Краткий конспект лекций "по философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций

Описание работы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

Работа содержит 1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО  РАЗУМА. Нравственный, моральный разум. В центре - категорич. императив. Золотое  правило: поступай всегда так, чтобы максима ... твоей воли вместе с тем могла быть и прин- ципом всеобщего законодательства. Нравств. может вызывать только идеи, основанные на катег. императиве. Легальные и моральные пос- тупки. 1-е не противоречат К.И., но совершены в соответствии со своими убеждениями. Пример: спасение человека за медаль. Если бескорыстно - моральное поведение основано только на долге. Стремление к счастью не есть основа нравственного поведения. Нравственный разум требует соответствия между добродетельным по- ведением и счастьем. Канта волнует форма, а не содержание.

ПОСТУЛАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО  РАЗУМА: для функционирования разума душе необходима свобода. Причины обусл. феномены, явления. Но ду- ша не феномен. Когда душа принимает решения, она  свободна. Душа д.б. 1) свободна и 2) бессмертна - требования практического разу- ма. Все произойдет, но может и не произойти. Гарантия соответс- твия между нравственностью и счастьем - Бог. Кант был первым, кто попытался вывести Бога из нравственности.

КРИТИКА СПОСОБНОСТИ  К СУЖДЕНИЮ. Мир необходимостей (Критика чистого разума (КЧР)) и мир желаний, свободы (КПР). Человек - жи- тель двух миров. А как он их сопрягает? Ответ К.: он сопрягает их целесообразной деятельностью. Канта интересуют условия образова- ния целесообразности. Как она возможна? ФОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕН- НОСТИ: удовольствие и неудовольствие - на этих чувствах - способ- ность к суждению (нравится или нет). Прекрасное - что нравится непосредственно, в суду одной лишь своей формы. Главная задача искусства - формирование жизненных идеалов. Высшие цели - в ис- кусстве. Там субъект - гений, создающий произведения, где нет ни- каких правил. В науке - необязательно быть гением, м.б. чистая проницательность.

КАЧЕСТВО ФИЛОСОФИИ  И ЗНАЧЕНИЕ. Теория познания, моральная  Ф., эстетика - вклад Каната в эти направления крупнейший. Наи- больший вклад - в теорию познания (он и сам так считал). Субъект - главное лицо, вращающееся вокруг мира (ранее считалось, что мир вращается вокруг субъекта). Оригинальные доказательства бытия Бо- га, императив, разделение поступков на моральные и легальные, ап- риорные формы, чувствительность рассудка и разума.

Еще одно зпохальное значение Канта: развил до предела гносе- ологический подход к Ф. в целом  и доказал его ограниченность. Де- монстрация этой ограниченности открытие прихода в др. ф. направ- ления: прагматизм и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КАНТА И СОВРЕМЕННАЯ Ф. МЫСЛЬ.

1. Неокантианство. 1865 г. Книга Отто Либмана "Кант  и эпиго- ны". Призыв вернуться  к Канту. Канта и неокантианство  объединяет общая установка. Ф.  относится к естествознанию как поэзия к мифу.

ЗАДАЧИ Ф. В  АНАЛИЗЕ ОПЫТА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:

1. Школа:  марбутская 2. Баденская  (Фрейбурсгская)
(Г.Коген,  П.Патрон, Э.Касирер)

естествознание, математика

17 апреля 1945 г

снимаются различия между рассудком и чувствительностью в пользу рассудка. математика основана на рассудке (как разновидность логики) У каждого есть некая реальность и ограниченная задача разума - вещь в себе. (форм. с помощью рассудка), идеал науки - математика, ее центральная идея о бесконечно малом, все науки сводятся к математике. В итоге все существенное выра- жается числом. Большинство наук рассм. в философско-историческом ключе.

(В.Виндельбандт, г.Риккерт)

гуманитарные  науки

начало 19 - конец 20 века

1 мая 1984 г.  Вильдельбандт

произнес речь: науки не по предм. разделяются. Методы ест. наук разделяются. Методы ест. наук номотетичны (законополагающие). Методы географии и гуманит. наук -описательные. Они наиболее важны и существенны. Риккерт - всякое познание есть упрощение. В естествознании познание противопоставляется реальности; основа - малое, а познание естествознания - к обобщению. История идет в ногу с реальностью.

 

 

Кроме того, существуют еще несколько направлений, основанных на положениях Канта.

РЕЛИГИОЗНО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ. Интерпретация К., как метафизика. Он обосновал возможность МФ. Ф. должна идти далее этим путем.

ТЕРМИНОЛОГИЯ  ГУСЕРЛЯ. 2 чел. "Я": одно - чувственное, а другое - трансцедентальное.

