Краткий конспект лекций "по философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций

Описание работы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

Работа содержит 1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ.

  1. Особенности современного мира.
  2. Сциентизм и антисциентизм: задачи, сущность и ф-ции.
  3. Ф. как теоретическое мировоззрение.
  4. Структура философского знания.

1. Масштабы человеческой  деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.

2. Усиление интегративных  тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в  масштабах Земли сжалось, в  мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

3. Противоречия  и проблемы. Глобальные проблемы: 1) войны и тира (ослабленная угроза  ядерной войны), 2) экологическая  (боль- шинство людей хотят жить  как американцы, но это невозможно, т.к. планета не выдержит нагрузки, 3) демографическая (в развивающихся странах процесс может привести к гибели человечества). Вывод: современный мир возник за счет НТП прежде всего.

4. НТП как  основа современной цивилизации. 300 лет назад - земледельческая  цивилизация, затем - научно-технический перево- рот. НТП пропитывает поры нашего существования. Ф.Бекон: знание - сила, написал НТ утопию: общество на острове, попытался постичь скрытые силы всех вещей. Создана индустрия тиражирования ценнос- тей культуры. Двоякость проблемы: комфортабельность, но экологи- ческие катастрофы. Телефон, телевизор - отсутствие непосредствен- ных контактов, нарушения в личностном плане. Двоякое отношение к НТП. Несмотря на то, что в реальной жизни - интенсивное развитие науки и техники, на уровне культуры нет подобного роста, Напро- тив, имеют место полярные оценки: наука - возможно это не так уж и хорошо. Англия: опрос: 45% - наука приносит больше добра, чем зла (сциентисты), 11% - наука приносит больше зла, чем добра (ан- тисциентисты), 38% - поровну. Т.о. сциентизм (СЦ) - преувеличение роли науки по сравнению с другими видами человеческой деятельнос- ти. Антисциентизм (АЦ) - противоположная точка зрения. Концепции: 1) в области истолкования соц. этики, 2) в области истолкования познания (книга "Третья волна"). Социальная область: 1950 г. Г.Кон, Э.Бжизинский, А.Тоффлер: 1-волна: человеческая культура древних цивилизаций, 2- техничес- кое общество (300-350 лет назад), 3-новейшие способы производс- тва, семья, информация (США, Япония, Зап.Европа), демассификация производства. "Новая технократическая волна на Западе", "Телема- тическое общество". Ж.Ж.Руссо: критика технократического СЦ. Раз- витие науки приводит к догматическому обществу. 60-70 гг. - эко- логические аргументы. Наука не выполняет просветительской миссии, ожидаемой ранее. 1860 г. - Тамас Гексли на собрании естествоиспы- тателей дакладывал о деятельности Ч.Дарвина. "Мы происходит от обезьяны по линии бабушки или дедушки?" Но в 1882 - парламент в Берлине: Рейман, ректор ун-та признал дарвинизм.

СЦ и АЦ в  области толкования познания (гносеологич. или ме- тафизич.). Основа - два тезиса: 1) все познавательные проблемы м.б. решены с помощью науки; 2) наука - комплекс физ.-мат. стро- гих дисциплин. АЦ докащывает, что невозможно все решить с помощью науки. Существует альтернативный путь познания. АЦ в 20 веке - экзистенциализм. СЦ - неопозитивизм. (Венский кружок).

Позитивизм - несколько  стадий. Основной тезис - наука сама себе философия. Основоположник - О. Конт - тезис осн. стадий раз- вития человеческого мышления: религиозное, философское и научное (позитивизм).

1. Религиозн. - поиски  абсолютного знания, объяснение  всех явлений с помощью обращения  к сверхъествественным силам.

2. Похоже, но  вместо сверхъествественных сил  появляются сущ- ности: теплород и др. (метафизич. или философ.)

