Краткий конспект лекций "по философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций

Описание работы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

Работа содержит 1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Возникновение американской Ф.

1620 г. - высадка  плимутовских выходцев - Нью-Плимут. Эти люди были в основном  религиозными беженцами (пуританами - крайние идеи европейской реформации). Лютер как и новые американцы хотели реформировать католицизм. Человека приблизить к Богу. В католи- цизме же между человеком и Богом Целая иерархия. Ее необходимо изъять, реформировать. Изменить характер мышления. Принцип всес- вященства. Каждый человек м.б. священником. Принцип прямого обще- ния с Богом. Каждый человек находит Бога в себе самом. Идея пред- назначенности человека, предопределения. каждому человеку можно спастись - трудовая протестантская этика. Мы можем только уга- дать, как мы может спастись. Ответ: благодаря труду. Каждый чело- век должен трудиться. Труд - величайшая протестантская ценность. Богатство (с помощью честного труда) - намек, что можно спастись. Определенные группы протестантов должны создать город на Холсе - Новый Ханаан. Это все полукатолическое - полупротестантское - лю- ди решили построить идеал, новое общество - в его роли - США (по- хоже на убежденных большевиков). Очень скоро это воплотилось в теократию - устройство по принципу Старого Завета. Государство по религиозным принципам (протестантским). Джон Коттон - идеолог. Корреспонденция - человек общается с Богом - через символы он ищет общение. Неурожай - ага, идем не тем путем. Еж убил змею - уничтожение змия. Строительству Нового Ханаана что-то мешает. Своя жестоко проводимая система ценностей, восприятия мира - своя Ф. Эти люди знали европейскую Ф., Спинозу, Локка. Первые пуритане создали систему пуританской энциклопедии. Природа - на основе фи- зики и символики. Главная задача Ф.: соединить науку и теологию; вы управляется природой, но ее можно изучать научными методами (Коттон и др.) Первая американская Ф.: 1) безраздельная убежден- ность в протестантских ценностях; 2) Повальная грамотность, зна- комство с европейскими достижениями. Т.о., фанатизм + просвещен- ность. Это не ушло, а в какой-то мере унаследованно; 3) Примат духовного над материальным, вера - ценность номер один. Капитал - подтверждает веру (Протестантизм). Определенные формы культуры трактовались как ненужные (живопись - насмешка над Богом, музыка - только религиозная. Это духовные излишества). Ранняя американс- кая Ф. была идеальной системой, уникальным экспериментом по соз- данию плацдарма для новой нации - не было шатаний; 4) Ранняя аме- риканская Ф. основана на трансцендентных идеях (выход за преде- лы). Сущность мира - за пределами этого мира. Истина - центр ми- ра. (В протестантстве этой эпохи женщина была вторичная храни- тельница очага, не трудилась - без намека на спасение. Сейчас по другому. Детям не навязывали волю, а предоставляли определенных матер. и др. круг, в котором развивался ребенок. Мышление челове- ка окружено договорами. Браки - по контракту.)

В конце 17 века эта  протестантская система дает трещину.

Идея большевизма  тогда в Америке привела к  некоему террору (забо-

лел человек - пошли  дожди = он наводит порчу), 1688 - первая вол-

на: 1720 - вторая.

