Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных
тенденций; формирование
3. Противоречия и проблемы. Глобальные проблемы: 1) войны и тира (ослабленная угроза ядерной войны), 2) экологическая (боль- шинство людей хотят жить как американцы, но это невозможно, т.к. планета не выдержит нагрузки, 3) демографическая (в развивающихся странах процесс может привести к гибели человечества). Вывод: современный мир возник за счет НТП прежде всего.
4. НТП как
основа современной
СЦ и АЦ в области толкования познания (гносеологич. или ме- тафизич.). Основа - два тезиса: 1) все познавательные проблемы м.б. решены с помощью науки; 2) наука - комплекс физ.-мат. стро- гих дисциплин. АЦ докащывает, что невозможно все решить с помощью науки. Существует альтернативный путь познания. АЦ в 20 веке - экзистенциализм. СЦ - неопозитивизм. (Венский кружок).
Позитивизм - несколько стадий. Основной тезис - наука сама себе философия. Основоположник - О. Конт - тезис осн. стадий раз- вития человеческого мышления: религиозное, философское и научное (позитивизм).
1. Религиозн. - поиски
абсолютного знания, объяснение
всех явлений с помощью
2. Похоже, но
вместо сверхъествественных
3. Сущности отбрасываются;
воображение подчиняется
Метафизич. не утверждает представления о мире, это скорее сродни искусству. Ф. должна исчезнуть.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
Введение: Кант И. 1724-1804. Кенигсберг, профессор, потом инспектор К. университета. Его жизнь внешне лишена крупных собы- тий, была размерена до легенд., напряженная интеллектуальная и педагогическая жизнь. Стал профессором в 46 лет. Читал курсы по физике, математике, механике - много чего. Канта хоронили с коро- левскими почестями толпы. Кант был хорошим человеком, крупным фи- лософом и олицетворял собой духовное движение - просвещение. Он мощно выражал движение, в основе которого были представления о силе знания. Все же Кант был ярко выра? "Движение Земли" - затормаживается. Главный вклад Канта в иссле- дование человеческого мышления - его Ф произведения. 70-е гг. - рубеж. До 70-х - докритический период жизни К. Он писал, что Д.Юм пробудил его. Докритический период - К. занимается проблемами на- турфилософии, онтологии, ест. гипотезы (выше) вопросами бытия. После 70-х (знакомство с сочинениями Д.Юма) привело его к крити- ческому анализу ("Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика - способность к рассуждению"). Каждая "Критика" отвечает определенным аспектам человеческого сознания - "общий разум" (познание); моральный нравственный разум; анализ способ- ностей человеческого суждения - эстетика (проблемы неудовол. и удовол.). Теория познания, этика, эстетика - анализ структуры сознания. Как решать эти проблемы?
КРИТИКА. - точное выявление познавательных способностей, с помощью которых мы решает различные проблемы, необходимо устано- вить, с помощью какого механизма мы будем решать эти проблемы познания: границы применимости наших познавательных способностей (установление границ). Сфера действия. Кант хотел дать критику чистого разума, а в действительности дал анализ науки того време- ни.
Интеллектуальная ситуация эпохи.
1. В науке
авсолютно надежным знанием
2. Гипотетичность опытного знания (основанного на опыте). Опыт как основание не тежет служить для необх., надежн., досто- вер. знания - т.к. ряд (эмпирич.) еще не окончен (опытный ряд) и м. б. всегда разруш. суждения (Юм обращал на это внимание: "По причине этого" - мы утверждает больше, чем "после этого".) При- чинность утверждения содержит в себе больше, чем следователь- ность. Не существует онтологических критериеев для различия prope hoc & регулярно past hoc. "Если .... то" - нельзя сказать; у нас нет эмпирических онтогогических критериев - нет смысла об этом говорить - все ниши утверждения - это метафизика, мы м. опериро- вать только past hoc. Но все эти суждения гипотетичны, нелогичны. - эмпирические знания (опытные) = между 1. и 2. пунктами - оче- видное противоречие: опыт основа достоверных знаний обоснование достоверного знания осуществлялось делением на аналитич. и синте- тич. Суждение - форма мысли, в которой утверждается или отрицает- ся что-либо о чем-либо. В суждении есть субъект (относительно че- го утвержд.): предикат (что приписывается или отрицается субъек- том) и связка. Особенность аналитического суждения: в субъекте в неявном виде уже содержится предикат. Форма суждения: аналитичес- кое утверждение: все тела протяженны. В теле уже существует пре- дикат: из понятия тела мы извлекает явно признак протяженности; он уже существовал в теле в неявном виде.