ГЕРМЕНЕВТИКА. К. - мудрец, наш современниК. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  Ф, Стросон разлагает на различные  уровни. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ. Лоренц, Фоллер - о твердом надежном знании. ФРЕЙДИЗМ. Недоверие к органам чувств., связ. с подавленной сексуальностью.

ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ  ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.

1) Рационализм  и иррациональные уровни и формы притивостояния. 2) И. как общая Ф. позиция. 3) И. тенденции в современной Ф. (считая последние 100 лет) и методологии науки (герменевтика и постгерменевтика). 4) Паранаука как синоним культуры.

1. Рационализм  (РЦ) - Ф. тенденция, согласно которой разум является основой познания идей и жизни. Разум - самостоятельный и автономный источник познания (узкое определение). В одном случае м.б. как РЦ, так и неРЦ. в узком понимании РЦ п.щ. сенсуализм (эмпиризм): не разум, а органы чувств - истина человеческого познания.

Иррационализм (ИРЦ) - Ф. тенденция, отрицающая (ограничивающая) разум как основу миропонимания  и деятельности. Вопрос: а что  такое разум? В зависимости от различной трактовки разума ИРЦ  и РЦ м. б. разграничен в разных местах. Граница меняется. Объективно в истории и разум, и познание меняются - можно говорить о противостоянии, имея в виду конкретные формы РЦ и ИРЦ.

2. Уровни противостояния  РЦ и ИРЦ: ф) социально-поведенческий,  б) социокультурный, в) гносеологический, г) онтологический. Анализ: а в чем же противостояние? На деле 2 последних - основа, а 2 первых более понятн.

а) социально-поведенческий: Макс Вебер - 4 типа различий:

1 Целерациональн.? 2 ценност. рациональн. тип деятельности. 3 аффективн. 4 традиционн.

1 Ожидаемая ситуация  - условие (средства) для осуществления заранее поставленной цели. 2 основывается на самодовлеющих, этических, эстетических, религиозных абсолютных ценностях независимо от результата к которому приведет эта деятельность. 3 Действие в состоянии эмоционального порыва, афекта - результат обычно неожиданный. Для нас наиболее интересны 1. и 2.

Отличия 3. и 2. 2. осуществляется полностью сознательно  и стремится осуществлять независимо от последствий. 3. - недооценка последствий, средств. с точки зрения РЦ 2. всегда будет ИР. (тем больше, чем больше субъект будет заострять внимание на самодавлеющем типе деятельности).

ПРИМЕР: а) библейская легенда (Ф. работа "Страх и трепет") об Аврааме (его испытаниях). Действия Авраама - "рыцарь веры". Он оставляет  разум и берет с собой веру. Он преступал общественную мораль. Опоры и заповеди нет. Опора - только страх и трепет.

б) Камю "Миф  о Сизифе" (перехитрившем смерть_) Он же был и антигерой, т.к. занимался  разбоем и т.п., - его приговорили  всю жизнь катить камень. Он сделал свой выбор сам и стал свободным - Камю: "Сизиф счастлив свободой и борьбой за вершины" - ценно. рацион. деятельность. Почти безумие. Т.о., чисто рациональная деятельность не всегда хороша (воровство).

б) Социокультурн. О.Конт: человеческая культура - сила от менее рац. к более рациональной форме. С т.зр. РЦ: традиционен принцип - повышение рациональности (Гегель: человечество слагает по ступеням рац. выше) до некоторой вершины. Линейный процесс повышения рациональности., хотя обратный тоже может быть.

ИР: ничего подобного. Макинллер, противоп. Конту: религия, Ф. и наука - не формы человеческой культуры, сменяющие друг друга, а возможность их существования постоянно. Основа - чувства (разн. для Ф., науки и религии), на первый план выдвигается то одна, то другая, но все время присутствуют все формы одновременно.

Паранаука - одна из форм отклонения культуры, хотя постоянно  присутствующая.

в) Гносеология. РЦ: лучший метод познания - рассудочный, логический. Лучшая проверка - логическая и экспериментальная. ИР: интуиция, метод понимания, описание (географическое), в сувствовании, воображении. Анри Берсо: 2 метода познания: рассудок (внешний) и интуиция (попытка постижения реальности изнутри). Берцелиус - основа герменевтики. 2 метода: объяснение (естеств.) и понимание (гуманитарный - из живого целого человеческой души). Метод герменевтики традиционно относится к гуманитарным наукам (Неокантианство. См. 2 метода).

г) Онтология  РЦ: между природой, бытием и человеческим мышлением существует некое родство. Нечто аналогичное. Космос - нечто упорыдоченное. Некоторое тождество: материалисты - человек -продолжение природы, ее бытия - эволюционная позиция - возможна адекватность. ИР: бытие, мир, природа - неразумны, неРЦ и это все. Человек приходит лишь к абсурду из-за желания рациональности. Мир, природа - иррациональны. Мир - случайный спонтанный творческий процесс. Рациональными средствами постичь мир - лишь огрубить. В мире нет ничего одинакового. В естествознании мы хотим огрубить, упростить реальность, установить некоторые законы - абсурд, ведь ничего одинакового нет. Естествознание идет от реальности, а гуманитарии - к ней (в своем упрощении).

ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ). 

21 0. Особенности РФ. 

22 0. Тема "Россия - Запад" в РФ. 

23 0. Русские основоположники анархизма (Бакунин, Кропоткин). 

24 0. Классики русской религиозной Ф. (Достоевский, Соловьев).  

25 0. Русский духовный ренессанс начала 20 века. 

26 0. Ф. в России после 1917 г.

ОСОБЕННОСТИ 

21 0. О РФ как особой форме человеческой культуры можно говорить с начала 19 века. 1) К 19 веку в России были сторонники почти всех западных Ф. теорий (Канта и др.) и теории приживались и переплавлялись, комментировались. 2) В 19 в. складывалось специфическое поле философского напряжения (борьба славянофилов и западников (СФ и ЗП) и своеобразие РФ. 3) Для РФ не характерна гносеология и РЦ (преобладание онтологии в России). 4. Для России характерен антропо(социо-)морфизм - в центре вопросы человечекого бытия, социального разыития, нравственного совершенствования. Главные Ф. в России - социальная и Ф. истории. 5) Синтез всех форм культуры, целостности ценностей -целостность на основе религиозной нравственности - основная задача. 6) Труды - в литературно-художественной форме. Хотя и в западной Ф. это также присутствует (Ницше и др.), но там это исключение, а в Росии - правило. 7) Центр. вопрос о судьбе России. 

22. 0 Тема Россия-Запад более значительна в социальных и политических аспектах - СФ и ЗП: речи о будущих социальных преобразованиях в России. ЗП: нужно опираться на опыт Европы. СФ: самобытный путь Рассии; пытались в будущих преобразованиях опираться на прошлый опыт. Эти термины ЗП и СФ являются шифрами для фундаментального Ф. вопроса об универсальности мышления и культуры. ЗП: возможность достижения универсальной абсолютной истины по ту сторону различий в культуре и жизненной практике. СФ: необходимость искать решения не на уровне мышления, а в самой жизни. Тот же вопрос - рац. и антирац. тенденции. Рациональное мышление - функция иного (мир, воля, экзистенция, жизнь, экон.) - термин Россия есть еще одно обозначение для иного. Запад мечтает о синтезе, целостности, а в России это существовало изначально (особенности православия в частности. Это не догматика, а в основном образ жизни. Для русских стремление - не пойти на разрыв с обществом. Русская традиция - соборность (единство понимания веры отсюда вся христианская догматика. Ряд черт от православия в РФ)). Рациональность - универсальность, абсолютность мышления, ИР - наоборот.

ЗП: Чаадаев, Бакунин, Герцен

Чаадаев Петр Яковлевич (1974-1856). Был самым блестящим молодым человеком начала 20 века, участвовал в войне 1812 года, далее блистал в свете, рос в чинах, образованный, честолюбивый, элегантный. 1820 - между ним и императором что-то произошло, он уходит в отставку, вне государственных дел. Три года ездил по Европе, два письма на фр. языке. Опись России и т.д. Письма перевели на пусский язык и опубликовали. В 1836 Россия - в международной изоляции (из-за Польши) и тут сочинение против России. Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Содержание Ф. писем: отрицательные стороны: 1) В  России отсутствуют обычные рамки  для нормальной жизни, ни у кого нет  определенной сферы существования, ни для чего нет правил и хороших  привычек. 2) Россия находится вне  пространства (территория между Европой и Азией). Россия могла быть похожей на Запад, Восток или синтезировать в нечто особенное, но Россия в культурном смысле не

внесла сущесвенного вклада в развитие цивилизации. 3) Россия вне времени. Все страны в развитии проходили через определенные этапы. В России этого не было (от юности к зрелости). Россия вне времени не растет в отличие от других культур. Вопрос: почему? Ф. концепция Чаадаева (позиция провиденциализма) - история есть результат промысла божьего. И прежде всего, осуществление религиозной идеи. Христианство: а) Россия в выгодах религиозной идеи пошла за православием, а католики - перерабатывали дастижения культуры; б) Россия оказалась все божественного провидения. Бог оснавил Россию свободной. И эта свобода имела отрицательные последствия. в) провиденческая роль в России есть, но она сугубо отрицательная, негативный урок за своеволие, неправильный выбор. В первом письме объединены все три ответа. г) Позже: "мы слишком велики и провидение поставило нас вне интересов национальности и вручило нам интересы всего человечества - освободила".

Информация о работе Краткий конспект лекций "по философии"