ: три великих отказа: от чистого фактуального базиса (признание того, что он недостижим), от демаркационизми между наукой и Ф. (Это проблема становится вторичной, а главная - выбор теории); от коммуниктивизма (представлений о чисто линейном поступательном развитии науки).

ПОЗИТИВИЗМ ПОППЕРА. Если мы ищем в науке подтверждение  верификации, то мы его находим; когда оно является результатом предсказаний. Наука - совокупность теорий. Подтверждения (верификации) принимаются в расчет, когда ожидается опровержение. Чем больше теорию запрещать, тем лучше. Теория, не опровергаемая никакими мыслями, не научна. Каждая попытка проверить теорию - ее фальсифицирование. Попытка сохранить теорию после опровержения снижает степень ее научности. Исходные проблемы решаются с помощью пробной теории - элиминация ошибок - проблема (формула).

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ (КРЦ) ПОППЕРА. Это широкое Ф. течение, в том числе включающее ППЗ (Ганс Андерс и др.). Для немцев очень важное течение. КРЦ - основа партии свободных демократов в Германии: человеческое существо подвержено ошибкам, но принимая во внимание область разума следует критически относиться к себе и другим. Критический разум: честность, терпимость, толерантность. Идеальная модель небольших постепенных шагов. Основа - тема проб и ошибок, ход человеческой истории зависит от развития научного познания (человеческого); используя рациональные научные методы, мы не можем предсказать, каким будет рост научного знания. Мы не можем предсказать ход человеческой истории. Нужно отвергнуть возможность теоретической истории. Невозможно научно предсказать историю развития человеческого общества, общество и человек имеют массу возможностей для использования и ответственны за это отдельные люди. 

24. 0 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. 1764 - понятие ФЛГ - не вещь как таковая, а то, как эта вещь является, а не к самой вещи. Значительно влияние Канта. Феномен - слить объективность и субъективность. Цель Гуссерля - открыть основы науки, обосновать научное познание обращением к субъекту. До этого люди стремились к объекту. Гуссерль полагал, что самым совершенным признаком научного знания является очевидность (особенно в математике). Вопрос: как возникает жти очевидность, в каких условиях? - основной вопрос ФНЛ Гуссерля. Это археология познания, которая ищет первоначальные структуры, условия возникновения очевидности. Достичь очевидность можно двумя шагами: 1) феноменальная редукция - поздержание от натуралистической установки. Вычленение сознания как потока феноменов, Фиксация вещей на самих себе. Возможно, что в потоке сознания происходит смена феноменов, а не само познание. Результат - такая глубинная характериситка познания, как интенциональность: когда очистим сознание от всего, сознание не будет пустым, оно всегда о чем-то, внутри сознания уже шевелится предмет, сознание есть поток этих феноменов. Интенциональность - направленность. 2) Эйдетическая (сущностная) редукция. У феномена есть эйдет (сущность). Эти сущность усматривается в процессе наблюдения, а не выводится логически. Все воспринимается через форму, задача состоит в том, чтобы выявить эту структуру и найти ее значение для науки. Форма - пространство - предмет. Гуссерль хотел найти основы формирования человеческой субъективности. Здесь огромна роль языка. Основы обычного обыденного человеческого мира - это основы для науки. М.Хайдеггер - ученик Гуссерля, основоположник ЭКЗ.

Информация о работе Краткий конспект лекций "по философии"