Краткий конспект лекций "по философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций

Описание работы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

Работа содержит 1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Последние 20-25 лет  в ЭЭ господствовал междисциплинарный подход к решению ф. проблем. Попытка объяснить познавательный процесс на основании теории эволюции. Конрад Лоренц (1902-1989), Герхард ?Койнам (1943). Первый - крупнейший социолог. 1941 - начало ЭЭ в работах Лоренца (самые первые работы). После мирового признания снова попытался провести свои теории - снова признание. "Оборотная сторона зеркала". В 1975 г. - "Эволюционная теория познания" второго Герхарда. Термин в статье Дональда Кемпбелла (1974). - Койнам использовал, ему понравился термин. Целый ряд ученых примкнул к течению ЭЭ, которая содержит два смысла: 1) ее можно понимать как направление, исследующее познавательную способность человека на основе синтетической эволюции; 2) - эволюция науки по Дарвину. Поппер и др. теорию эволюции здесь используют как аналог. Суть: наши познавательные способности - результат приспособления к внешнему миру. Субъективные структуры - потому, что необходимы для выживания. Предшественники: Сознание человека не пустое, а содержит познавательные структуры. Платон (мир идей), Декарт, Кант. Основа - синтетическая теория эволюции, применительно ко всему + научные достижения. Универсализация эволюции. Ф. предпосылка: гипотетический реализм (научный натурализм). Основные положения: все живые существа имеют априорные субъективные структуры. Они подходят к миру, в котором существо и функционирует. Эти структуры выработаны в ходе эволюционного процесса, и соответствуют условиям выживания, выработанным в них, - это и есть сущность ЭЭ. Жизнь есть познавательный процесс - накопления и приобретения информации - на что способна только живность.

НАУЧНЫЕ И ИНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. Уроки истории  ф.

2. Постулаты  научного мировоззрения (МЗ).

3. Субъективно-персоналистские  и религиозные МЗ.

1. а) огромное  количество концепций; б) большинство представителей стремились окончательно разрушить ф. проблемы = фундаментализм. Сейчас происходит переоценка: 1) явный отказ от традиций фундаментализма (ПМЗ, ЭЭ); признание того, что все человеческое знание - гипотетическое (ППЗ - о науке; сейчас - и о ф.). Спор по поводу основных проблем - это не скандал (Конт), а субъективность, неизвестность ( многообразие). 2) многообразие неизбежно, но можно навести порядок: все ф. концепции можно объединить по определенному кругу проблем (классу). Степень фундаментальности проблем - упорядочение по ним. Для ф. - это важно, но недостаточно. Для ф. важно выражение ведущих тенденций в человеческой культуре. [ 1) - человеческий род; 2) - современность]. Гипотеза: наиболее важным и фунд. направление в ф. является научное МР (мировоззрение), ориентированное на получение объективной информации о реальности. Только на основе науки можно разрешить острейшие глобальные проблемы. Соперники: мифологическое ( обладает огромными интерпретативными возможностями).

2. Постулаты научного МР (хотя они и являются гипотезами, на них строится все научное МР): 1) о реальности внешнего мира [ а) - она инстиктивна для человека; б) реализм естественного языка; в) эвристичность - ориентирована на поиски неизвестного ]; 2) структурность ( реальный внешний мир определенным образом структурирован, закономерен и упорядочен = это основа научного познания); 3) непрерывность ( между слагаемыми бытия существует казуальная, историческая связь, нет перерыва между живыми и неживыми sim); 4) функция мозга (мозг человека и животного - орган мышления).

3.А. Конкуренты. Субъективно-персоналистское МР. Субъективный  идеализм: внешний мир реально  не существует, он есть результат  объективизации (миф). Позиция не  противоречащая логике. Существует  и масса других позиций, в которых реальность внешнего мира рассматривается через призму человеческого бытия. Это МР продуктивно для решения целого ряда проблем. Проблема человеческого бытия: человек не только эксцентричен, каждый человек рассматривает себя в центре мира - геоцентричность. В определенных аспектах иногда это центрирование может искажать реальность. Социокультурные проблемы: каждый субъект творит субъективную реальность, которую можно рассматривать объективно и через призму бытия человека-творца.