3. Сущности отбрасываются;  воображение подчиняется наблюде-  ниям, задача науки - описание  связей между наблюдаемыми величина- ми. Здесь философии нет места  (т.к. мира сущностей не существует) с т. зрения науки. Все видимые явления исследуются различными на- уками. Наука при развитии дифференцируется. Ф. объединяет науки, энциклопедия всех наук, выжимки - это все любая Ф. как самостоя- тельная наука. В 20 в. это направление набирает силу. Неопозити- визм. Орудие критики в 20 веке - формальная логика. Неопозитивис- ты были хорошими логиками. Логика: все предложения разделим на осмысленные и бессмысленные. Какое предложение бессмысленно? Нап- ример, предложение вообще не имеет смысла логически. Осмысленные предложения: аналитические (логика, матем.) и синтетические (син- тез субъекта: установление истинности методом верификации; это предложения опытных наук). Сложные предложения - совокупность ре- зультато, установленных опытом. Слова, не имеющие эмпирических характеристик, лишены смысла. Все, что не является аналитич. или синтетич. - бессмысленное (подлежащее искоренению, наприм., пред- ложение метафизики).

Метафизич. не утверждает представления о мире, это скорее сродни искусству. Ф. должна исчезнуть.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.

Ф. - теоретическое  мировоззрение. Мировоззрение - система  представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место  и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.

Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.

Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

Лекция 2. Философия Канта  и ее современное  значение.

Введение: Кант И. 1724-1804. Кенигсберг, профессор, потом инспектор К. университета. Его жизнь внешне лишена крупных собы- тий, была размерена до легенд., напряженная интеллектуальная и педагогическая жизнь. Стал профессором в 46 лет. Читал курсы по физике, математике, механике - много чего. Канта хоронили с коро- левскими почестями толпы. Кант был хорошим человеком, крупным фи- лософом и олицетворял собой духовное движение - просвещение. Он мощно выражал движение, в основе которого были представления о силе знания. Все же Кант был ярко выра? "Движение Земли" - затормаживается. Главный вклад Канта в иссле- дование человеческого мышления - его Ф произведения. 70-е гг. - рубеж. До 70-х - докритический период жизни К. Он писал, что Д.Юм пробудил его. Докритический период - К. занимается проблемами на- турфилософии, онтологии, ест. гипотезы (выше) вопросами бытия. После 70-х (знакомство с сочинениями Д.Юма) привело его к крити- ческому анализу ("Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика - способность к рассуждению"). Каждая "Критика" отвечает определенным аспектам человеческого сознания - "общий разум" (познание); моральный нравственный разум; анализ способ- ностей человеческого суждения - эстетика (проблемы неудовол. и удовол.). Теория познания, этика, эстетика - анализ структуры сознания. Как решать эти проблемы?

КРИТИКА. - точное выявление познавательных способностей, с помощью которых мы решает различные  проблемы, необходимо устано- вить, с  помощью какого механизма мы будем  решать эти проблемы познания: границы применимости наших познавательных способностей (установление границ). Сфера действия. Кант хотел дать критику чистого разума, а в действительности дал анализ науки того време- ни.

Интеллектуальная  ситуация эпохи.

1. В науке  авсолютно надежным знанием считают логику Аристо- теля и геометрию Евклида (и достоверн.) Кроме того, развивалась механика Ньютона.

2. Гипотетичность  опытного знания (основанного на  опыте). Опыт как основание не  тежет служить для необх., надежн., досто- вер. знания - т.к. ряд  (эмпирич.) еще не окончен (опытный ряд) и м. б. всегда разруш. суждения (Юм обращал на это внимание: "По причине этого" - мы утверждает больше, чем "после этого".) При- чинность утверждения содержит в себе больше, чем следователь- ность. Не существует онтологических критериеев для различия prope hoc & регулярно past hoc. "Если .... то" - нельзя сказать; у нас нет эмпирических онтогогических критериев - нет смысла об этом говорить - все ниши утверждения - это метафизика, мы м. опериро- вать только past hoc. Но все эти суждения гипотетичны, нелогичны. - эмпирические знания (опытные) = между 1. и 2. пунктами - оче- видное противоречие: опыт основа достоверных знаний обоснование достоверного знания осуществлялось делением на аналитич. и синте- тич. Суждение - форма мысли, в которой утверждается или отрицает- ся что-либо о чем-либо. В суждении есть субъект (относительно че- го утвержд.): предикат (что приписывается или отрицается субъек- том) и связка. Особенность аналитического суждения: в субъекте в неявном виде уже содержится предикат. Форма суждения: аналитичес- кое утверждение: все тела протяженны. В теле уже существует пре- дикат: из понятия тела мы извлекает явно признак протяженности; он уже существовал в теле в неявном виде.