1. Отец и сын  Мазеры - стояли у обоснования  процессов - оп- ределенная Ф.: доносчик  облекался божьей благодатью. Их  изгоняли. Философы-охотники тихо  ушли со сцены в течение нескольких недель. Протестанская Ф. находилась уже на закате. 17 век - великое про- буждение. Тысячи новых англичан решили пройти через новое видение Бога. Богослужения под открытым небом: "освобождение от догм". 18 век - американская Ф, становится фактом мировой жизни. 1760-е гг. крупнейшая проблема. Ранее это были дальние поселения Англии, а теперь - стремление вырваться. Юг США - образовались громадные колонии (на Востоке, а на Западе - потихоньку русские). 1784 г7 - сформировалась новая линия мира. Были очень образованные люди, богатые, с американским образованием - "Новые люди". Новая Ф. До- кумент: "Декларация о независимости США". Началась война. Новый документ. Люди заключили договор и обладали естественными правами - это была новая мысль. Люди сотворены создателями с естественны- ми и неотчуждаетмыми правами. Все люди равны. Равенство вне того, что кто-то преимущественно спасется. 1889 - Французская револю- ция: люди равны - США - ранние мысли по этому поводу. И это было для белых людей. РАссовые предрассудки еще были сильны. люди сот- ворены равными и заключают договор с другими, уступая часть своих прав, предоставляя другим управлять. У них нет болгом данной власти. Они просто уполномочены. К числу прав: жизнь, свобода, стремление к счастью. Их дал Бог, Их отнять никто не может. "Дек- ларация" - уникальный документ с хорошим литературным языком. Развивался тезис о стремлении к счастью.

Крупнейшие философы: Джеферсон: революция - один из спосо- бов  преобразования мира. Ф. теория: чтобы  построить новое госу- дарство  разума в Америке, необходимо запретить  развитие городов. Но был послом в  Европе: Англии, Франции. Видел Париж  накануне ре- волюции. Отрицательный момент в обществе - это города с промыш- ленностью, где существуеют бедные и богатые. Америка д.б. фер- мерской. Город - скопище пороков и противоречий необходимо фер- мерство с одним акром на мужчину - уравнивание собственности. Свободная страна землепащцев. Просвещение: судебно-исполнительное

законодательство. Система разделения властей (это  еще от Локва). Это был взгляд на мир с уравновешенностью, стабильностью  прямыми линиями без извилистых путей. Ни президент, ни конгресс, ни верховный суд не обладали преимуществами по отношению друг к другу. Эта до сих пор система. Широко демократический подход к человеку. Человек по природе демократ = другая т.зр.: Алекс Гамильтон и др. (собственный альманах): все люди - злые: народ - дверь, его необходимо обуздать, а не освобождать - необходима сильная власть: президент или морарз. конгресс и верховный суд - ослаблены. Они видели, что так надо на благо людей. Необходимо создавать города, банки, промышленность - противоположная Джеферсону т.зр. Джеферсон - сокращение госаппарата. Гамильтон - наоборот. Государственная система (и Ф.) США стала балансом двух линий.

ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).

Возник под  давлением эмпириокритицизма. Анализ ощущений.

Мах- ученый и  философ. Конец 19 века: кризис физики. Проблема эфира. Физики стали изучать не природу, а ими же придуманные модели. Мах, Авенариус, Гельмгольц, Богданов. Идеи мазизма в значительной степени поставили проблему перед коммунизмом. Невозможно получить абсолютные знания ни по какому предмету. Карнап: главная задача Ф. - логический анализ языка науки.

Экзистенциализм. От кризиса натурфилософии, ПЗ, от оптимизма  в начале 20 века. Деятели ЭЗМ - религиозные  франц. Это форма АЦ (против науки).

--------------------

ЛЕКЦИЯ 12.

1801. Джефферсон  стал президентом, но это был уже умеренный Джефферсон, а не прежний. С тех времен начинается либерализм в Ф. Принцип разнообразия в культуре США Базовая структура ценностей, незыблемая, почти не изменявшаяся, была существенно трансформирована в начале 1917 г., а с 1985 - опять перевернулась. Либерализм в США - незыблем.