3.Б. Религиозное МР - более близко к 2., чем к 3.А., так как это реалистическая доктрина, но этот взгляд поверхностен. Вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Апостол Павел) - 2 тезиса: 1) чаю воскрешения мертвых и жизни Будущего века - вечная жизнь вводится Христом. Уверенность в невидимом - антологическая уверенность в структуре мира (Бог, ангелы и др.). Задачи объективного постижения реальности не входят в число основных тем религиозного МР. Оно сосредотачивается на внутреннем мире человека - ближе к 3.А., чем к 2. Степень близости зависит от интерпретации второго тезиса (Бог - как он может трактоваться): а) Бог только внутри нас (не христианская, но есть и у нас и еще где-то) - идею Бога считают важной и нужной для внутреннего бытия человека (немного верующего) мы живем в научном мире, сомневаемся в реальности бытия Бога, но верим в него внутри нас; б) каноническое православие: Бог - онтологическая реальность, не может стать непосредственно опытом, экспериментальным объектом. Он доступен лишь входящим внутри нас (только в этой степени) - средства познания не м.б. внешними, а только внутренними. Человек - онтологический инструмент, средство познания. Лишь изменяя самого себя, человек впускает в себя Бога, его можно постичь. Хорошая позиция, но неактивно входит в жизнь. в) западное христианство: Бог постижим через откровение и через исследование предметно-товарного мира при помощи разума и науки. Сейчас проводится огромная работа по взаимосогласовыванию науки и религии. Предпринимаются попытки трансформировать концепцию Бога (традиционную).

ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ  ПОЗНАНИЕ).

1. Что такое  познание.

2. Эволюция человеческого  познания.

3. Мезокосмос.

4. Формы вненаучного  знания.

5. Особенности  научного знания.

Науку можно  представить в нескольких аспектах: 1) знание и познание; 2) человеческая деятельность; 3) социальное (социология науки).

1. Сомневаться  можно во всем, но несомненен  будет акт сомнения (Декарт). Наше  знание неполно, гипотетично,  несовершенно, но оно существует (это эмпирический факт). Мы из  него можем исходить Вопрос первый: Познание - идентификация и реконструкция внешних объективных структур в субъекте = а что такое реконструкция, а как возможно познание, а насколько оно объективно? (второй вопрос) Как возможно познание? - за счет взаимодействия объективных структур, принадлежащих человеку. Без объект. - галлюцинации; без субъект. - не познание. Оба вклада необходимы. Человек - биологическое существо, сформировавшееся в определенных социально-культурных условиях. Субъект. - человек. Троякость познания со стороны субъект.: троякая детерминированность: филогегенетическая, социо-генетическая (человек - единственный представитель социо-культурного мира); онтогенетическая (познание детерминировано предшествующим уровнем знаний). Вклад субъект. в познавательный процесс м.б. перспективным позиция наблюдателя теории тоносительности, когда от позиции субъекта зависит видимая картина реаль-ности), селективным (лишь часть объективной реальности доступна (слышим в определенном диапазоне), конструктивным ( от субъекта зависит сама форма постижения реальности). Все это по отношению к вторичным качествам. Реальность - продукт сложного, утонченного познавательного процесса.

Трехстороннее отношение к процессу познания:

ПОЗНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ ------------- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

А (ранее воспринимается как фон?)

Познание, т.о., треугольно - по взаимодействию.

2. Классики: познающий  субъект - образованный, культурный  человек (европеец своего времени) - не совсем адекватно. Современнаяф. обращает внимание - какие этапы  формирования субъекта существуют: 1) онтогенетическая эпистемология (познание с детства до взрослого состояния); 2) филогенетическая эпистемология (Лоренц и др.) (от простейших до человеческих культур). Как формируется познание - это для них единый вопрос.