Синтетические суждения: предикат не содержи. в суждениях, он не извлекается из субъекта, а прибавляется к нему, пример: неко- торые тела тяжелые. Тело м. мыслить весомо и нет, но тело м. мыс- лить и как невесом. там есть синтез, в основании которого опыт философов и ученых. Аналитические суждения являются истинными в силу своей формы. Их главная особенность: истинность вытекает из формы. достоверность посредством установления истинности суждений самих. Евклидова геометрия, логика Аристотеля - аналитич. Для ес- тествознания нет достоверности, обоснований, оно основ. на опыте и является синтетическим. Опытное знание гипотетично.

Позиция Канта: 1. достоверное знание определенно  имеется - матем., логика, механика; 2. опыт не дает надежн. обоснования, опытн. знание гипотетично; 3. основа достоверного научного знания - синтетические суждения: на опыте синтетические суждения apocto- vicopi, б)суждения a priori. апприарно-синтетические суждения - откуда - это основной вопрос "Критики чистого разума". Как аппри- орные суждения возможны. Матем., естествознание, метафизика: как возможны априорные синтетические суждения в них - основные вопро- сы Канта.

Ответ Канта  на эти три вопроса:

1. Знание (любое) - сложно по своему составу.  Оно необходимо слагается из  содержания (дается органами чувств) и формы (которая изначально коренится в структуре нашего сознания). Ведщую актив- ную роль в познавательном процессе играет форма. Процесс познания есть процесс априорных форм. Форма - основа достоверности и необ- ходимости. Она изначально дана человеку в структуре его сознания. Т. к. познавательные формы не зависят от нашего сознания, то она - основа достоверности.

Сложность - Кант сделал великое открытие. Можно узнать толь- ко реальность форм, а не реальность вообще. Процесс познания есть всегда процесс напряжения познавательных способностей.

Как возможны синтетические  суждения априори в математике? Пример: геометрия Евклида. Прямая есть кратчайшее расстояние меж- ду двумя точками. Кант* это синтетическое суждение: прямая - ка- чество, расстояние - количество = синтез суждений. Ранее считали, что аналитическое.

Вопрос: ариорные формы чувствительности, а именно пространс- тво и время. В структуре  человеческого сознания есть изначально такие чувственные интуиции - пространства и времени. Прямая и точка (выше) = чувствительная интуиция пространства = истинность утверждения. 7+5=12 Этот синтез основан на процедуре счета. Счет предполагает время (мгновение- 1,2,3..). Мы упорядочиваем реаль- ность либо в пространстве, либо во временном порядке. Мат. как наука существует т.к. существует пространство и время - основы синтезов в математике.

Естествознание. Мат. основана на чувственных, естествознание - на познавательных органах - понятия, или категории рассудка - фундаментальные  понятия, без которых мышление невозможно вообще: единич., множест., целое; качесво: реальность, отрицание, ограни- чение (по Канту); отношение: субстанции, причины, взаимодейсовие; модальность: необходимость, возможность, существование (или ре- альность).

Метафизика (МФ) как наука. Возможна ли она как  наука? МФ ос- новывается на разуме. Отличия разума: у разума есть ИДЕИ: 1) о душе, о бессмертии; 2) о мире как целом; 3) о Боге как безуслов- ной причине всех явлений. Попытки разума судить это неизменно ве- дет к ошибкам, противоречиям - можно доказать, что мир ограничен в пространстве, а можно доказать обратное. Разум запутался в про- тиворечиях = симптом неистинности разума, того, что разум вышел за предел своих возможностей. Это требование идеи как регулятив- ного принципа - требование приводить наше познание к полному, но никогда не завершаемому единству. МФ возможно как наука лишь как учение о регулятивных принципах познания.

Информация о работе Краткий конспект лекций "по философии"