Трансцендентализм (это еще ранняя американская Ф.) - 19 век, 30-50 годы. Обусловленно: 1) американский протестантизм и его ценности в целом продолжали существавать, но было много вольнодумцев - природа может обойтись без Бога. Мы должны искупать грехи хорошими делами - положительная черта протестантизма. Самосознание американцев и гордость возросли. Жизнь хороша, зачем же нести груз отрицательного (зарождение протеста, вольнодумцы). Ряд проповедников из Гарварда, жившие вокруг Бостона (интеллектуаль- ное сборище) - трансцендентализм (ТРДМ). Имена: основатель школы, главный идеолог - Ральф Эмерсон и Генри Тор (1842 - открыт клуб). Идеи: основные ценности - человек и природа. В мире существует трансцедентальное (духовное) начало. Мы не можем жить только не- изменными ценностями и стремимся к духу, высшему закону, сверхду- ше. Эта сфера духа всегда влечет человека. Чтобы туда проникнуть необходимо уйти от низменной цивилизации. Для этого нужно погру- зиться в созерцание эстетического слоя природы. Духовное скрыто в природе. Созерцание природы (1845 г. эксперименты Торо по созер- цанию - жил в хижине 2 года) - мы движемся к природе - постигаем трансцендентное, духовное в природе. Это романтическая Ф, сущест- вовала и в Европе и в др. Романтизм - Ф. человеческого, "Я" об единственном уникальном человеке.

Два крупных  пункта: теория индивидуализма (вторая часть их Ф.) Человек - высочайшая ценность (Я) Все можно обсуждать, дохо- дить, но нельзя поступиться базовыми ценностями. Здесь начинается предел человеческого "Я". Чтобы быть самодостаточным, необходимо выполнять себя - наука, образование, культура, кругозор. Трактат о неповиновении (Торо после эесперимента (47) поместили в тюрьму за то, что не платил налоги, а он не хотел, т.к. его не устраива- ли законы Америки, не одобрял политику. Бойкот, гражданское непо- виновение и др. Эта работа после 62 г. (смерть Торо) оказала вли- яние на последующие взгляды и Ф. (Толстой - теория похожая; Та- хатма Ганди - пассивная борьба; М.Л.Кинг - использовал некоторые идеи). Ганди и Кинг с этим принципом добились победы. 30-40-60 гг. - ТРДМ. Бронзовый век американской Ф. - найти себя, опреде- лить, найти понятия осмыслить натурализм, европейскую Ф., рели- гию.

Золотой век - вторая часть чисто американская новая теорети- ческая Ф. Новое осмысление жизни. Ф. довольно практическая). СА- мая крупная школа - прагматизм. Это Ф. практической деятельности, самой жизни. Чарльз Пирс (1877 публикация: как сделать наши идеи ясными - основное кредо прагматизма). Уильям Джеймс. Джон Дьюри. Понятие опыта: та категория, в которой все - в реальности объек- тивности, субъективности и др. Пирс: у человека одна реальность - реальность человеческого опыта, реальность нельзя отстранить от человека. Опыт - все мое - мысли, мечты, и т.д. - это единствен- ная базовая реальность. Главное - опыт: очеловеченная реальность. Принцип Пирса: понятие о предмете представляет собой не что иное, как представление как о всей совокупности его последствий. Мысль: рассуждать об объектах, объективной реальности - бессмысленно. Мы только можем разглядеть последствия и через них что-то предста- вить. О сущности нельзя рассуждать. Концепция прагматиков: (на фоне развития промышленности) фиксация верования, весь опыт чело- века - вычисление последствий - фиксация последствий. Джон Дьюри. Энциклопедист. Главный американский философ. Человеческий опыт: развитие (социальное).

Три компонента, осуществляющие опыт: 1) проблематическая си- туация (в государстве нет  денег - от макро- до микроуровня. Каж- дая проблематичная ситуация - фиксирование человеческого опыта - верованя); 2) образование (мы получаем образование с помоцию трансформации. принцип непрерывности: если опыт разрывается - ка- тастроф, опыт должен накапливаться непрерывно, поступательное развитие цивилизации, опыт должен плавно передаваться); 3) демок- ратия (ДЬюри: это определенное достояние человеческого сознания, состояние человеческого опыта с открытостью, непрерывностью, плавностью; но это не государство, а временный принцип человечес- кого сознания). Вес 1,2,3 - равновелик и разнозначен. Принцип непрерывности - из-за взаимодействия, информации и т.д. другие системы американской Ф., выражающие характер американского мышле- ния. Каждый выражает культуру по-своему.