1. Жизнь есть  познание. 2. Любые живые существа имеют априорные позитивные структуры. Та информация, которая поступает на сетчатку - двухмерна, а реальность - трехмерна; существует аппарат, не зависит от нас. 3. Эти априорные позитивные структуры оформились в процессе эволюции. Естественно, закрепляются те структуры, которые дают возможность выживать. Общая линия - в том, что все эти структуры ориентируются на вычленение инвариантного, устойчивого, повторяющегося объекта. Человек снабжен особым аппаратом обработки информации, отсекающим все случайные, инвариантные ситуации, вне зависимости от нашей воли. Этот аппарат - база. Вторичный аппарат - осознательный, зависящий от воли.

1) Познавательный  аппарат был создан не для  науки, а для вы- живания. 2) Любопытство,  память и др. - факторы, формирущиеся в ходе биологического развития, но являющиеся для науки конститу- тивными, они ее образуют. 3) Аналогии (между биологической эволю- цией и эволюцией познания). Лоренц - познавательный аппарат рабо- тает как и у инфузории). Существует аналог - (предположение и оп- ровержение) = от амебы до Эйнштейна - один шаг (наше познание идеологически, генетически детерминировано). 3. Человеческий поз- навательный аппарат при эволюции оказался приспособленным к опре- деленным условиям, которые можно обозвать по аналогии с экологи- ческой нишей - мезокосмос (Польдер Г.) - познавательная (когни- тивная) ниша. Это те условия, в которых функционирует познава- тельный аппарат. 1) Мы живем в мире, который имеет "и минимальные доли (мм), и максимальные - горизонт (линия 20 км) и sim; мир средних величин, средних размеров. 2) Понятие "Мезокосм (МКМ)" распространяется не только на расстояния, но и на температуры (-20 - +100), на вес (до тонны (слоны)), на давление. Это наш мир. 3) Антропоцентристские понятия: в центре МКМ - человек, он характеризует МКМ, является критерием самого МКМ. Однако, некото- рые факторы среды м.б. восприняты не человеком, а др., - напри- мер, животными. 4) Наши чувствительные органы, прост. умозаключе- ния - устроены соответственно МКМ. =Структуры МКМ являются наг- лядными. Наглядность: микрокосмические структуры чувственно восп- ринимаются, хотя и не все - м.б. и не наглядные. = Вопрос: когда - наглядные? Ответ: наглядная структура - та, которую можно трансформировать в микрокосмическую; или: когда немакроскопичес- кая структура м.б. спроектирована. (Вселенную можно представить порядком 10 в 8-ой степени).

4. Маркс: самый  плохой архитектор отличается  тем, что у него есть план. Действие на основе знания, плана  - есть критерий ра- зумности. Гильберт Раут (англ.): критерий разумности - то, чего нельзя наблюдать - субъективный акт мышления. Критерий: во многих случаях предварительного плана не существует. Часто мы не можем вспомнить, создавали ли мы план перед сделанным. Неизвестны общие представления многих действий. Некоторые действия основаны не на знаниях, а на навыках, умении, диспозиции - готовности действо- вать определенным образом. Критерий разумности: определенные нор- мы, стандарты действий. Хотя эти нормы могут актуально не испол- няться. Мишель Полани: концепция неявного, личностного знания. Вместе с человеком появились и научные приборы, которые он наст- роил. В личностное знание входят: 1) обычная диспозиция; 2) зна- ние экспертов, дегустаторов, диагностов; 3) состояние перифири- ческого сознания (наше внимание по-разному сосредотачивается на молотке и шляпке). Это относится к интеллектуальным инструментам. (Вестник МГУ, 6, 1994 и 1, 1995). Существует знание неявное и обыденное ( поверхностное, неадекватное = критиковали ранее). Ра- нее думали, что обыденное знание сменится научным; сейчас - обы- денное знание (диспозиция, навыки, социальные нормы и табу, раз- личные элементы познания) - основа для научного познания (струк- тура обыденного познания).