Синтетические суждения: предикат не содержи. в суждениях, он не извлекается из субъекта, а прибавляется к нему, пример: неко- торые тела тяжелые. Тело м. мыслить весомо и нет, но тело м. мыс- лить и как невесом. там есть синтез, в основании которого опыт философов и ученых. Аналитические суждения являются истинными в силу своей формы. Их главная особенность: истинность вытекает из формы. достоверность посредством установления истинности суждений самих. Евклидова геометрия, логика Аристотеля - аналитич. Для ес- тествознания нет достоверности, обоснований, оно основ. на опыте и является синтетическим. Опытное знание гипотетично.
Позиция Канта: 1. достоверное знание определенно имеется - матем., логика, механика; 2. опыт не дает надежн. обоснования, опытн. знание гипотетично; 3. основа достоверного научного знания - синтетические суждения: на опыте синтетические суждения apocto- vicopi, б)суждения a priori. апприарно-синтетические суждения - откуда - это основной вопрос "Критики чистого разума". Как аппри- орные суждения возможны. Матем., естествознание, метафизика: как возможны априорные синтетические суждения в них - основные вопро- сы Канта.
Ответ Канта на эти три вопроса:
1. Знание (любое) - сложно по своему составу. Оно необходимо слагается из содержания (дается органами чувств) и формы (которая изначально коренится в структуре нашего сознания). Ведщую актив- ную роль в познавательном процессе играет форма. Процесс познания есть процесс априорных форм. Форма - основа достоверности и необ- ходимости. Она изначально дана человеку в структуре его сознания. Т. к. познавательные формы не зависят от нашего сознания, то она - основа достоверности.
Сложность - Кант сделал великое открытие. Можно узнать толь- ко реальность форм, а не реальность вообще. Процесс познания есть всегда процесс напряжения познавательных способностей.
Как возможны синтетические суждения априори в математике? Пример: геометрия Евклида. Прямая есть кратчайшее расстояние меж- ду двумя точками. Кант* это синтетическое суждение: прямая - ка- чество, расстояние - количество = синтез суждений. Ранее считали, что аналитическое.
Вопрос: ариорные формы чувствительности, а именно пространс- тво и время. В структуре человеческого сознания есть изначально такие чувственные интуиции - пространства и времени. Прямая и точка (выше) = чувствительная интуиция пространства = истинность утверждения. 7+5=12 Этот синтез основан на процедуре счета. Счет предполагает время (мгновение- 1,2,3..). Мы упорядочиваем реаль- ность либо в пространстве, либо во временном порядке. Мат. как наука существует т.к. существует пространство и время - основы синтезов в математике.
Естествознание. Мат. основана на чувственных, естествознание - на познавательных органах - понятия, или категории рассудка - фундаментальные понятия, без которых мышление невозможно вообще: единич., множест., целое; качесво: реальность, отрицание, ограни- чение (по Канту); отношение: субстанции, причины, взаимодейсовие; модальность: необходимость, возможность, существование (или ре- альность).
Метафизика (МФ) как наука. Возможна ли она как наука? МФ ос- новывается на разуме. Отличия разума: у разума есть ИДЕИ: 1) о душе, о бессмертии; 2) о мире как целом; 3) о Боге как безуслов- ной причине всех явлений. Попытки разума судить это неизменно ве- дет к ошибкам, противоречиям - можно доказать, что мир ограничен в пространстве, а можно доказать обратное. Разум запутался в про- тиворечиях = симптом неистинности разума, того, что разум вышел за предел своих возможностей. Это требование идеи как регулятив- ного принципа - требование приводить наше познание к полному, но никогда не завершаемому единству. МФ возможно как наука лишь как учение о регулятивных принципах познания.