Крупный социальный мыслитель - Парсон (умер в 1979), Новый  взгляд на мир: структурный функционализм (Питирим Сорокин и Парсон противостояли). Все социальные системы имеют 4 функции, кото- рые заставляют эти системы  поддерживать самих себя; поддерживать внутренний баланс и внешний обмен. Функции: A, G, I, L. А7- адап- тация к новым условиям. Любая личность (государство, организация) для продолжения себя должна постоянно приспосабливаться; G - це- ледостижение; I - интекрация - возникновение взаимодействий, упо- рядочение взаимодействий; L - поддержание образца: "все сохраня- ется, что продолжается" (Latency). Принцип интегративности: пере- ход д.б. плавный (любой), конфликт - это плохо. Взаимозависимость - наиболее общее свойство - порядок во взаимоотношениях компонен- тов системы. !. Существование определенных ограничений контроля, рамок; не м.б. неограниченным ни один порядок; 2. Не анархия по- ведения, а взаимные расчеты - социальная упорядоченность. 3. Предсказуемость. Ожидания должны оправдываться, иначе зачем их существование? 4. Понимание друг друга. Необходимы единые поня- тия, язык общения. 5. Устойчивость общественных форм, стабиль- ность. Т.о., 5 параметров выживания системы.

Вывод: 1) каждая система стремиться к самосохранению (Парсон; 2) установление баланса с внешним миром, средой. Как идет обмен с внешней средой? - коммуникация, взаимодействие. Ось внешнее - внутреннее; Ось внутренней дифференциации. Каждой роли дают статус.

Накопление энергии  для достижения цели путем полной дифференциации; с помощью дифференциации система должна совершенствоваться, адаптироваться. Ценности - в кодах, значках: код общения (создание атмосферы взаимодействия).

Социальная жизнь  по постепенному, интегральному развитию без срывов, системой плавных переходов.

Роберт Мертон (род. 1910) - ассистент Сорокина и ученик Пар- сона, профессор Колумбийского университета. Функционализм. Функ- ции, формирование человеческого опыта, идеи Мертона: 1) постулат функционального единства: а) в опыте каждый социальный факт бес- конечно глубок, б) именно факты формируют мощную потенцию поддер- живающую систему общественной жизни (своей глубиной); 2) постулат универсальности ф-ма: все существующие формы культуры неизбежно несут в себе функциональное свойство, требующее модифицированного исследования. Все функции обусловлены и модифицированы; 3) посту- лат функционального анализа - определенные функции обладают при- нудительностью и непререкаемостью, приводящей к а) функциональной детерминированности всех общественных институтов; б) возможно су- ществование функциональных альтернатив (свобода в том, чтобы ухо- дить от функций с помощью замены, эквивалента). Заповедь: функци- ональный анализ базируется на анализировании стандартных объек- тов, повторяющихся. Объективное следствие - главное содержание функции. Сущности для функции нет. Можно только объединить после- довательности. 1) существование множества функциональных последс- твий; 2) существование общего баланса агрегированных последствий. Функциональные последствия - наблюдаем, служащие для саморегуля- ции данной системы или приспособленностью к внешней среде. Ослаб- ляющие действия системы - биф-ции. Неф-ция - эмпирическая возмож- ность возникновения нефункционалных последствий, не вливающихся в рамки рассматриваемой системы. Они нейтральные, случайные, внеш- ние.

Явные и скрытые  функции. Явные: внутренний смысл - связка, совпадения с последствиями. Всегда осознаются участниками как таковыми. Скрытые - не планируются и не осознаются участниками, появляются как побочное явление.

ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.

Ф. науки - область, которая развивается давно (Аристотель и др. греки, в 20 веке развитие и расцвет). Наука - сила в развитии общества. Понятие "ученый" возникло в начале 20 в., ввел его Эвимер. Наука стала объектом многих социальных дисциплин. Ф. науки изучает науку как процесс производства знания. Знание - основная точка, вокруг которой концентрируется весь процесс.

Информация о работе Краткий конспект лекций "по философии"