5. Элементы вторичных  форм познания, культуры, мифологии, ф. и науки.

Особенности мифологического  познания: 1) антропо-социо-мор- физм (заключение по аналогии с человеком). 2) Художественно-об- разный характер мифологического познания. Мифология - это со- цио(ядро)-когнитивного (периферия) комплекс. Для строительства алтарей были созданы архитектурные планы. Мифологический элемент - религия. Далее образовалась наука, Ф., религия, но сохранились и черты мифологии.

Искусство - специфическая  форма познания. Тончайшие духовные качества: рифмы, формы и др. Научными считаются концепции (различные), теории эмпирического знания.

В начале 20 века критерии научности можно уподобить  интел- лектуальному полицейскому, не пропускающему ненаучное. Но - жест- кого критерия (дубинки)- не придумали. Современные критерии: мет- ки для обозначения поля высокого интеллектуального напряжения, признаки. Не существует непроходимых границ, все взаимосвязано, но некоторые метки мы можем указать: 1) Предметность (человек - объект познания, но м. б. предметом для наук; научное познание имеет предметный облик); 2) Проблемность (реальное научное позна- ние - совокупность вопросов и решений проблем, а не просто описа- ние; научное сообщение - такое, где есть что-то неизвестное, о чем мы и хотим известить); 3) Обоснованность (характера для мне- ния; м. б. и в обыденном, и в мифологическом. Стремление к полно- те и развернутости обоснования - характерная черта научного зна- ния); 4) Интерсубъективная проверяемость ( научные аргументы отк- рыты для критики, эта проверка предполагает воспроизводимость); 5) Системность (аргументы излагаются последовательно, в соответс- твии с определенными признаками). Научное знание = истина ( так считают некоторые). Сейчас ясно, что на статус научности или ис- тинности могут найтись претенденты и в мифологии, и в обыденном и др. С другой стороны, неистинное - необходимая часть структуры науки ( в ней существует немало неистинного), но научное познание ориентируется на цель - обосновать истинность.

Все попытки  к выделению более жестких  границ - сужают границы научного знания, но не ведут к жесткому различию науки и ненауки.

6. Структура  научного знания. Вертикальные (уровни  научного познания: эмпирический, теоретический  и уровень ф. оснований и  предпосылок) и горизонтальные  аспекты (совокупность областей, дисциплин, групп и видов наук). Эмпирический уровень имеет дело с самой реальностью: экспериментальная простая логика и др. Цель: установить факты и первичное логическое описание. Выделение из реальности определенных концепций, совокупности параметров, явля- ющихся научным фактом. Теоритический уровень относится не к ре- альности, а к идеализированному объекту, к абстракциям. Структу- ра: идеализированный объект, совокупность фундаментальных утверж- дений о характере связей между идеализированным объектом и др. совокупностями. Уровень ф. оснований - совокупность представлений о реальности (картина мира) нормы научного познания ( как решить проблему), ф. идеи и принципы, с помощью которых ф. картина мира интерпретируется для научного познания. Научная дисциплина - со- вокупность научных областей. В формировании научных областей участвуют устойчивые образования по передаче знаний следующему поколению. Но формирование научных дисциплин играет не только на- учную роль, но и социальную (дисциплины передачи знаний). Научная дисциплина должна быть представлена единой базовой теорией в нау- ке (пытались ранее). Сейчас существует фундаментальная совокуп- ность научных дисциплин и совокупность фундаментальных теорий, предприняты попытки дать обширную классификацию научных дисцип- лин. Бэкон: упорядочить по человеческим особенностям: память = история и др. - непопулярна; Конт: науки по принципу простоты (простые: математика, астрономия, физика, химия, физиология, Со- циология). К подобным классификациям относятся скептически. Сов- ременная классификация: 1) комплекс логико-математических дисцип- лин, 2) естественно-научных; 3) социально-гуманитарных; 4) прак- тических (медицина, техника).

Информация о работе Краткий конспект лекций "по философии"